ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ УЗБЕКИСТАНА СО СТРАНАМИ АСЕАН (НА ПРИМЕРЕ ВЬЕТНАМА, ТАИЛАНДА И ФИЛИППИН) (1991-2000)
Секция: История международных отношений и внешней политики
XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ УЗБЕКИСТАНА СО СТРАНАМИ АСЕАН (НА ПРИМЕРЕ ВЬЕТНАМА, ТАИЛАНДА И ФИЛИППИН) (1991-2000)
POLITICAL AND ECONOMIC INTEGRATION OF UZBEKISTAN WITH ASEAN COUNTRIES (1991-2000)
Ilyas Shakirov
Doctoral student of National university of Uzbekistan, Uzbekistan, Tashkent
Аннотация. Представленный тезис дает краткий анализ политической и экономической интеграции Узбекистана со странами АСЕАН. В работе показаны первые практические меры, направленные на развитие многосторонних отношений Узбекистана с АСЕАН.
Abstract. The presented thesis provides a brief analysis of the political and economic integration of Uzbekistan with ASEAN countries. It shows the first practical measures aimed at developing multilateral relations of Uzbekistan with ASEAN.
Ключевые слова: становление, экономика, двухсторонние отношения, культура, туризм.
Keywords: formation, economy, bilateral relations, culture, tourism.
С момента обретения государственной независимости Республика Узбекистан, основываясь на принципах основного Закона государства [1], поэтапно интегрировалась с мировым сообществом. Страны АСЕАН, в том числе, Вьетнам, Таиланд, Сингапур и Филиппины, о которых речь пойдет ниже, были первыми странами, признавшие государственный суверенитет Узбекистана.
На сегодняшний день Республика Узбекистан установила дипломатические отношения с ведущими государствами-членами АСЕАН, в том числе, в 1992 году были установлены двусторонние отношения с СРВ, КТ, Филиппинами, в 1997 – Сингапуром.
Процесс политической и экономической интеграции со странами АСЕАН был обоснован, прежде всего, интересами Правительства Республики Узбекистан, характеризовавшимися в использовании потенциала стран АСЕАН, в том числе, политического и экономического, с целью развития торгово-экономических и инвестиционных связей, а также для установления контактов в современной системе международных отношений (МО).
Республика Узбекистан и Социалистическая Республика Вьетнам
В Узбекистане, с первых дней независимого развития, руководство страны рассматривало СРВ как надежного и долгосрочного партнера в Юго-Восточной Азии, в связи с чем было заинтересовано в развитии многопланового и взаимовыгодного узбекско-вьетнамского сотрудничества, в сферах представлявших обоюдный интерес. В 1993 году в городе Ташкенте было открыто Посольство СРВ.
В декабре 1993 года для укрепления дружественных связей между двумя государствами был организован официальный визит министра иностранных дел Вьетнама в Республику Узбекистан. В рамках данного визита стороны обратили внимание на вопросы, связанные с проблемами двустороннего сотрудничества и взаимодействия на мировой арене.
В 1994 году МИД двух стран подписали протокол “О консультациях” внешнеполитических ведомств Узбекистана и Вьетнама. В 1994 году состоялся официальный визит в Республику Узбекистан министра иностранных дел СРВ Нгуен Мань Кама, а в 1995 году между двумя странами было подписано Соглашение “О воздушном сообщении”. Таким образом, можно констатировать факт, что уже в первую десятилетку независимого развития Республика Узбекистан, став полноправным членом международного сообщества, установила тесные связи с СРВ [2].
Республика Узбекистан и Королевство Таиланд
Сотрудничество Республики Узбекистан и КТ носит весьма иной характер. Так, первые дипломатические контакты независимой Республики Узбекистан с КТ были установлены еще до установления двусторонних отношений между странами.
Представители внешнеполитического ведомства Таиланда выделяли Узбекистан, как один из приоритетных государств для сотрудничества в регионе ЦА. Это подтверждается тем, что в рамках визита представителей МИД Узбекистан в Таиланд 5 февраля 1994 года, тайской стороной было уделено особое внимание двустороннему сотрудничеству с Узбекистаном. Одним из важных итогов данного визита стало под подписание рамочного Соглашения “Об учреждении совместной комиссии” по двустороннему сотрудничеству между Республикой Узбекистан и Королевством Таиланд.
Важным шагом в укреплении дипломатических отношений между КТ и Республикой Узбекистан стал визит делегации Посольства Королевства Таиланд в Москве в Республику Узбекистан 4 октября 1995 года, во главе с министром-советником Чалермпулом Тангитом. Основным итогом данного визита стало парафирование Соглашения-договора “О сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран”.
В период с 9–22 мая 1996 года в Узбекистане с официальным визитом побывала делегация министерства иностранных дел Королевства Таиланд во главе с заведующим Европейским отделом МИД П. Викиниятани в сопровождении первого секретаря К. Ватана [5].
20 мая 1996 года делегация провела встречу в МИД Республики Узбекистан, в рамках которой таиландская сторона подтвердила намерения Правительства страны открыть Посольство Королевства Таиланд в Республике Узбекистан в течение 1996–1997 гг. В связи с этим, тайской стороной было отмечено, что данное посольство будет единственным дипломатическим представительством в Центральной Азии, что обусловлено, по мнению таиландской стороны, выгодным географическим положением республики, проживанием в Республике Узбекистан насчитывает почти треть населения Центральной Азии, а также отличается развитой сетью коммуникаций, в том числе авиасообщением Ташкент–Бангкок–Ташкент.
В феврале 1996 года в городе Бангкок начало свою деятельность Генеральное консульство Республики Узбекистан. В период с 21–24 сентября 1996 года делегация МИД Королевства Таиланд в составе 15 человек во главе с постоянным секретарем Теп Девакула организовала рабочий визит в Республику Узбекистан. Основной целью данного визита являлось ознакомление с политической ситуацией в государствах Центральной Азии, а также изучение возможности открытия Посольства Королевства Таиланд в Ташкенте. В рамках визита, таиландская делегация также посетила город Самарканд. Таким образом, результаты анализа вышеуказанной деятельности показывают, что в первые годы установления дипломатических отношений между двумя государствами, важное значение придавалось укреплению дружественных связей в системе международных и региональных организаций [4].
Республика Узбекистан и Республика Филиппины
Изучив историю дипломатических отношений между Узбекистаном и Филиппинами можно констатировать то, что, несмотря на установление двусторонних отношений в 90-е годы XX века, динамика развития дипломатических отношений в этот период оставалась отрицательной. Это, прежде всего, было связано с тем, что в этот период стала формироваться внешняя политика Республики Узбекистан, и основной фокус внимания руководства независимой страны был направлен на развитие дипломатических связей с другими государствами АСЕАН, в частности, с Малайзией, Вьетнамом и Таиландом.
Однако можно подчеркнуть, что уже в начале XXI века между двумя государствами были сделаны первые шаги, направленные на развитие дипломатических отношений.
Так, уже в 2004 году в рамках участия в системе ООН Республика Узбекистан поддержала позицию Филиппин в Непостоянные члены Совета Безопасности ООН на период 2004–2005 гг.
30 августа 2004 года Эрнесто Вииларика Ламас вручил верительные грамоты в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла Филиппин в Узбекистане с резиденцией в городе Москва. Вместе с тем, в июле 2007 года Посол Филиппин в Иране А. Виллакорте получил агреман Правительства Узбекистана в качестве главы дипмиссии в Узбекистане с резиденцией в Тегеране. Таким образом, можно добавить, что, фактически в 2007 году были сделаны первые практические шаги для налаживания и развития двусторонних отношений между Узбекистаном и Филиппинами.
Во время участия делегации Республики Узбекистан в работе 62-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН 29 сентября 2007 года была организована встреча с министром иностранных дел Филиппин Альберто Ромуло. В ходе встречи между представителями двух стран были обсуждены перспективы узбекско-филиппинских отношений, включая обмен визитами на высшем уровне, вопросы активизации политического диалога, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.
В рамках переговоров министр иностранных дел Филиппин отметил, что филиппинская сторона выступает за позицию Узбекистана в рамках международных организаций, в том числе Генеральной Ассамблеи ООН и Совета по правам человека. Вместе с тем, министр также высказался за активизацию отношений, как на двустороннем уровне, так и в рамках региональных организаций, прежде всего, в АСЕАН.
Филиппинской стороной было высказано пожелание о проведении консультаций с партнерами в рамках АСЕАН по вопросу подключения Узбекистана к данному региональному форуму в качестве секторального партнера. В этой связи, главой МИД Филиппин было предложено аккредитовать руководителя одного из посольств Республики Узбекистан в Юго-Восточной Азии в качестве главы дипломатического представительства Республики Узбекистан на Филиппинах.
Так, в 2007 году был аккредитован Посол Республики Узбекистан в Малайзии по совместительству в Республике Филиппин, а также были назначены Почетные Консулы двух стран. Таким образом, в рамках региональных организаций двусторонние отношения Узбекистана и Филиппин также вступили на качественно новый этап. В частности, в рассматриваемый период укрепились взаимосвязи двух стран в рамках АСЕАН, в том числе по вопросу секторального партнерства Республики Узбекистан. Можно отметить, что в этот период филиппинской стороной была проявлена заинтересованность в развитии взаимодействия в области борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, укрепления международного режима разоружения и нераспространения оружия массового поражения [3].
Таким образом, можно отметить, что еще до установления дипломатических отношений Узбекистан и Сингапур активно сотрудничали в торгово-экономической сфере. В результате установления дипотношений страны активно сотрудничали в системе международных отношений, прежде всего, ООН, что подтверждается взаимной поддержкой инициатив двух стран.