Статья:

Развитие рок-движения в Калининградской области 1985-1991 гг.

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Отечественная история

Выходные данные
Кубиц О.П. Развитие рок-движения в Калининградской области 1985-1991 гг. // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 6-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие рок-движения в Калининградской области 1985-1991 гг.

Кубиц Олег Павлович
преподаватель Калининградский Морской Рыбопромышленный Колледж, магистрант БФУ им. И. Канта, РФ, г. Калининград

 

The development of rock culture in Kaliningrad (1985-1991)

 

Oleg Kubiz

Lecturer of Kaliningrad Sea Fishing College, master student Immanuel Kant Baltic Federal University, Russian Federation, Kaliningrad

 

Аннотация. В данной статье приводятся краткие результаты первого исследования процесса развития калининградского рок-движения в период 1985-1991 гг.  В междисциплинарном исследовании -– был применен и культурологический интегративный подход, а также  стандартные принципы историзма и субъективности, которые позволяют изучать развитие событий с учетом конкретной ситуации.

Abstract. In this article, a brief result of study of the development of the Kaliningrad rock culture (1985-1991) is given. In the interdisciplinary study, a cultural integrative approach was applied, as well as standard principles of historicism and subjectivity.

 

Ключевые слова: советский рок; рок-клуб; история Калининградской области; реформы перестройки в СССР

Keywords: soviet rock; rock-club; history of Kaliningrad oblast; reform of restructuring of USSR

 

Становление рок-культуры в Калининграде начиналось так же, как и в «рок-центрах» СССР – Ленинград, Москва, Свердловск. Первые ансамбли и ВИА исполняли джазовую музыку. Первая известная калининградская группа исполнявшая джаз-рок – «Арсенал». Во второй половине 80-х годов возникают любительские ансамбли. По инициативе 17 летнего музыканта Андрея Феоктистова был создан рок-клуб «Время». Комсомольские организации и администрации Домов культуры отказывали в поддержке. Несмотря на тот факт, что события в регионе развивались на фоне политики «перестройки» начавшейся в 1985 году, в целом администрации молодежных и культурных организаций опасались недовольства властей. Представители калининградского отделения КГБ и калининградского горисполкома помнили еще свежий скандал, который прогремел  на весь СССР 7 ноября 1984 года - во всем Союзе отмечали 67-ю годовщину Великой Октябрьской революции. Флаг с нацисткой символикой повесили члены ВЛКСМ - старшеклассники находящейся рядом 22 школы. Треть руководителей учебных заведений Московского района уволена [10].

Директор Дома Культуры Тарного комбината – В. Гофман, позволил создать рок-клуб на базе ДК, 3 ноября 1985 года - четвертый рок-клуб в СССР, опередив Свердловск. В первом концерте клуба приняли участие ансамбли: "Визит", "Наш мир", "Эскиз", "Прогноз",  "Доктор".

Первые коллективы функционировали задолго до появления клуба, и музыканты были выпускниками Калининградского областного музыкального училища. Так, профессиональная поп-рок группа «Визит» основана в Калининграде в  1978 году. Гитаристом и вокалистом группы был Олег Газманов, бас гитарист Алексей Воронин, гитарист Вадим Косачев, барабанщик Михаил Рейн, вокалистка Елена Лыкова, клавишники Владимир Коряки и Николай Шевченко.

До 1989 года рок-клуб продолжал находиться в ДК Тарного комбината. Потом ушли некоторые законодательные ограничения, которые заставляли легализовать концертную деятельность через создание каких-либо клубов. Необходимость в существовании клуба отпала, но его деятельность продолжилась в виде проекта "Студия музыкальной импровизации", которая стала для местных рокеров и школой, и репетиционной базой" – просуществовала до 2002 года [13].

В 1986 году в столице Литовской ССР в Вильнюсе состоялся знаменитый фестиваль «Литуаника-86». На фестивале принимали участие группы Ленинграского рок-клуба Аквариум, Московской рок-лаборатории Ария, Браво и представители Калининградского рок-клуба – коллектив «003» основанный на базе Калининградского Технического Института в 1982 году. В 1989 году группа с успехом выступила на всесоюзном фестивале «СыРок» в Москве. В 1990 году группа выступила в программе «Спарринг» в Калининграде. Спарринг – фестиваль, который проходил Доме Культуры железнодорожников. Художественным руководителем центра был Владимир Янке [12].

Один из популярных коллективов клуба была первая регги группа в СССР «Комитет охраны тепла», основанная в 1986-м году и существовала вплоть до середины 90-х годов [5, c. 278].    .

В это время начинается распад ВЛКСМ в СССР, сначала в Литве, Лавтии и Эстонии в 1989 году.  На XXII Чрезвычайном съезде ВЛКСМ, 27-28 сентября, руководители признали историческую роль комсомола исчерпанной и распустили организацию. 

Параллельно начинаются национальные конфликты и сепаратизм в союзных республиках.  После применения М. Горбачевым военной силы для удержания власти в союзных республиках, 1991 году Борис Ельцин выступил с критикой в адрес правительства с требованием Михаила Горбачёва и передачи власти Совету Федерации [3, c. 210].   

С 18 по 21 августа 1991 произошел так называемый  «Августовский путч». Члены ГКЧП выступили против политики президента СССР М. С. Горбачёва, против подписания нового союзного договора и преобразования СССР в конфедеративный Союз Суверенных Государств [7, c. 114].   

В поддержку Б.Ельцина, защищать Дом Советов от возможного штурма в Москве был организован концерт «Рок на баррикадах», на котором в поддержку Б. Ельцина выступили рок-группы московского, ленинградского и других рок-клубов:  защитников «Машина времени», «Алиса», «Круиз», «Шах», «Коррозия Металла», «Монгол Шуудан», «Чёрный обелиск» [3, c. 219].  

В Калининграде в митинге в поддержку Б.Ельцина участвовал и организатор акции на площади Победы, ветеран Великой Отечественной войны, подполковник милиции в отставке Пантелеймон Ширяев, который умер после выступления. Указом Бориса Ельцина, П. Ширяев  был удостоен медали "Защитнику Свободной России". Награда была вручена посмертно. Калининградский ветеран вошел в число 12 погибших во время путча в Москве, вместе с тремя погибшими героями Советского Союза, защищавшими Белый дом - Дмитрием Комарем, Ильей Кричевским и Владимиром Усовым [12].     

21 августа 1991 года над зданиями Калининградского обкома и горкома рокеры установили российские флаги. 22 августа в Калининграде прошел концерт с участием группы ДДТ в поддержку новой власти [12].     

Отличительной особенностью Калининградской области является, то, что пластинки, видео-кассеты с произведениями зарубежных исполнителей  и техника, были относительно доступными, потому что город имел морской торговый порт. Особенности географического положения позволяли музыкантам из Калининградской области выступать и записываться заграницей, а так же покупать технику в Венгрии, Чехословакии, ГДР, Западном Берлине, в Польше и др. [14].

Калининградское областное музыкальное училище выпустило профессиональных музыкантов, которые работали в ВИА «Синяя птица», «Арсенал», «Калининградский диксиленд», «Балтийские чайки», «Атлантик» и другие. 

Калининградский диско-клуб «Ритм» была одной из популярных танцевальных площадок среди калининградской молодежи и по праву считается одним из старейших диско-клубов России основанный в 1977 году.

Особенностью рок-движения в Калининградской области в период 1985-1991гг., является любовь к западной музыке и исполнение собственных песен на английском языке, а не на русском. В первой половине 80-х годов в Калининграде был клуб Depeche Mode, который перерос в целое движение с 30 летней традицией [14].  

Важным отличительным моментом является отношение местного руководства по делам культуры и молодежи к созданиям диско-клубов. В техническом оснащении, Калининград превосходит Свердловск и Ленинград.

Даже Дома культуры небольших городов Калининградской области снабжали современной дорогой импортной техникой, и они были оснащены лучше, чем хорошие филармонии СССР. Власти выделяли на это большие средства. Оснащение ДК были настолько мощным, что позволяло даже обеспечивать техническую организацию крупных городских праздников.

Таким образом, калининградское рок-движение отличается самобытностью, новаторством и опережало в техническом, географическом, профессиональном аспектах рок-движения других регионов СССР.

 

Список литературы: 
1. Алексеев И.С. Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов. Автореф. дис. канд. социол. наук. /СПбГУ.- СПб., 2003. 25 с.
2. Бурлака А. Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде – Петербурге. 1965–2005. Том 3. 2007. 950 с. 
3. Полынов М. Ф. Исторические предпосылки перестройки в СССР. 1946—1985 гг.. — СПб.: Альтер Эго, 2010. — 511 с. 
4. Троицкий А. Рок в СССР. Неприукрашенная история. - М., 1991. 67 с.
5. Кушнир А. 100 магнитоальбомов советского рока. М., 1999. 362 с.
6. Криворученко В. К. Молодёжь, комсомол, общество 30-х годов XX столетия: к проблеме репрессий в молодёжной среде / Б. Н. Гайдин. — Научная монография. — М.: МосГУ, 2011. — 166 с.
7. Шубин А. В.. Парадоксы перестройки: Упущенный шанс СССР. — М.: Вече, 2005. — 480 с. 

Архивные документы:

8. ОГКУ «ГАКО» Фонд 17-197 № 125 Опись 52 Дело 2, л.49

9. ОГКУ «ГАКО» Фонд 17-197 № 126 Опись 55 Дело 4, л.14

Периодические издания:

10. Газета «Труд»: 14.11.2014

11. «Калининградский комсомолец» 1985-1991 гг.

12. «Калининградская правда» 1985-1991 гг.

13. Калининградская правда, 19.06.2016

14. Маяк № 5, 11.03.1986, Маяк № 41, 13.10.1987