Учеба П.С. Нахимов в Морском корпусе до 1818г
Секция: Отечественная история
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Учеба П.С. Нахимов в Морском корпусе до 1818г
Childhood and education of P. S. Nakhimov in the Marine corps until 1818
Alexey Borsky
graduate student State autonomous educational institution of higher education of the Leningrad region Leningrad State University named after A.S. Pushkin, Russia, St. Petersburg
Аннотация. Данная статья посвящена детству и учебе П.С. Нахимова в Морском корпусе до 1818 г. В статье рассматривается: 1) детство П.С. Нахимова до поступления в морской кадетский корпус; 2) учеба в Морском кадетском корпусе до 1818 г.
Abstract. This article focuses on Childhood and the study of P.S. Nakhimov in the Marine corps until 1818. The article discusses: 1) Childhood of P.S. Nakhimov before enrolling in the naval cadet corps; 2) training in the Sea cadet corps until 1818.
Ключевые слова: детство П.С. Нахимова; Морской кадетский корпус до 1818 г.; гардемарин; парусный спорт; учеба.
Keywords: P.S. Nakhimov's childhood; Marine corps until 1818; midshipman; sailing; study.
Трудно назвать личность столь популярную в российской истории как герой обороны Севастополя, победитель турок при Синопе вице-адмирал Павел Степанович Нахимов. На протяжении последних полутора сотен лет боевой деятельности этого моряка были посвящены десятки различных работ, и тем интереснее парадокс – в то время как деятельность П.С. Нахимова в период русско-турецкой (Крымской) войны известна досконально, в биографии его зияют существенные «белые пятна». Особенно это касается детства, юности и первых лет службы будущего Адмирала. На рассмотрение этих важнейших для формирования будущего Адмирала проблем и будет направлена данная статья.
Нет секрета в том, что в Российских дворянских семьях любили детей. В семье смоленского дворянина, секунд-майора Степана Михайловича Нахимова и его супруги Феодосии Ивановны было 11 детей из которых 6 умерли в младенчестве. В 1802 г. родился седьмой ребёнок - Павел. Всех детей крестили в церкви Образа Спаса Нерукотворного в селе Спас Волженский. Восприемниками Павла Степановича были старшая сестра Анна и дядя Николай Матвеевич Нахимов, сыгравший важную роль в воспитании и становлении характера своего крестника [2, с. 7].
Детство П.С. Нахимова было прервано Отечественной войной 1812 г. Нашествию и разорению подверглись западные Губернии России и особенно Смоленская, через которую армия Наполеона продвигалась к Москве. Всех детей из смоленских имений Нахимовых отправили под Харьков в Богодуховский уезд к родственникам.
После окончания боевых действий семья Нахимовых с детьми вернулась в родные края. Возвращение в родной дом совпало и с другим жизненно важным решением - пришла пора определяться с будущей службой.
Традиция давать детям морское образование с последующей службой в Военно-Морском флоте была широко распространена среди небогатых дворянских семей центральных и западных губерний России - Костромской, Владимирской, Смоленской, Калужской и др. Нахимовы не были исключением из этой традиции. Уже к моменту рождения Павла Степановича старшие братья Иван и Платон учились в Петербурге в Морском кадетском корпусе.
В апреле 1813 г. Степан Михайлович направил прошение на имя Александра I об определении на учебу недоросля Павла Нахимова, и в августе его включили в список кандидатов. Через полтора года Павел был определен в Морской корпус [2, с. 22].
3 мая в 1815 году прибывший к месту учёбы Павел был зачислен прямо в гардемарины (воспитанника старших классов), сказалась основательная домашняя подготовка. Следует сказать несколько слов о повседневной жизни кадетов в Корпусе. Условия жизни будущих моряков были довольно суровыми. Воспитанники жили на казарменном положении по 20-30 человек в комнате (камерах). В каждом помещении были воспитанники всех возрастов – от кадета до гардемарина, таким образом старшие занимались повседневным воспитанием младших. Из стен корпуса кадеты и гардемарины никуда не выпускались. Только на праздник воспитанник мог быть отпущен к родственникам, после подачи от него письменного прошения. Распорядок дня предполагал подъём в 6:30 и отбой в 21:30. Весь день был строго расписан: подъем, зарядка, утренний чай, занятия в классах (с утра 3 было урока), после следовал завтрак. После завтрака был «большой перерыв», в ходе которого проводились игры на воздухе и другие «внеклассные занятия» внеклассные занятия. Затем ещё два урока, затем следовал обед, а вечером, как и утром, подавался чай с булкой [1, с. 30].
Также суровость жизни в морском кадетском корпусе заключалось в том, что в сами условия жизни в камерах и учеба в классах отличались особой суровостью, особенно зимой. В 1816 г. морской кадетский корпус пережил 2 пожара. Воспитанникам до окончания ремонта приходилось жить и учиться в отвратительных условиях, что сильно влияло на работоспособность воспитанников.
Если говорить об учебной деятельности в морском кадетском корпусе еще тогда Карцовского времени кроме обширного изучения математики в классах было еще и замечательное разделение. Старшие воспитанники, гардемарины каждого выпуска, сообразно их успехам в науках и способностям, были разделены на «теористов» и «астрономистов». Первые проходили даже дифференциальные интегральные исчисления, с их приложениями к геометрии и к наукам, а «астрономисты» оканчивали курсы необходимые для морского офицера частями астрономии. Определенные минусы в этом разделении и были, но были и плюсы. Молодые офицеры знали пройденные науки «прекрасно хорошо», или «весьма худо».
П.С. Нахимов же по выпуску в 1818 г. был 6-м и знал математические дисциплины на «весьма хорошо», по практике «хорошо», история «весьма хорошо», а остальные дисциплины на «очень хорошо».
В морском корпусе, где началось формирование Нахимова как моряка и офицера, протекала деятельность таких выдающихся русских ученых, как профессор Николай Курганов и педагог Платон Яковлевич Гамалея, по учебникам которых проходило обучение гардемаринов, как будущий декабрист Николай Бестужев. Их передовые, прогрессивные идеи имели, несомненно, больше положительное влияние на обучение и воспитание не одного поколения русских морских офицеров, в том числе и на гардемарина Павла Нахимова. Изучение гардемаринами общих и специальных наук, а также практические плавания по определенным программам, давали им серьезные теоретические знания и первые практические навыки в военно-морском деле.
На последних двух курсах корпуса у Павла Степановича теоретическая учеба сочеталась с ежегодными практическими плаваниями в летние месяцы по Балтийскому морю - на бригах «Симеон и Анна» и «Феникс». Практика на «Симеоне и Анне» не отличалась разнообразием, однако именно на этом старом корабле гардемарины и кадеты обучались важнейшим навыкам тогдашнего моряка – умению работать с парусами, управлению поворотами парусного корабля. Как будущие командиры артиллерийских подразделений (полутонгов) они учились обращаться с артиллерийскими орудиями.
Первое по-настоящему большое плавание по портам Балтийского моря Павел Нахимов совершил на бриге «Феникс». Корабль обладал прекрасным ходом, командир-лейтенант П.А. Дохтуров, опытный и знающий моряк, руководителем практики гардемаринов был участник Трафальгарского сражения лейтенант М.В. Милюков, воспитателем известный знаток русского языка и литературы лейтенант С.И. Шихматов. Для плавания по портам Балтийского моря было отобрано 12 лучших гардемаринов [4, с. 18].
Плавание оказалось чрезвычайно полезным для будущих морских офицеров, оно не только расширило их кругозор, но позволило приобрести практические навыки в навигации, кораблевождении, управлении парусами, изучить рейды и подходы к балтийским портам, испытать себя в роли воспитателей рядового состава корабля. В этом плавании П.С. Нахимову впервые доверили выполнять обязанности помощника вахтенного офицера. В обязанности помощника вахтенного офицера такие пункты: 1). Убедиться, что состав вахты достаточен и готов в соответствующих условиях и обстановках бороться за живучесть и безопасность судна, провести инструктаж и, сделать записи в судовом журнале о приеме вахты 2). Обеспечить безопасное ведение работ на судне, провести инструктаж, приостанавливать производство работ при выявлении нарушений 3). Принимать всевозможные меры для предотвращения как эксплуатационного, так и аварийного загрязнения морской среды. 4). Не принимать на себя обязанности, отвлекающие от выполнения своих основных функций. 5). В случае падения человека за борт объявить тревогу, принять всевозможные меры для спасения и доложить об этом капитану и т. д. А.П. Рыкачев, участник плавания на бриге «Феникс», так говорит о П.С. Нахимове: «Павла Степановича Нахимова, как товарища по воспитанию, коротко знал в молодых летах. Мы встретились в 1817 г., когда были назначены на бриг «Феникс» для плавания в Балтийском море, по портам Швеции, Дании и России. Самое назначение было сделано из числа отличных воспитанников по успехам в науках. Назначены были П. Станицкий, Дудинский, П. Нахимов и Н. Фофанов, П. Новосильский, С. Лихонин, Д. Завалишин, И. Адамович, А. Рыкачев, В. Даль, Ф. Колычев, И. Бутенев. Тогда уже между всеми нами Нахимов заметен был необыкновенной преданностью и любовью к морскому делу, и тогда уже усердие, или, лучше сказать, рвение к исполнению своей службы, во всем, что касалось морского ремесла, доходило в нем до фанатизма» [3, с. 50] – с какой благодарностью вспоминал потом эти уроки вахтенный офицер линейного корабля «Азов» мичман, а потом лейтенант Нахимов!
Гардемарины жили в отдельной каюте, в которой постели были в два яруса. Под нижним ярусом имелось по два выдвигающихся ящика под каждой койкой. В каютах они только спали, а все остальное время они проводили кают-компании, где и столовались с остальными офицерами. А так как гардемарины не употребляли вино, то они еще и смогли немного сэкономить.
Гардемарины старались вести себя примерно, но иногда позволяли себе и шалости - бегали по борту брига, бегали по койкам, установленным в сетки по бортам брига, переходили по снастям с одной мачты на другую, спускали по веревке с мачты, даже вниз головой. Нетрудно заметить, что даже «проделки» юношей были направлены на формирования навыков и умений настоящего морского офицера.
Нахимов занимался прилежно, проявил незаурядные способности, окончив корпус с высокими оценками по всем предметам, и вот заветный результат - уже через три года по поступлению в Корпус – 9 февраля 1818 г., был произведен в Мичманы - шестым по выпуску в 15 лет.
Но, с другой стороны непрерывные занятия, которым молодой человек посвящал всего себя, постоянные и долговременные плавания уже в молодые годы отдалили его от женского общества, к которому впоследствии он не мог уже привыкнуть и остался холостым. Все силы и способности его обратились на пользу службы, сделавшейся для него выше всего [5, с. 35].
Нахимов считал, что у морского офицера нет и не может быть еще какого-нибудь интереса, кроме службы. «Например, — рассуждал адмирал, — зачем мичману жалованье? Разве только затем, чтобы лучше выкрасить и отделать вверенную ему шлюпку или при удачной шлюпочной гонке дать гребцам по чарке водки, — иначе офицер от праздности или будет пьянствовать, или станет картежником, или будет развратничать» [6, с. 40].
Подводя итог, хотелось бы отметить, что передовые воспитатели и преподаватели корпуса дали будущему офицеру не только хорошие знания и практические навыки, но и привили любовь к морю, к флоту, кораблю, своей специальности. Этому же значительно способствовали также морские походы на учебных кораблях и, особенно на фрегате «Феникс», на котором Нахимов совершил свое первое заграничное плавание [3, с. 48].
Большое влияние на формирование прогрессивных взглядов Нахимова оказало общение его с передовой частью дворянской молодежью. В период пребывания в корпусе и в начале служебной деятельности среди друзей и товарищей Нахимова были М.А. Бестужев, Д.И. Завалишин, Ф.Г. Вишневский - будущие декабристы, М.Ф. Рейнеке - впоследствии известный ученый-гидрограф, В.И. Даль - выдающийся лингвист и писатель, А.П. Рыкачев – автор известных записок «Год Наваринской компании» [1, с. 50].