Статья:

Социальное значение уголовно-правовой борьбы с возбуждением ненависти либо вражды, а равно с унижением человеческого достоинства

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Алиев В.Д. Социальное значение уголовно-правовой борьбы с возбуждением ненависти либо вражды, а равно с унижением человеческого достоинства // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 95-99.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальное значение уголовно-правовой борьбы с возбуждением ненависти либо вражды, а равно с унижением человеческого достоинства

Алиев Вадим Джангир оглы
студент САФУ им. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

The social significance of the criminal legal struggle with the incitement of hatred or enmity, as well as the humiliation of human dignity

 

Vadim Aliev

Student, Northern Arctic Federal University named after Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

 

Аннотация. В данной статье анализируется социальное значение уголовно-правовой борьбы с возбуждением ненависти или вражды, а равно с унижением человеческого достоинства. Данное деяние относится к преступлениям экстремистской направленности и обусловлено соответствующими факторами. Необходимо пресекать данные преступления.

Abstract. This article analyzes the social significance of the criminal legal struggle with the incitement of hatred or enmity, as well as the humiliation of human dignity. This act relates to crimes of an extremist nature and is caused by the relevant factors. It is necessary to suppress these crimes.

 

Ключевые слова: экстремизм; ненависть; вражда.

Keywords: extremism; hatred; strife.

 

В Российской Федерации возникает проблема правовой регла­ментации преступлений экстремисткой направленности, что обусловлено текущей государственной и социальной необходимостью уголовно-правовой борьбы для пресечения и предупреждения преступных посягательств, направленных на личность и общество в целом, которое базируется на сложном мотиве политической, идеологической, расовой, национальной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды к определенной социальной группе, а равно унижению человеческого достоинства. Расцвет этих преступлений обусловлен, прежде всего, сложной социально-политической, экономической ситуацией в Российской Федерации. Именно при политической нестабильности в стране появляется криминальный экстремизм. Это характеризуется множеством различных факторов, которые порождают развитие возбуждения ненависти или вражды, унижения человеческого достоинства. А именно это такие факторы как: социально-психологические, социально-экономические, идеологичес­кими, информационными, социально-историческими и многими другими.

Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства чаще всего проявляется в социальной, религиозной, политической и духовной сферах общественной жизни. Существует множество причин обострения возбуждения ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Они связаны с существованием определенных социальных групп. Распространение возбуждения ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства является острейшей проблемой в Российской Федерации, так как количество данных преступлений возрастает, повышается уровень и характер насилия, а также степень их организованности. Наибольшее распространение и динамизм приобретают межэтнические и межнациональные конфликты на территориях со сложным этническим и религиозным составом, а также на таких территориях, где преобладает одна национальность. Общественное отношение к различным социальным группам накладывает отпечаток на молодое поколение, у которого только начинают формироваться те или иные взгляды относительно правовой действительности, что может превратить их в неуправляемую силу, которую невозможно будет остановить. В основе возбуждения ненависти или вражды, а равно унижения человеческого достоинства лежит комплекс противоречий, которые возникают между конкретной личностью, обществом и государством. Ключевым значением является то, что данное общественно опасное деяние представляет угрозу для основ конституционного строя и конституционных отношений между гражданами, способно причинить им существенный вред. Именно этот признак отражает общественную опасность, социальную вредность деяния, предусмотренного статьей 282 УК РФ.

Суть социальной вредности и опасности сводится к тому, что вред причиняется не отдельным интересам лиц, а общим социальным ценностям, которые устоялись в обществе. Возбуждение ненависти или вражды является противоправной экстремистской деятельностью, которая существенно нарушает права и свободы человека и гражданина, либо причиняет существенный вред основам конституционного строя, подрывает целостность государства. Угроза для гражданского общества состоит в том, что ему навязываются идеи конфликта и противоречий по отношению к различным социальным общностям. Посредством возбуждения ненависти или вражды устанавливается религиозная, политическая, этническая, религиозная нестабильность в нашей стране. Чтобы не допустить этого необходимо, чтобы правоохранительные органы принимали меры к противодействию экстремистских настроений в обществе и были устранены коллизии норм, которые касаются возбуждения ненависти или вражды, а равно унижения человеческого достоинства.

Следует отметить, что российское общество пережило большое количество революционных преобразований, за период которых были разрушены моральные и нравственные ориентиры. К сожалению, государство игнорирует очевидные факты которые свидетельствуют о том, что необходимо повысить благополучие граждан нашей страны во избежание массовой маргинализации общества, которая способствует совершению общественно опасного деяния возбуждения ненависти или вражды. Проявлениями возбуждения ненависти или вражды, представляющими общественную опасность для внутренней безопас­ности страны осуществляется сторонниками нетрадиционных исламских течений. Таким движением является ваххабизм. Организация «Рефах» проводит пропаганду среди молодежи деструктивной идеологии и создание развлетвленной инфраструктуры для последующего подрыва национального и религиозного единства страны. Процесс обучения построен на подчинении Шариату, пропагандируется превосходство ислама, а также неприятие действующего государственного строя, который, по их мнению, противоречит системе исламских воззрений [2]. Их деятельность опасна, так как эти формирования находят большое количество сторонников, что влечет рост возбуждения ненависти или вражды а равно унижение человеческого достоинства.

Общественная опасность возбуждения ненависти или вражды, а равно унижения человеческого достоинства заключается в том, что правам и свободам граждан причиняется существенный вред, экстремистские идеи и концепции выступают идеологической основой, что может привести в возникновению терроризма, массовые слои населения вовлекаются в совершение общественно опасного деяния, предусмотренного статьей 282 УК РФ, что влечет дестабилизацию общественного порядка, стимулируются межнациональные и меж­религиозные конфликты, наблюдается возрастание экстремистских настроений в молодежной среде. Распространение экстремизма может привести к ослаблению и дестабилизации политической системы, Оскорбления конкретной личности по признаку расы, национальности, религиозных мировоззрений являются преступлениями, которые следует пресекать. Так как такое отношение людей друг к другу опасно тем, что они предпочтут насильственные методы решения сложившихся проблем. Высказывание экстремистских взглядов преследует прежде всего цель- расширить число сторонников, пропаганда, распространение таких взглядов, которые направлены на неопределенный круг лиц [1]. Смысл экстремистских мотивов сводится к тому, что это превосходство не только одной социальной, нацио­нальной, религиозной группы над другими, но и указание на источник негативных процессов, которые проистекают в обществе и государстве. При высказывании ненавистнических идей отсутствует указание на конкретных людей либо их имена приводятся в качестве общей враж­дебности. Так, социальный опрос показал, что факты дискриминации по признаку национальности были отмечены у 27,9 % опрошенных, гражданства – 36,4 %, религии – 6,4 % и политических убеждений – 12,8 % [3]. На основе данных этого опроса следует сделать вывод о том, что общество отрицательно относится к дискриминации по национальному признаку, так это негативное явление, которое сеет противоречия и конфликты в обществе. Понятие социальная группа носит весьма широкий вектор своего действия. Следует понимать, что речь идет о выделении групп по признакам: половой или профес­сиональной принадлежности, а также к определенным политическим и иным общественным организациям, возрастной градации, Неприязнь и рознь может возбуждаться по отношению к любителям рок-музыки, старикам, инвалидам, молодежи, милиционерам или медикам. Механизмом возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни является унижение национального достоинства. Под этими выражениями понимается негативный отзыв или действие по отношению к лицу в связи с его национальной принадлежностью, либо негативное высказывание в отношении определенной группы.

Признаком унижения достоинства может являться: использование ненормативной лексики, общепринято негативных названий этнических групп, сравнение национальностей с неодушевленными предметами или животными, высмеивание национальных религиозных святынь или значимых исторических событий. Все эти причины говорят о том, что для возбуждения ненависти или вражды – это является благоприятной почвой. Для этого необходимо предпринимать уголовно-правовые средства противодействия экстремизму. На современном этапе развития Российского государства объективно возрастает значение законодательного обеспечения проводимых преобразований, необходимость эффективного правового регулирования общественных отношений. Без формирования четкой правовой базы, системы управления невозможно решение социально значимых проблем развития какого-либо направления деятельности, в том числе создание должной системы обеспечения безопасности личности и охраны декларируемых общественных отношений. Определяя основные пути противодействия экстремизму, следует исходить из необходимости создания организованной системы правового регулирования для защиты личности и общественных институтов от названных посягательств. Чтобы минимизировать экстремистские проявления для этого необходимо: сформировать принцип недопустимости социальной и прочей ненависти, совершенствовать государственно-территориальное устройство, устранить негативные последствия миграции, совершенство­вание политики в молодежной среде, совершенствовать раннюю индивидуализацию профилактики преступности, выявлять лиц, которые находятся в социально опасном положении, раннее выявление различных межличностных конфликтов, активизировать и повысить уровень качества оперативно –розыскных мероприятий. В Российской Федерации переходный тип политического режима, поэтому еще сохранились пережитки тоталитаризма и авторитаризма. Это свиде­тельствует тому, что у общества низкий уровень правовой культуры и правосознания, поэтому преступления экстремисткой направленности не являются редкостью в нашей стране. Именно политический режим определяет настроения в обществе, веру в демократические институты. Для этого необходимо, чтобы Россия стала правовым государством, чтобы права и свободы граждан реализовывались в полной мере и тогда уровень преступлений экстремисткой направленности снизится.

 

Список литературы:
1. Козачеко И.Я. Совершенствование правовой регламентации преступлений экстремисткой направленности/ И.Я. Козаченко // Правоведение. - 2013. - № 1. – С 118-126.
2. Никонов В.А. Вызов исламскому экстремизму /В.А. Никонов// Стратегии России. - 2005. - № 12. - с 55-59.
3. Смирнова Т.Б. Этнокультурная ситуация в городе Омске / Т.Б. Смирнова // Вестник Омского государственного университета. - 2015. - № 5. - с 55-72.