Статья:

БАКИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1919 ГОДА: ОБСУЖДЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИТОГИ

Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Всеобщая история

Выходные данные
Рустамова Д.Я. БАКИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1919 ГОДА: ОБСУЖДЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИТОГИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(94). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

БАКИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1919 ГОДА: ОБСУЖДЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИТОГИ

Рустамова Джамиля Яшар кызы
д-р ист. наук, проф., Бакинский Государственный Университет, Азербайджан, г. Баку

 

THE BAKU CONFERENCE OF 1919: DISCUSSIONS, PROPOSALS AND RESULTS

 

Jamila Rustamova

Doctor of historical sciences, Professor of the Baku State University, Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. После провозглашения независимости в мае 1918 года, межнациональный конфликт между азербайджанцами и армянами вступил в новую стадию. Попытка определить границы между двумя республиками ни к чему не привела, так как с первых дней независимости армяне предъявили территориальные притязания к Азербайджану. В декабре 1919 года в Баку прошла армяно-азербайджанская конференция, которая должна была решить вопрос о разграничении спорных территорий. Из-за диаметрально противоположных взглядов сторон по территориальному вопросу, конференция не смогла решить ни один из вынесенных на обсуждение вопросов.

Abstract. After the declaration of independence in May 1918, the ethnic conflict between Azerbaijanis and Armenians entered a new stage. The attempt to define the borders between the two republics led to nothing, as from the very first days Azerbaijan proclaimed its independence, Armenians made territorial claims against Azerbaijan. In December 1919, an Armenian-Azerbaijani conference was held in Baku, which was supposed to resolve the issue of the delimitation of disputed territories. Due to the diametrically opposed views of the parties on the territorial issue, the conference was unable to resolve any of the issues put up for discussion.

 

Ключевые слова: независимость, территориальные притязания, армяно- азербайджанский конфликт, Баку, конференция.

Keywords: independence, territorial claims, Armenian-Azerbaijani conflict, Baku, conference.

 

В конце мая 1918 года народы Южного Кавказа провозгласили свою независимость. Бывшие окраины Российской империи, обрели независимость в очень сложный период, когда Первая Мировая война еще продолжалась, и дальнейшая судьба региона во многом зависела от исхода войны. Фактически уже под занавес войны, и в первые месяцы после окончания войны, новообразовавшиеся республики, стремились добиться международного признания со стороны мирового сообщества. Прежде всего им необходимо было, установить мирные добрососедские отношения между собой. Однако, с момента образования в мае 1918 года на Южном Кавказе независимых государств и до момента их советизации в 1920-1921 гг. основным камнем преткновения в деле установления между ними мирных отношений был территориальный вопрос. Причиной тому стало несовпадение национальных границ новых независимых государств с границами бывших губерний Российской империи [7].

Попытка определения национальных границ сразу же привела к конфликту между Арменией и Азербайджаном. Армения предъявила территориальные притязания на исторические азербайджанские земли – Карабах, Зангезур и Нахичеван. Зная, что Азербайджан никогда не откажется от своих исторических земель, армяне решили захватить эти земли военным путем. Еще до провозглашения независимости, армянские вооруженные формирования, воспользовавшись отсутствием твердой власти в регионе, начали нападать на мусульманские села в регионе.

Противоречия, конфликты и столкновения происходившие в 1917 году, после провозглашения независимости, развернулись с новой силой. В виду отсутствия установленных границ, вопрос определения границ между сторонами конфликта оказался архисложным из-за позиции Армении. Конфликт с лета 1918 года фактически перерос в межгосударственный, так как в нападениях на мусульманские села принимали непосредственное участие вооруженные силы правительства Армении, наряду с вооруженными формированиями Андраника, Амазаспа, Дро, Нжде. До середины июня 1918 года, то есть до прихода в Азербайджан турецкой армии, армяне, пользуясь безоружностью населения, захватывают и разоряют тюрко-мусульманские села Южного Кавказа, убивают и изгоняют их жителей. После прихода на эту территорию турецкой армии и создания вместе с азербайджанцами Кавказской исламской армии и проведения ими определенных действий, можно сказать, что с июня по октябрь 1918 г., то есть до заключения между Великобританией и Османской империей Мудросского соглашения, тюрко-мусульманское население Южного Кавказа с серьезными нападениями армян не сталкивалось. Вывод турецкой армии с Южного Кавказа в октябре 1918 г. снова развязал армянам руки и стал причиной их новой агрессии [15, с.32]. Ввод британских войск в Азербайджан, армяне восприняли как благоприятный момент для захвата азербайджанских земель. Армянские вооруженные формирования снова начали нападать на мусульманские села, подвергая их грабежу, сопровождавшееся убийствами  мусульманского населения. Чтобы защитить мусульман Карабаха, правительство Азербайджана, приняло решение создать Карабахское генерал-губернаторство. Генерал-губернатором был назначен Хосров бек Султанов, что вызвало возмущение и недовольство армян. В своих многочисленных обращениях к международным организациям и ведущим государствам, в нотах протеста к руководству Азербайджанской Демократической Республики, МИД Армении обвинило правительство Азербайджана в посягательстве «на территориальные права Араратской республики» и нарушение отношений между соседними странами. «Единственным выходом» из создавшего положения Армения видела или в ликвидации азербайджанского генерал-губернаторства или же создание временного английского генерал-губернаторства [1, с. 172; 10, л. 7]. Ответ МИД Азербайджана на неправомерный протест армянской стороне был следующим: «Протест Вашего правительства против постановления об учреждении временного генерал-губернаторства в Джеванширском, Шушинском, Джебраильском и Зангезурском районах Азербайджанской Республики является неосновательным, так как эти районы составляют неоспоримые и неотъемлемые части Азербайджана» [2, с. 146–147; 4]. Создание генерал-губернаторства на время улучшило положение мусульман в Карабахе и Зангезуре.

Однако армяне не оставляли мысли захвата этих земель Азербайджана, и периодически армянские вооруженные формирования появлялись в различных селениях края, разрушая все на своем пути. Эти действия армян, вынуждали многих мусульман в целях безопасности покинуть свои дома и перебраться в более безопасные районы страны. В результате чего, число беженцев и внутренних переселенцев все время росло. Основной задачей правительства было оказание помощи всем пострадавшим и оказание содействия в их возвращении в родные дома. Так, премьер-министр Н.Б. Усуббеков в ответном письме заместителю союзного верховного комиссара полковнику Рею указывал: «В Зангезуре азербайджанская власть имеет в виду прекратить дальнейшее разорение мусульманских селений армянскими повстанцами, вернуть 60000 обездоленных мусульман беженцев к их очагам и восстановить правопорядок» [6; 3, с. 371].

В период независимости мусульмане Эриванской губернии находились в еще более бедственном положении. Мусульманский национальный совет в Эриване собрал материалы о положении мусульман и переслал их в МИД АДР для представления великим державам Европы и Америки. В ней отмечалось, что «даже без учета спорных территорий азербайджанцы составляют половину населения Армении. Но у них нет элементарных человеческих прав. Каждую ночь армянские боевики и бандитские группы нападают на 3–4 мусульманских дома, грабят и убивают людей в деревнях и городах, даже в столичном городе Эривань» [8, с. 418; 17, л. 66]. Вся Европа и Америка наслышаны о несуществовавшем геноциде армян, но никто не знает, что только в южной части Эриванской губернии разрушены сотни мусульманских деревень, 150 тысяч мусульман, изгнанных с искомых земель, стали беженцами без еды и крова [8, с. 418; 13, л. 1]. Сообщения о бедственном положении мусульман, живущих в Армении, правительство получало все время. Вот одно из таких сообщений, посланное жителями Ново-Баязетского уезда правительству: «Войска Араратской Республики, местные армяне, а с ними армянские шовинисты и дашнакские разбойничьи отряды, неоднократно нападая на мирные мусульманские села, разоряют их, подвергая жителей их невиданным мучениям, оскорбляя нечеловеческими действиями. Разгромлено более 270 мусульманских сел, главная же цель – полное изгнание из Эриванской губернии оставшегося там мусульманского населения» [15, с. 34–35;14, л.360]. Правительство незамедлительно реагировало на все сообщения, полученные от мусульман, проживающих в Армении. В ноте министра иностранных дел М.Ю. Джафарова дипломатическому представителю Армении в Азербайджане сообщалось: «По имеющимся у азербайджанского правительства официальным и частным сведениям армянские войска с артиллерией окружили и обстреливают селения Беюк Веди, Чинанкенди, Гелеваш, Гашлу, а также другие соседние мусульманские селения» [11, л., с. 13]. Министр требовал от правительства Армении принять срочные меры и остановить убийства мирного мусульманского населения в республике.

В июле 1919 года, заместитель дипломатического представителя Азербайджана в Грузии Ф. Векилов направил ноту командующему британскими силами в Закавказье генерал-майору Г.Н. Кори: «Мое правительство получает ежедневно сведения о гонениях на мусульман в Эриванской губернии со стороны армянского правительства. Армянские регулярные войска посылаются против мусульманских селений и подвергают их разгрому, не щадя ни женщин, ни детей. Сотни беженцев из разоренных сел ежедневно проходят через Тифлис, ища спасения в Азербайджане. Мусульмане Эриванской губернии вопреки их желанию, волею союзных держав временно отданы под управление армянского правительства… Я от имени моего правительства, во имя чувства человечности, заявляю свой категорический протест против всякого рода насилий, чинимых правительством Армении над мирным мусульманским населением» [12, л. 69]. О крайне тяжелом положении мусульман в Армении и приграничных территориях свидетельствует сообщение, опубликованное в газете «Азербайджан» в конце октября 1919 года следующего содержания: «Систематические погромы мусульманских селений и истребление их жителей, очевидно, входят в программу действий правительства Араратской республики. Никакие моления, просьбы, призывы к мирному сожительству, наконец, предупреждения и ноты министра иностранных дел на него не действует. Оно, это правительство, поставило себе задачей очистить территорию Араратской республики от ненавистных ему мусульман и оросить их поля и сады их же кровью… Не проходит дня, чтобы в тех или других населенных мусульманами пунктах Армении не происходили погромы, насилия и убийства, чинимые армянами над мусульманами…» [3, с. 348; 5]. Автор статьи призывал обратить внимание на бедственное положение мусульман в Армении, и привлечь международное сообщество к решению этого вопроса.

На фоне трагических событий, происходивших ежедневно в Карабахе, Зангезуре и в других приграничных с Арменией территориях, для решения спорных территориальных вопросов, 23 ноября 1919 года в Тифлисе в присутствии министра иностранных дел Республики Грузия Е.П. Гегечкори, полк. Генерального штаба армии США, зам. союзного верховного комиссара Дж.С. Рея было подписано мирное соглашение между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения. Согласно соглашению, стороны договорились прекратить столкновения и не прибегать вновь к силе оружия; правительства согласились принять действенные меры для исправления и открытия дорог, ведущих в Зангезур, для мирного движения по ним; правительства обязались разрешать все спорные вопросы о границах, путем мирных соглашений, впредь до решений, имеющих быть принятыми конференцией [9, л. 13]. Соглашение вступило в силу с момента его подписания. Американцы считали, что это соглашение укрепит единство Кавказских республик и защитит их от деникинской угрозы. Об этом 5 декабря состоялась обширная беседа между Н. Усуббековым и полковником Реем в присутствии только что вернувшегося из Парижа М.Г. Гаджинского. На вопрос, что есть сведения о сговоре армян с Деникиным о совместном начале наступления, полковник Рей сообщил, что «армяне, с одной стороны, пытаются его уверить в отсутствии связей с Деникиным, но, с другой стороны, несомненно, что продолжают поддерживать связь с Деникиным» [8, с. 467]. В то же время, полковник Рей уверил правительство Азербайджана, что Деникин не собирается нападать на мирный Азербайджан.

Несмотря на достигнутое соглашение, армянская сторона не выполнила условия соглашения. Азербайджан вывел свои войска из Зангезура, а армяне наоборот ввели туда дополнительные войска, и снова начали разрушать мусульманские села. Основной целью армян было очищение этих территорий от мусульман, для того, чтобы в дальнейшем представить эти земли как армянские территории с преимущественно армянским населением.

В то время как армянские вооруженные формирования нападали на мусульманские села, правительство Армении выразило согласие на проведение мирной конференции для решения спорных территориальных вопросов. Конференция была созвана в Баку и проходила с 14 по 21 декабря 1919 года. Главной задачей конференции было решение вопроса о спорных территориях между Азербайджаном и Арменией. Председателем конференции был назначен Ф.Х. Хойский, а председателем армянской делегации был назначен Арутюнянц.

Открывая конференцию М.Ю. Джафаров сказал: «С распадением Закавказья на отдельные самостоятельные республики остался целый ряд неразрешенных спорных вопросов о взаимоотношениях между этими республиками и о территориальных разграничениях между ними… задачей настоящей конференции является разрешение этих споров» [3, с. 397–398].

На первом заседании конференции Ф.Х. Хойский отметил, что: «… интересы народов Закавказья диктуют им установить между собой самое тесное и дружеское сожительство. Мне думается, что в этом единении заключается та сила, которая может сохранить достигнутое нами величайшее благо-независимость от всяких могущих потрясений» [2, с. 459]. Далее, Фатали хан огласил приветственную телеграмму верховного комиссара европейской конференции полк. Гаскеля следующего содержания: «Я горячо надеюсь, что спорные вопросы будут дружно разрешены… и я всегда готов помочь делегатам в вопросах о соглашении» [2, с. 462].

Фатали хан в своем выступлении отметил, что в преддверии конференции Азербайджан и Армения обменялись нотами, относительно тех вопросов, которые правительства считали необходимо обсудить на предстоящей конференции. В ноте Армянского правительства от 7 декабря 1919 г. предлагалось поставить на обсуждение конференции следующие вопросы: 1. Установление временной пограничной (демаркационной) линии между обеими республиками, впредь до окончательного решения этого вопроса мирной конференцией; 2. беженский вопрос; 3. вопрос о заключении между республиками Азербайджаном и Арменией конвенций торговой и железнодорожной и 4. все остальные вопросы, разрешение коих совещание признает нужным. Министр иностранных дел азербайджанского правительства в своей вступительной речи на конференции отметил следующее: «Я, по поручению моего правительства, не возражая против постановки указанных в Вашем предложении вопросов, нахожу необходимым поставить на обсуждение вопрос не об установлении временной демаркационной линии между обеими республиками, а вопрос об окончательном разрешении всех приграничных споров между республиками Азербайджаном и Арменией» [16, л. 42–43].

На втором заседании конференции М.Г. Гаджинский, заявил что «главной задачей конференции является разрешение территориальных споров, на что указывает текст соглашения 23 ноября, почему и считает нужным начать обсуждение с территориальных вопросов. На что Арутюнянц ответил, что «… прежде всего должны подлежать обсуждению и решению вопросы финансово-экономического характера, беженский, а также должна быть установлена демаркационная линия временного характера». В ответ Фатали хан заявил следующее: «Демаркационная линия ничего нового не даст, так как соглашением 23 ноября фактически установлена… и в виду создавшегося положения медлить с разрешением территориального вопроса нельзя» [16, л. 43–44]. Член армянской делегации Бекзадян, настаивал, что еще не наступил момент для окончательного разрешения территориальных споров, почему думает, что гораздо целесообразнее решить вопросы экономического характера, а также вопрос об установлении демаркационной линии» [16, л. 43–44]. Как видно, армянская сторона не была готова к обсуждению вопроса о разграничении спорных территорий.

Далее, М.Г. Гаджинский в своем выступлении отметил, что «одной из причин, препятствующих установлению дружественных отношений между республиками и разрешению территориальных споров, является взаимное недоверие в отношении ориентации обеих республик. Армения подозревает Азербайджан в симпатии к Турции и в желании как бы слиться с ней, а Азербайджан, в свою очередь, подозревает Армению в заключении с Деникиным особого соглашения, направленного против Азербайджана… Между тем оснований к подозрению в отношении Азербайджана решительно никаких нет… правительство неоднократно высказывалось о желательности самостоятельного существования и объединения его лишь со своими ближайшими соседями – кавказскими республиками в форме конфедерации, причем конфедерация мыслится им (оратором) как союз самостоятельных государств, находящихся под защитой Лиги наций или другой какой-либо общеевропейской организации, или отдельного сильного государства, и действующих в общих вопросах солидарно» [16, л. 44]. Арутюнянц по поводу создания конфедерации, высказал следующие суждения: «Вопрос о создании конфедерации, как затрагивающий все три республики, должен быть обсужден на Закавказской конференции, что для конфедерации необходимы два условия, которых в настоящее время нет, а именно, признание государственной самостоятельности Закавказских республик и оформленность в наличности гарантий со стороны европейских государств… вопрос о конфедерации слишком сложен… к нему необходимо подготовиться, и указал, что полномочий настоящая делегация для разрешения указанного вопроса не имеет» [16, л. 45].

Участники конференции пришли к выводу, что вопрос о создании конфедерации следует передать правительствам трех закавказских республик для разработки, после чего вынести для обсуждения на Тифлисскую конференцию Закавказских республик.

Представители армянской делегации предлагали начать обсуждение вопроса о территориальном разгранечении между республиками, настаивая на установлении временной демаркационной пограничной линии, а также экономические вопросы.

Открывая заседание 19 декабря, Фатали хан совершенно неожиданно, сделал следующее заявление от имени азербайджанской делегации: «Точка зрения обоих правительств в территориальном вопросе настолько противоречивы, интересы обоих государств и народов так сплетены, что проведение резкого разграничения территорий в настоящее время может повести к нежелательным осложнениям, поэтому делегация находит возможным при данных условиях разрешать вопрос в постановке правительства Армении, именно в форме установления демаркационной линии. Указав на опыт Закавказской конференции, не давшей в территориальном вопросе никаких результатов… и, что территориальный вопрос, являющийся источником массы осложнений между обеими республиками, тем не менее должен быть разрешен и должны быть найдены пути и средства к его разрешению. Таким средством, по мнению азербайджанской делегации, является создание политического объединения Кавказских государств в форме конфедерации, которая положит конец взаимному недоверию и тем даст возможность объединившимся государствам ослабить остроту территориального вопроса» [16, л. 49–50]. Кардинальное изменение позиции азербайджанской делегации по вопросу разграничения территорий вызывает некоторое удивление и до конца непонятно почему через несколько дней после начала конференции, председатель конференции выступил с таким заявлением. Ведь еще пару дней назад с такой постановкой вопроса азербайджанская делегация была не согласна, и настаивала на окончательном разрешении всех приграничных споров. Возможно, стороны ожидали решения Парижской мирной конференции, и поэтому решили на время отложить обсуждение территориального вопроса на Бакинской конференции.

В ответной речи, Арутюнянц заявил, что: «Признавая всю важность выдвинутого вопроса о конфедерации, находит более целесообразным не обсуждать… вопроса о демаркационной линии, а прервать временно занятия конференции… созвать новую Закавказскую конференцию в Тифлисе для разрешения выдвинутого азербайджанской делегацией вопроса о конфедерации и связанных с ним других вопросов» [16, л. 50]. Удивительно, что после такого важного заявления Фатали хана, армянская делегация отказалась обсуждать вопрос о проведении демаркационной линии.

Что касается, создания конфедерации, то в виду того, что проекта конфедерации не было, стороны договорились выработать каждой стороне свой проект, а затем на его основе составить общий проект будущей конфедерации закавказских народов.

Последний день работы конференции, стороны обменялись своим видением создания в будущем конфедерации и о ее значении в жизни народов Южного Кавказа. Фатали хан резюмируя обсуждаемые вопросы, отметил, что «правительства наши, восприняв идею конфедерации, которая впервые высказывается здесь, приняли со своей стороны все меры к тому, чтобы мир и спокойствие между народами Закавказья ничем не были нарушены, чтобы до разрешения этого основного вопроса все могущие быть трения и осложнения были разрешены между этими народами миролюбиво» [16, л. 61–62]. От имени армянской делегации выступил Арутюнянц и выразил солидарность с азербайджанской делегацией в вопросе о создании конфедерации, в то же время, отметил, что: «Прежде чем приступить к обсуждению, нам нужно еще пустить эту идею в общественность и дать возможность обществу, правительству, парламентам обеих республик обсудить этот вопрос и потом только подойти к окончательному решению» [16, л. 62]. В заключительной речи Бекзадян, пожелал, чтобы «отныне вооруженных столкновений между двумя этими государствами не должно быть, что отныне все споры, которые будут происходить между этими народами, как бы они не были трудно разрешимы, мечом разрешиться не должны» [16, л. 63].

Закрывая конференцию, Фатали хан подчеркнул, что: «Мы обещаем оказать возможное в пределах своего государства воздействие на руководящие круги и свое правительство в смысле разрешения всех спорных вопросов между народами Закавказья путем мирным, путем соглашения и взаимных уступок» [16, л. 64]. В итоговом заявлении, участники конференции выразили надежду на скорейшее разрешение всех конфликтных вопросов мирными средствами.

Бакинская конференция наметила определенные контуры в вопросах необходимости скорейшего разрешения спорных территориальных вопросов, и вынесла на повестку дня совершенно новый проект – создание конфедерации народов Южного Кавказа. Несмотря на то, что в итоговом заявлении сторон было заявлено, что впредь все спорные вопросы должны быть решены мирным путем, на деле добиться этого оказалось практически невозможно. В конце 1919–начале 1920 гг. Армения вновь нарушила все достигнутые договоренности, и направила вооруженные отряды в Зангезур и Карабах, которые разрушали мусульманские села. Из-за территориальных претязаний Армении к Азербайджану, вопрос о разграничении спорных территорий между двумя соседними странами так и не был решен в годы Первой Республики.

 

Список литературы:
1. Азербайджанская Демократическая Республика (1918-1920). – Баку: Елм,1998. – 316 с. 
2. Азербайджанская Демократическая Республика (1918-1920). Внешняя политика (Документы и материалы). – Баку:”Азербайджан”,1998. – 632 с.
3. Азербайджанская Демократическая Республика. Документы и материалы. 1918-1920 гг. – Баку:”Элм”,1998. – 616 с.
4. Азербайджан. 1919, 1 февраля.
5. Азербайджан. 1919, 23 октября.
6. Азербайджан. 1919, 19 ноября.
7. Военно-дипломатическая борьба вокруг Карабаха и Зангезура в период АДР / http://www.story.karabakh.center (дата обращения: 22. 07.2024)
8. Гасанлы Дж. Русская революция и Азербайджан: трудный путь к независимости. 1917-1920/Дж.Гасанлы. – М.:Флинта, 2011. – 672 с.
9. Мирное соглашение между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения/ Государственный Архив Азербайджанской Республики. Ф. 970, оп. 1, д. 95, л.13.
10. Нота протеста МИД Азербайджана Армении/ Государственный Архив Азербайджанской Республики. Ф.894, оп.4, д.90, л.7.
11. Нота министра иностранных дел М.Ю.Джафарова дипломатическому представителю Армении в Азербайджане/ Государственный Архив Азербайджанской Республики. Ф. 970, оп.1, д.165, л.13.
12. Нота зам. дипломатического представителя Азербайджана в Грузии Ф.Векилова командующему британскими силами в Закавказье ген.майору Г.Н.Кори/ Государственный Архив Азербайджанской Республики. Ф. 897, оп. 1, д.38, л. 69.
13. Об организации при Министерстве иностранных дел Азербайджанской Республики Особого агитационного отдела/ Государственный Архив Азербайджанской Республики. Ф. 970, оп. 1, д. 216, л. 1.
14. Обращение жителей Ново-Баязетского уезда к правительству АДР/ Государственный Архив Азербайджанской Республики. Ф.897, оп. 1, д.24, л.360.
15. Пашаев А. Геноцид, депортации и территориальные претензии армян к азербайджанскому народу ( XIX-XX вв.)/Пашаев А. Баку: “Элм ве техсил”, 2013. – 152 с. 
16. Протоколы заседаний азербайджано-армянской конференции/ Государственный Архив Азербайджанской Республики. Ф. 970,оп.1, д.95, л.43-45; л.52-59; л.60-64.
17. Список разоренных мусульманских селений в Эриванской губернии в 1919 г. / Государственный Архив Азербайджанской Республики. Ф. 970, оп. 1, д. 144, л. 66.