История университетско-промышленных связей в Чувашии: источниковый каркас исследования
Секция: Историография, источниковедение и методы исторического исследования
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
История университетско-промышленных связей в Чувашии: источниковый каркас исследования
The history of university-industry relations in Chuvashia: source frame of the study
Svetlana Mikhailova
Doctor of Historical Sciences, Professor, Department for Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
Alina Muzyakova
Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor, Department for Document Science, Information Resources and Auxiliary Historical Disciplines, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-11-21006
Аннотация. Статья посвящена анализу источниковой базы изучения эволюции университетского компонента индустриального развития Чуваши с последней трети XX века по настоящее время: в контексте периодов ускоренной индустриализации, деиндустриализации и реиндустриализации экономики страны. Рассмотрены законодательные акты, регулирующие сферу образования и промышленности, локальные нормативно-правовые акты, делопроизводственные документы, статистические источники, материалы периодической печати, позволяющие раскрыть основные аспекты университетско-промышленного партнерства в регионе.
Abstract. The article is devoted to analysis of the source base the study the evolution of the University component of the industrial development in the Chuvashia with the last third of the XX century to the present: in the context of periods the accelerated industrialization, deindustrialization and reindustrialization the economy. Considers the legislative acts regulating the sphere of education and industry, local regulatory legal acts, office documents, statistical sources, periodical materials, allowing to reveal the main aspects of University-industrial partnerships in the region.
Ключевые слова: Чувашия; университет; промышленность; взаимодействие; исторические источники.
Keywords: Chuvashia; University; industry; interaction; historical sources
В постоянно и быстро меняющемся современном мире потенциал российской историографии реализуется во множестве направлений и на самых различных уровнях. Тем не менее, на этом динамичном фоне выделяется история отечественных университетов как одно из наиболее «продвинутых» направлений. Его представители констатируют, что «круг проблем высшей школы, ее прошлого и настоящего, достаточно широк, и столь же широк круг научных дисциплин, представители которых вовлечены в эту дискуссию: социологи и антропологи, психологи и теоретики образования, однако явно доминируют здесь историки или, по крайней мере, исследователи, работающие на стыке истории и иных социогуманитарных дисциплин. Поэтому сегодня мы вправе говорить не просто о некой совокупности исследований по истории университетов, но об особой предметной области исторического знания, оформленной институционально и дисциплинарно» [7, с. 28]. Поскольку речь идет о дисциплинарном оформлении, постольку должны решаться вопросы информационного обеспечения научной дисциплины, комплексный характер которой обуславливает многоаспектность совокупности исторических источников, использование различных подходов к ее формированию. В данном ключе авторами предпринята попытка проанализировать воздействие университета как социального института на функционирование промышленности как явление социальной практики.
На наш взгляд, индустриальная история Чувашии довольно широко освещена в научной литературе. Исследователями рассмотрены такие вопросы, как основные направления и содержание промышленного развития национальных республик Поволжья, партийно-государственная политика в данной сфере, изобретательство и техническое творчество рабочих, профессиональная подготовка кадров рабочих, их социально-демографический состав и профессионально-квалификационная структура, культурно-технический уровень [3], [8]. Но при этом проблема взаимодействия созданного в 1967 г. Чувашского государственного университета и промышленных предприятий оставалось «за кадром». Между тем, аналогичная тематика затрагивалась учеными из других республик и областей. В последние годы экономистами, социологами, историками пристальное внимание уделяется влиянию университетов на социально-экономическое развитие страны в целом и ее регионов в частности, рассматривается сотрудничество вузов с промышленными предприятиями и учреждениями [4], [6], [14].
Следует признать, что изучение организации и функционирования университетского компонента индустриального развития Чувашии в изменяющихся исторических условиях, в том числе целей и задач совместной деятельности Чувашского государственного университета и крупнейших предприятий промышленного комплекса региона в индустриальной сфере, функций, структур, ресурсного обеспечения рассматриваемого компонента, хода и результатов его эволюции, имеет определенную специфику, связанную с выявлением и введением в научный оборот исторических источников, позволяющих решить исследовательские задачи.
В целом, источниковую базу исследования составляют опубликованные материалы и неопубликованные документы, хранящиеся в фондах Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР), Государственного архива современной истории Чувашской Республики (ГАСИ ЧР), архива и музея истории университета Чувашского государственного университета, а также электронные ресурсы удаленного доступа, представленные на официальный сайтах органов государственной власти и Чувашского государственного университета в сети Интернет, которые можно сгруппировать по следующим направлениям.
К первой группе источников необходимо отнести законодательные акты – Конституции СССР, РСФСР и Чувашской АССР, Российской Федерации и Чувашской Республики [17], [23], [29]. В них, являющихся базой текущего законодательства соответствующих периодов, содержится основополагающая информация, освещающая принципы государственной политики в области социально-экономического развития, науки и образования, обеспечения прав граждан на получение образования.
Законы об образовании [16], [18], [19], [22] отражают направления реформ в сфере образования, правовое регулирование отношений и полномочия органов власти различных уровней в данной сфере, структуру системы образования, требования к образовательной деятельности и подготовке обучающихся. В законах РСФСР, в постановлениях Верховных Советов СССР, РСФСР и Чувашской АССР, Советов Министров СССР, РСФСР и Чувашской АССР, федеральных законах Российской Федерации освещаются основные направления развития промышленности и науки, деятельность по обеспечению фабрик и заводов высококвалифицированными кадрами, организации научно-исследовательских лабораторий на производстве и др. Так, при изучении роли университетского компонента в сфере промышленного производства в условиях попыток реиндустриализации и импортозамещения в современной России актуальными будут нормативные акты, касающиеся национальной промышленной и научно-технической политики [20], [21], [28].
Также к первой группе относятся локальные нормативные акты – уставы промышленных предприятий и вуза, определяющие структуру, функции и права организаций, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере деятельности. К примеру, в действующем уставе Чувашского государственного университета можно найти информацию о взаимодействии университета с предприятиями реального сектора экономики, его направлениях, правовом, финансовом и интеллектуальном обеспечении [27].
Особо следует выделить в данной группе источников документы органов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации, нацеленные на интеграцию образования, науки и промышленности в начале XXI в., а также университетские программы, разрабатываемые в русле осуществления государственного стратегического планирования [5], [25], [26].
Вторую группу источников составляют делопроизводственные материалы – документы государственных органов власти и образовательных учреждений: фонды Совета Министров Чувашской АССР (Ф. Р-203), Президиума Верховного Совета Чувашской АССР (Ф. Р-1041), Чувашского госуниверситета (Ф. Р-2453), хранящиеся в ГИА ЧР; фонды Чувашского областного комитета КПСС (Ф. П-1), Чувашского областного комитета ВЛКСМ (Ф. П-6), хранящиеся в ГАСИ ЧР. В них содержатся ценные сведения о работе государственных и партийных органов по открытию Чувашского госуниверситета, становлению и развитию вуза.
Также в ГАСИ ЧР сосредоточены фонды общественных организаций университета: 1) партийного комитета Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (Ф. П-294), насчитывающий 211 единиц хранения, представлен протоколами общих собраний, заседаний парткома университета, партбюро факультетов; 2) Комитета ВЛКСМ Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (Ф. П-340), содержащий 306 единиц хранения за 1963–1993 гг., представлен протоколами конференций, пленумов, заседаний комитета ВЛКСМ вуза и факультетов, отчеты о деятельности ССО и др.
Кроме того, в ГАСИ ЧР хранятся фонды первичных комсомольских организаций промышленных предприятий: Чебоксарского производственного объединения «Химпром» имени Ленинского комсомола (Ф. П-380), Чебоксарского машиностроительного завода (Ф. П-2525), Чебоксарского приборостроительного завода (Ф. П-2539), Производственного объединения Чебоксарского завода промышленных тракторов (Ф. П-2538) и др. В них содержатся циркулярные письма, инструкции, справки, протоколы, статистические отчеты, раскрывающие различные аспекты промышленного развития предприятий и состояние его обеспечения квалифицированными кадрами.
В ведомственном архиве Чувашского государственного университета аккумулирована документация, начиная с 1980 г. (документы, созданные с 1967 г. по 1979 г. хранятся в ГИА ЧР). К ней относятся приказы по основной деятельности и личному составу, протоколы и стенограммы заседаний Ученых советов университета и факультетов, отчеты о научно-исследовательской работе и т.д.
Раскрытию основных направлений совместной деятельности Чувашского государственного университета и промышленных предприятий региона также способствуют отчеты о социально-экономическом развитии Чувашии, отчеты о самообследовании, научно-исследовательской работе в вузе, представленные на официальных сайтах органов государственной власти республики и университета в сети Интернет [11], [12], [13], [15].
Третьей группой являются статистические источники. Они дают возможность получить представления о существенных изменениях в социально-экономическом развитии страны, региона, провести их сравнительный анализ, а также позволяют более углубленно и детально изучить динамику производственных показателей, подготовки кадров для народного хозяйства и т.д. [9], [10].
Четвертая группа источников – материалы периодической печати, а именно, ведомственной газеты «Ульяновец», первый номер которой вышел в свет 10 апреля 1968 г. В ней содержится много ценного фактического материала: сведения о жизнедеятельности факультетов, научно-педагогической работе, обучении и прохождении практики студентами на предприятиях, хоздоговорных работах вуза, университетских договорах, заключенных с промышленными предприятиями, научных разработках вуза, проводимых по их заказу, биографии выдающихся ученых и выпускников, внесших весомый вклад в развитие системы образования, экономики республики и страны. Научно-исследовательский интерес вызывают опубликованные на страницах газеты «Ульяновец» воспоминания руководителей республики и вуза, а также преподавателей, стоявших у его истоков, сыгравших важную роль в истории вуза и подготовке инженерно-технических кадров [1], [24]. Так, в одном из интервью бывший секретарь Чувашского обкома КПСС И.П. Прокопьев рассказал о предпосылках, различных проектах организации университета, а также сложностях, с которыми пришлось столкнуться при этом [2].
Таким образом, в региональной истории постановка проблемы изучения эволюции университетского компонента индустриального развития Чувашии является новацией. Рассмотрение предмета исследования в контексте периодов ускоренной индустриализации, деиндустриализации и реиндустриализации экономики страны требует тщательного анализа разнообразного круга исторических материалов. Выявленный массив документов представляет собой репрезентативную базу, ее комплексное использование позволяет в целом достоверно и с достаточной полнотой раскрыть основные аспекты проблемы. Причем данная база отнюдь не является жесткой конструкцией, заданной раз и навсегда. Ее особенность как раз и заключается в способности постоянно развиваться, пополняясь новыми видами и группами источников, наиболее перспективными из которых представляются документы на самых разных носителях, отражающие социальную память университетской корпорации.