Статья:

Экономическая политика администрации У. Дж. Клинтона в период с 1993 по 1994 гг.

Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Всеобщая история

Выходные данные
Кадочникова М.В., Никитин Л.В. Экономическая политика администрации У. Дж. Клинтона в период с 1993 по 1994 гг. // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(42). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 4-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Экономическая политика администрации У. Дж. Клинтона в период с 1993 по 1994 гг.

Кадочникова Мария Владимировна
магистрант ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск
Никитин Леонид Витальевич
канд. ист. наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

ECONOMIC POLICY OF the administration of W. J. CLINTON in the period from 1993 TO 1994

 

Maria Kadochnikova

master student South Ural state university of humanities and education, Russia, Chelyabinsk

Leonid Nikitin

Candidate of Historical Sciences, associate professor South Ural state university of humanities and education, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В статье приводятся основные направления экономической политики администрации У. Дж. Клинтона – 42-го президента США в рамках периода с 1993 по 1994 гг. Данный этап был одним из ключевых в становлении приоритетов для президента, а также одним из успешных.

Abstract. The article presents the main directions of economic policy of the administration of  W. J. Clinton – the 42nd President of the United States during the period from 1993 to 1994. This stage was one of the key priorities for the President, as well as one of the successful ones.

 

Ключевые слова: экономика; история; США; Клинтон; администрация Клинтона; экономическая политика.

Keywords: economy; history; the USA; Clinton; Clinton’s administration; economic policy.

 

У. Дж. Клинтон пришел к власти в начале 1990-х гг., в это же время существовал ряд проблем в экономической жизни США. И была среди них такая, которую невозможно было откладывать на более позднее время. Она требовала решения в ближайшее время: сокращение дефицита федерального бюджета, который особенно увеличился за годы пребывания республиканцев у власти.

Трудность разрешения неотложной задачи, то есть вопроса бюджета, была в том, что, во-первых, необходимо было разработать верную экономическую стратегию, а во-вторых, найти средства для уменьшения дефицита бюджета.

После того, как Клинтон вступил в избирательную гонку 1992 г., его желание изменить политику США во многих ее аспектах стало очевидным. В предвыборной гонке Клинтон, исходя из данных демократической платформы, «проявил себя как кандидат, который хотел бы привнести большие перемены во все сферы жизни, особенно оживить экономическое развитие своей страны»[7].

Будущий 42-й президент США был представителем отдельного крыла партии – «новых демократов». Идеи этого крыла сочетали программные позиции как Республиканской, так и Демократической партии. В рамках нового курса демократы предлагали ряд программных положений республиканцев: уничтожение бюджетного дефицита, преобразование социальной сферы жизни общества, поощрение личной ответственности каждого гражданина.

Решение проблем дефицита федерального бюджета, особенно способы его устранения за счет снижения трат на оборону и государственный аппарат, увеличения налогов, уменьшения трат на социальную сферу и в целом её реформирование – все это ранее было не характерным для демократов.

Демократическая партия знала, что дефицит – это большая проблема как в экономическом, так и в политическом плане, и, если не решить эту проблему, преобразования в других сферах будут невозможны. Клинтон понимал, что цель сбалансировать бюджет является приоритетной в его политике, но также осознавал и то, что цель сама по себе трудна и масштабна [2, с. 18].

Для борьбы с дефицитом бюджета Клинтон предложил кардинальное уменьшение расходов, а также полную ликвидацию дефицита за 10 лет, так как именно этот срок позволит быть более свободными при сокращении дефицита и увеличения затрат на новые программы и преобразования. Предполагалось, что с помощью такого решения в экономике страны не должно было возникнуть экономических трудностей, а также сокращение будет происходить постепенно.

К сожалению, план бюджета не был разработан быстро, ведь ситуация осложнялась тем, что дефицит был еще больше прогнозируемого. Законопроект, название которого «Об общих бюджетных согласованиях» 1993 г. (Omnibus Budget Reconciliation Act of 1993 (OBRA) [6] был представлен Клинтоном на обсуждение в Конгресс. Он представлял собой бюджет на 1994 г., программу стимуляции экономики, а также планировал экономическое развитие на 5 лет вперед. В случае реализации данного законопроекта, дефицит бюджета должен быть сокращен на 500 млрд. долл.

Программа по стимулированию была лучшим решением, и этому есть несколько причин. Первая причина заключается в том, что комплекс мер, имел большую возможность в поддержке Конгресса (так как хотя бы какие-то аспекты билля парламентарии готовы были поддержать), а значит и его отношение к биллю могло оказаться в целом одобрительным. Еще одна причина заключается в том, что билль стал возможностью примирения двух оппозиционных партий. Дискуссионным оставался вопрос за счет чего сократить бюджет.

По мнению Клинтона, значительного сокращения можно добиться в случае уменьшения затрат на оборону. Стоит отметить, что по причине завершения «холодной войны» продолжение расходов на оборону он считал нецелесообразным. Правда, к 1993 г. расходы на данную статью и так были сокращены до уровня 4,8 % [5, с. 56]. В случае еще больше сокращения президента могли обвинить в подрыве безопасности страны.

Рост налогов был неизбежен, так как дефицит бюджета оказался за рамками ожидаемого, в связи с чем в 1993 г. налоги для самых обеспеченных граждан были увеличены до рекордного уровня – 39 %. Для семей, чей доход в год превышал 140 тыс. долл., а также для одиноких граждан, чей доход более чем 115 тыс. долл. был установлен подоходный налог от 31-36 %.

Таким образом, меры, предложенные Клинтоном, были сокращены на более чем 150 статей. В августе 1993 г., получив минимальное количество голосов, бюджетный план был одобрен Конгрессом. Итак, законопроект «Об общих бюджетных согласованиях» был подписан президентом 10 августа 1993 г.

Стоит отметить, что бюджетная и социальная политика очень связаны друг с другом. Много раз Клинтон отмечал, что принятие экономической программы ускорит решение и социальных проблем.

По мнению видного американиста Н. М. Травкиной, «в ситуации, когда главная фискальная проблема страны оставалась неразрешенной, увеличивать нагрузку на бюджет за счет новых политически опасных предложений в области внутренней политики было рискованно» [3, с. 197]. В связи с чем можно сделать вывод о том, что благодаря успехам президента-демократа по принятию бюджета, пришло время претворять в жизнь замыслы в социальной сфере.

Изменения коснулись и банковской системы США. Так, в 1994 г. Конгресс принял документ, изменивший важную отрасль национального хозяйства, Закон «Об эффективности банковской деятельности и открытии отделений в нескольких штатах», также он известен как Закон Ригла – Нила (The Riegle – Neal Act). В конце 1970-1980-х гг. по многим параметрам стало заметно стало отставание ведущих финансовых корпораций США от их конкурентов из Японии и Западной Европы. В связи с чем, в начале 1990-х гг. были предприняты меры для устранения отставания. Однако, по наблюдению Л.В. Никитина, для решения этого вопроса еще оставалось «сделать главный шаг – принять всеобъемлющее законодательство, позволяющее не только создавать общенациональные финансовые холдинги, состоящие из нескольких банков, но и дающее возможность формировать аналогичные филиальные сети внутри любого отдельно взятого банка» [1, с. 39]. Условия оказались возможными после победы в 1992 г. на президентских выборах представителя Демократической партии У. Дж. Клинтона.

В ходе обсуждения, согласования всех мер по решению вопроса отставания банковской системы был принят и подписан 29 сентября 1994 г. Закон «Об эффективности банковской деятельности». Закон был принят вовремя, так как уже в ноябре демократы потерпели поражение на выборах в Конгресс, что ограничило возможности Клинтона и его администрации.

Мы можем выделить следующие результаты принятия данного закона: холдинги получили право покупать благополучные банки на всей территории США; открытие новых филиалов стало возможным в «чужих штатах»; зависимость банков от демографии уменьшилась; ведущие банки Америки стали вытеснять в различных мировых рейтингах своих конкурентов из Европы и Японии. Главный результат заключался в повышении эффективности кредитной системы США. Клиенты получили удобный доступ к финансовым услугам, экономика получила улучшенный механизм направления свободных денежных средств в сторону перспективных отраслей и корпораций.

Таким образом, подводя итоги первых двух лет президента Клинтона, можно отметить, что последствия оказались неоднозначными. Основная цель администрации, заключавшаяся в уменьшении дефицита бюджета, уже получила некоторую реализацию. Если в 1992 г. дефицит достигал 290,4 млрд. долл., то в 1994 г. он составил 164 млрд. долл., а к 1995 г. был сокращен до суммы 107 млрд. долл. Команде Клинтона удалось добиться снижения бюджетного дефицита без отрицательных последствий для экономики.

План по снижению расходов на оборону также удалось реализовать, о чем свидетельствует следующие данные из федерального бюджета США: в 1992 г. они составляли 298,4 млрд. долл., в 1993 г. – 291 млрд. долл., а в 1994 г. – 281 млрд. долл. [8].

В целом все то, что мы описали выше, показывает, что курс на преобразования был выбран верный, так как многое из запланированного стало реализовываться в жизнь и приносить плоды.

Выше были отмечены позитивные итоги, но необходимо назвать и ряд негативных итогов. К их числу можно отнести то, что бюджетный билль, несмотря на принятие Конгрессом, был непопулярен. Это повлияло на события ноября 1994 г., когда почти все представители Демократической партии, которые поддержали бюджет Клинтона, в ходе промежуточных выборов потерпели поражение (в то время как ни один переизбравшийся конгрессмен из партии республиканцев не проиграл). Это было очень показательным негативным политическим итогом первых двух лет президентства Клинтона. В связи с этим Демократическая партия теряла контроль над Сенатом и Палатой представителей. По подсчётам профессора В.О. Печатнова [4, с. 427]: «потери составили 8 мест в Сенате и 52 в нижней палате, что заметно превышало норму для промежуточных выборов для правящей партии – 1 место в Сенате и 12 в Палате представителей».

По нашему мнению, одной из причин данного события стало неполное следование Клинтона своим предвыборным обещаниям, а также отсутствие единого мнения у партии демократов при разрешении бюджетных и социальных вопросов.

Но все же важно отметить, что при всех положительных и отрицательных сторонах поражения демократов, принятый в 1993 г. закон о бюджете стал важным пунктом в череде побед администрации Клинтона.

Клинтон, как уже было отмечено, выбрал тактику компромисса в условиях борьбы между партиями и внутри партии демократов, и все же он двигался к достижению цели, пусть и с отклонениями от данных им обещаний.

Корректировки намеченного пути сочетались со вполне благоприятными экономическими итогами, но в политическом плане происходило падение популярности демократов, что создавало новые проблемы для администрации Клинтона.

 

Список литературы:
1. Никитин Л. В. Закон Ригла – Нила (1994 г.) и его место в новейшей экономической истории США // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2011. – № 9. − С. 38-41.
2. Травкина Н. М. Бюджетная стратегия США до 2000 г. // США–ЭПИ, – 1995. – № 10. − С. 15-25. 
3. Травкина Н. М. США: партии, бюджет, политика. – М.: Наука, 2008. – 273 с.
4. Печатнов В. О. От Джефферсона до Клинтона. Демократическая партия США в борьбе за избирателя. – М.: Наука, 2008. – 503 с.
5. Economic Report of the President. Washington, 1994.
6. Pub. L. 103–66, 107 Stat. 312, enacted August 10, 1993 [Электронный ресурс] // – URL: https://www.acf.hhs.gov/css/resource/omnibus-budget-reconciliation-act-of-1993-pl-103-66. (дата обращения: 12.05.2020)
7. 1992 Democratic Party Platform [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/1992-democratic-party-platform (дата обращения: 30.05.2020)
8. 1996 Budget of U.S. Government. Historical Tables. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gpo.gov. (дата обращения: 25.04.2020)