Статья:

Семья в Индии: история и современность

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Этнография, этнология и антропология

Выходные данные
Хаснетдинова Ю.Р., Исмагилов И.С., Шмакова Н.Н. Семья в Индии: история и современность // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 16-21.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Семья в Индии: история и современность

Хаснетдинова Юлия Равиловна
студент, ФГБОУ ВО Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург
Исмагилов Ильнар Салаватович
студент, ФГБОУ ВО Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург
Шмакова Наталья Николаевна
канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВО Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В статье рассматриваются брачно-семейные отношения индийского общества. Дается описание древнеиндийской семьи; характеристика форм браков, характерных для индийского общества. А также выявлены важнейшие аспекты формирования семейных отношений, отражающих влияние кастовой системы; религиозных ценностей. Без всего этого невозможно понять современные особен­ности брачной жизни в индийском обществе.

Abstract. The article deals with marriage and family relations of Indian society. The description of an ancient Indian family is given; the characteristic of forms of marriages characteristic of the Indian society is given. And also the most important aspects of formation of the family relations reflecting influence of caste system; religious values are revealed. Without all this, it is impossible to understand the modern features of marriage in Indian society.

 

Ключевые слова: брак; семья; семейные отношения в Индии; традиции; обычаи; Древняя Индии; современное состояние семьи в Индии.

Keywords: marriage; family; family relations in India; traditions; customs; Ancient India; modern state of family in India.

 

Индия – одна из древнейших цивилизаций, которая существует более пяти тысяч лет. За все это время менялись традиции страны, появлялись новые обычаи, но самобытность индийской культуры осталась неизменной. Все современные традиции и культурные нормы не заменяют старинный уклад, который создавался столетиями, а лишь дополняют его, становясь частью одной большой индийской истории. Как считают большинство этнографов, прочитать о традициях страны – это мало, стоит побывать в далекой деревне в течение определенного времени. Только так можно понять и принять существующий уклад индийского народа.

Впервые аспекты брачно-семейных взаимоотношений содержатся в древнеиндийских источниках права – Законодательстве Ману и Артхашастре Каутильи.

Дхармашастра Ману - наиболее известная из дхармашастр в период II в. до н. э. - II в. н. э, возникшая на основе старейших законов. Их составителем считается прародитель всех людей Ману. Законы Ману включают в себя XII глав, а они, в свою очередь, 2685 статей, которые написаны в виде двустиший, т.н. шлок. Документ представляет классовый характер права Древней Индии [8].

Другим историко-правовым памятником Древней Индии является Артхашастра Каутильи, который относится к I в. до н. э. - I в. н. э. Автором данного документа считается, советник царя Чандрагупты (IV - II вв. до н.э.), Каутилье. Считается, что это произведение явилось конечным результатом развития светской традиции артхашастр [5, с. 18].

Семейным отношениям в законах посвящено большинство поло­жений: гл. III и IX – в законах Ману, в гл. 3 - 7 кн. III - в Артхашастре Каутильи. Объясняется это тем, что варно-кастовая структура индийского общества в древности строилась на брачных, кастовых, родовых ограничениях и требованиях браков [5, с. 30].

Индийская семья была и остается по сей день большой семьей, в которой все родственники тесно связаны друг с другом. Они живут все вместе под одной крышей и часто сообща владеют движимым и недвижимым имуществом рода. Индийская семья была патри­архальной и патрилинейной. Отец был главой дома и распоряжался общим имуществом, главенствующая роль передавалась по мужской линии [2, с. 82].

Церемония бракосочетания и ныне мало отличается от той, что описана в литературном памятнике, которая упоминалась выше. Несущий глубочайшее священное значение ведический свадебный ритуал Виваха является важнейшим событием в жизни любого индуса, и потому к его подготовке и проведению подходят с высоким почтением. Они верят в то, что свадебный обряд связывает супругов на семь последующих жизней, являясь одним из самых важных таинств жертвоприношений в жизни индуиста. Большое значение имеет целомудрие. Создание семьи с молодой девушкой, которая лишена девственности, исключена, т. к. женщина сравнивается с полем, "кшетра", а мужчина с обладателем поля, "кшетрин". Первый, кто засеял поле, становится владельцем всего, что родится на этом поле.

Индийские торжества прославились роскошью и богатством. Все расходы несут родители невесты. Празднование и проведение всех необходимых ритуалов продолжается несколько дней, в то время как подготовка к свадьбе начинается задолго до свадебной церемонии. Индуистская свадьба делится на три этапа: досвадебные церемонии, свадебный обряд, а также ритуалы, проводимые после свадьбы. В этот период угощения представляют собой исключительно молочные либо вегетарианские блюда. Употребление мяса, рыбы и яиц запрещены [4].

В древних источниках выделяется восемь видов бракосочетаний, которые получили названия по именам богов или сверхъестественных существ [7]: "брахма" - девушку выдают с приданым за человека того же сословия: «вручение дочери, наряженной и наделенной драгоцен­ностями, жениху ученому и доброго поведения, которого отец сам приглашает, называется дхармой брахма» [3, III, 27]. Это наиболее похвальная форма брака, т. к. она была подобающей для брахманов. "Дайва" - девушку с украшениями отдают жрецу за совершение жертво­приношения: «вручение наряженной дочери жрецу, надлежаще занятому в жертвоприношении, когда он исполняет обряд, они называют дхармой дайва» [3, III, 28]. "Арша" - девушку выдают за выкуп в виде коровы: «Когда отец, получив от жениха в соответствии с дхармой быка и корову или две пары выдает дочь по правилам, такая дхарма называется арша» [3, III, 29]. Но это дарение предназначается для жертвоприношения - главное отличие "арши" от "асуры". "Праджапатья" - девушку выдают без приданого, и без выкупа: «вручение дочери ее отцом после произнесения слов: "Исполняйте оба вместе дхарму", — и оказания почестей жениху называется обрядом праджапатья» [3, III, 30]. Название этого вида брака обозначает "ради рождения детей", т. е. брак заключается для исполнения своих обязан­ностей. "Гандхарва" - девушку выдают без обрядов, с согласия обеих сторон ("тайный брак"). «Добровольный союз девушки и жениха, любострастный, происходящий из желания, называется гандхарва» [3, III, 32]. При такой форме брака родители не имели права слова, главное решение принимали жених и невеста. "Асура" - девушку выдают за выкуп: «выдача дочери, когда жених дает имущество родственникам и невесте, столько, сколько может, и добровольно, называется формой брака асура» [3, III, 31]. Таким образом, в основе этого брака лежали деньги. "Ракшаса" - брак с кражей невесты «увод девушки силой, в то время как она кричит и плачет, сопровождаемый убийством... ее родственников, называется браком ракшаса» [3, III, 33]. Такой способ брака преобладал у воинствующих народах. "Пайшача" - девушку выдают в пьяном, сонном состоянии. «Когда мужчина тайком овладевает девушкой, которая спит, находится в бессознательном сос­тоянии или опьянении, то это называется способом пайшача» [3, III, 34]. Он практиковался в низших сословиях, такой вид брака осуждался всеми.

Из этих восьми видов только первые четыре являлись общепризнанными: «В семьях, возникших от четырех форм брака, начиная с первого, рождаются сыновья, сияющие знанием Веды, одобряемые учеными людьми» [7]. Последние формы брака, которые названы именами демонов, общественность не одобряла. Но, брак гандхарва, сводившийся к временной связи, пользовался признанием. Особой формой брака гандхарва была сваямвара, то есть «собственный выбор». В «книгах законов» указывается, что, если родители не выдают дочь замуж тотчас же по достижении ею половой зрелости, она имеет право сама выбирать мужа [2, с. 84]. Стоит отметить, что в настоящее время признаны только две формы — брахма и асура.

Однако при любых формах брака, необходимы были религиозные церемонии. «Если девицу взяли силой и не было торжественного брака с религиозными обрядами, она может быть должным образом выдана замуж за другого, поскольку она в этом случае остается девицей, как и прежде» Так же и по Законам Ману, обряд должен совершаться только при условии, если невеста – девица [7, с. 153].

Межкастовые браки считались запретными. Но в ЗМ говорится о том, что «при первом браке дважды рожденному рекомендуется жена его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку варн» [3, III, 12], тем самым развивая теорию о смешении варн и придавая низкий социальный статус для рожденных межкастовых детей [7, с. 159]. По логике, следовал запрет заключения брака за пределами своей касты.

Вступающие в брак жених и невеста были взрослыми людьми, т. к. следуя формам брака, некоторые формы предполагали выбор и свое согласие на брак. Вступать в брак разрешалось с 20 лет для юношей, и с 16 - для девушек. Детские браки не приветствовались.

Рождение в семье ребёнка имело огромное значение в жизни родителей. В первом из известных индийских литературных памятников «Ригведе» рождение сына является великой благодатью. Девочки после замужества принадлежали к семье мужа, к тому же, их необходимо было обеспечивать приданым, его отсутствие могло привести к безбрачию девушки. [1, с. 139] Из-за этого, рождение девочки не приветствовалось. Закон приравнивал женщин к низшим существам: «Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья в старости; женщина никогда не пригодна для самостоя­тельности» [8].

На сегодняшний день большое распространение получил институт гражданского брака. Это объясняется тем, что люди пытаются предостеречь себя от не желаемых последствий, которые могут возникнуть в процессе развода. Но, по отношению к данному вопросу, индийские семьи являются исключением.

Крепкие узы индийской семьи базируются на моральных устоях, которые внушаются детям в раннем возрасте. Если в европейской семье каждый супруг ищет выгоду для себя, то здесь воспитание происходит таким образом, что каждый человек в браке будет жить не для себя, а для своих близких людей.

Можно констанитировать, что собственно и сейчас в индийской культуре традиции предопределяют формирование чувства любви. В большинстве случаев, спутника либо спутницу жизни выбирают близкие родственники. Для этого в СМИ и социальных сетях размещают объявление, где указывается каста, религиозная принадлежность, дата и год рождения (это необходимо астрологам для составления гороскопа), образование, материальное положение и т. д., т. е. все персональные данные так называемого супруга или супруги. Невеста обязательно обеспечивается приданым, размер, которого зависит от материального положения жениха. Средний размер приданого составляет 10 тысяч долларов, куда не входит покупка бытовой утвари. При этом средняя заработная плата составляет в Индии сто долларов. Однако вся эта кропотливая подготовка к супружеской жизни гласит об основательном отношении к созданию новой семьи.

В случае совпадения предоставленных данных, то молодым людям демонстрируют фотопортреты друг друга. При появлении взаимного интереса, следуют короткие встречи будущих супругов. И если, они оба соглашаются, то через определенное время проводится церемония бракосочетания. В это время молодые могут общаться друг с другом при помощи социальных сетей и звонков. До свадьбы девушка должна сохранить невинность. Таким образом, из вышесказанного следует факт сохранения самобытности и самоидентичности древней и современной культур Индии [6].

На Западе начало семейной жизни, как правило, связано с чувством любви, сильным взаимным влечением. В начале семейной жизни в Индии любви еще нет, в этом случае общение может привести к чувству любви. По статистике, если в западной культуре распадается до 70 % семей, то в индийской – чуть больше 1 %. Это следует о том, что установка западного мышления на неизменное экспериментирование в интимной сфере не приносит должного эффекта [6].

Индийская семья – одна из наиболее крепких во всем мире. Индия - это страна нравственных ценностей и мудрых древних традиций. Современная цивилизация во многом определяет уклад жизни страны, это особенно проявляется в крупных городах, но особая духовная аура, которая окружает представления о семье и семейных традициях - сильна в индийском обществе, она формирует крепкие и гармоничные индийские семьи.

 

Список литературы:
1. Артхашастра Каутильи [Текст] // Перевод А.А. Вигасина, А.М. Самозванцева – М., 1984. – С. 254 
2. Дворецкова П.А. Семья и брак в Древней Индии // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2017. № 7. С. 81-86
3. Законы Ману [Текст] [Электронный ресурс]. URL: http://www.bharatiya.ru/india/zak_manu/zak_manu09.html (Дата обращения: 29.01.2018).
4. Ишвари Абани Индийская свадьба. Свадебные обряды, церемонии и ритуалы Индии [Электронный ресурс] URL: http://www.bharatiya.ru/india/weddings.html (Дата обращения: 30.01.2018).
5. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. - М., 1982.
6. Мартынов В.Ф. Любовь и семейные традиции в культуре Индии [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/5584664/page:2/. (Дата обращения: 09.02.2018).
7. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи) / Сокр. пер. с англ. - М., 1982. С. 313. 
8. Семейные отношения в Древней Индии по Законам Ману. Электронный ресурс. URL: https://bibliofond.ru/view.aspx?id=584967 (Дата обращения: 29.01.2018).