Статья:

Особенности формирования российского уголовно-процессуального законодательства с 1922 по 1927 годы

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Отечественная история

Выходные данные
Лошаков А.В., Бойко Н.С. Особенности формирования российского уголовно-процессуального законодательства с 1922 по 1927 годы // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 12-17.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности формирования российского уголовно-процессуального законодательства с 1922 по 1927 годы

Лошаков Анатолий Викторович
ст. преподаватель ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», РФ, г. Ульяновск
Бойко Наталия Семеновна
профессор кафедры права ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностям форми­рования уголовно-процессуального законодательства 1922–1927 годов, т. к. произошло ужесточение карательной политики руководства госу­дарства, что в полной мере нашло свое отражение в Уголовном кодексе 1922 года.

 

Ключевые слова: карательная политика; советское руководство; Уголовный кодекс; государственные преступления; контрреволюционные преступления; контрреволюционное деяние; государственная власть; заговор; восстание; вооруженное вмешательство; оппозиционная деятельность.

 

Ужесточение карательной политики Советского руководства также нашло свое отражение в Уголовном кодексе 1922 года. Здесь в первой главе «Государственные преступления» в разделе «О контр­революционных преступлениях» было окончательно закреплено опре­деление контрреволюционного деяния как действия, направленного на свержение государственной власти путем заговора, восстания, склонения соседних государств к вооруженному вмешательству, участия в деятель­ности организаций, практикующих реализацию вышеназванных целей.

Была запрещена всякая оппозиционная деятельность: взвинченность обитателей к массовым смятениям, неуплаты налогов, неисполнению повинностей, препятствование работе государственных учреждений и т. п. Статья 69 признавала преступным деянием любую антиправитель­ственную пропаганду и агитацию, особенно против политики рабоче-крестьянского правительства, призыва в армию, выплаты налогов, испол­нения повинностей, а также распространение агитационной литературы. Указанная статья предусматривала уголовную ответственность за любое противодействие распоряжениям центральной и местной власти.

Практически вне закона были объявлены лица, занимавшие ответ­ственные должности при царском строе. Особо каралось пособничество различным преступлениям и укрывательство. Однако наиболее значимой была статья 73 УК, которая регламентировала административную вы­сылку в случае недоказанности совершенного преступления. В 1923 году в Уголовный кодекс был внесен ряд изменений и дополнений. Так, была принята новая редакция статьи 63, которая позволила трактовать как контрреволюционное любое экономическое преступление. В обиход было введено понятие «экономическая контрреволюция». Статья 67 усилила уголовную ответственность бывших царских чиновников.

Преследования за совершение государственных, экономических и уголовных преступлений усилились после образования СССР. 31 октября 1924 года было принято постановление ЦИК СССР и Союзных рес­публик «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик», где было разрешено по решению судов ссылать на поселение в отдаленные местности определенные категории граждан [1]. Самое интересное заключалось в том, что ссылке подлежали лица, хотя и оправданные судом, но признанные социально опасными. Причем теперь максимальный срок поселения увеличился от 3 до 10 лет [2]. В 1926 году был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, где было в значительной степени усилено наказание за совершение государствен­ных преступлений, к числу которых относились и т.н. контрреволю­ционные. Наиболее серьезные санкции предусматривались по статье 58, которая имела 18 частей. К 1926 году в стране, если не считать отдаленных окраин, уже не было сил, способных организовать контр­революционное восстание или попытку захвата власти.

Часть 6 статьи 58 устанавливала суровую уголовную ответствен­ность за социальные выступления, которые теперь приравнивались к контрреволюционным. Так, самая обычная халатность, согласно части 7 статьи 58, могла быть трактована как противодействие нор­мальной деятельности государственных учреждений. Строгое наказание следовало за небрежное исполнение служебных обязанностей, излиш­нюю канцелярскую волокиту или саботаж.

Часть 11 статьи 58 определяла высшую меру (расстрел) за участие в работе царских правоохранительных органах или контрреволюционных правительствах на ответственных (либо секретных) должностях.

К государственным (контрреволюционным) преступлениям относи­лись пропаганда или агитация, выражавшаяся в противодействии рабоче-крестьянскому правительству, воинской и налоговой повинности, изготовлять и хранить, распространять литературу контрреволюционного характера. Было особо оговорено, что в военное время за эти действие полагался исключительно расстрел [3]. Значительные санкции приме­нялись за призывы к противодействию или невыполнению распоряжений центральной и местной властей, даже при не установлении контр­революционных целей.

В 1927 году законодательство об ответственности за совершение государственных преступлений (контрреволюционных и особо для СССР опасных) было еще более ужесточено. 25 февраля 1927 года было принято постановление ЦИК СССР, которое ввело в действие положение «О преступлениях государственных (контрреволюционных особо для СССР опасных преступлениях против порядка управления)». За подобные преступления увеличиваются сроки лишения свободы. В дополнение к ранее обозначенным составам преступлений были приняты новые. Согласно этому постановлению к контрреволюционным деяниям стали относиться подрыв государственной промышленности, транспорта, денежного обращения и кредитной системы, кооперации, совершенный путем соответствующего использования государственных учрежде­ний [4]. То есть обычные экономические преступления могли быть трактуемы как контрреволюционные.

Основным средством государственного воздействия на таких граждан служила административная высылка, то есть высылка за границу либо в определенные местности РСФСР в административном порядке. С этой целью 10 августа 1922 года был принят декрет ВЦИК «Об административной высылке». Для выполнения указанной задачи при НКВД и Наркомюсте была создана особая комиссия. Подобные органы были сформированы также в губерниях и уездах, составив вертикально интегрированную структуру. Срок административной высылки составлял три года, а те, кто подпадал под нее, поступали под надзор местных органов ГПУ и временно лишались активного и пассивного избира­тельного права [5, С. 813–814].

Согласно требованиям, изложенным в инструкции «По приме­нению постановления ВЦИК об административной высылке», принятой Постановлением НКВД от 3 января 1923 года, высылка была троякой, то есть состояла в высылке из конкретной местности с запрещением проживать в некоторых регионах РСФСР; высылке в определенный район РСФСР; высылке за границу. В случае несвоевременной явки к месту высылки, неприбытия, отлучки на срок более трех суток, самоволь­ного возвращения в место прежнего проживания властями возбуждалось уголовное преследование [6].

В последующие годы уголовное законодательство совершенству­ется, все более отвечает основам нэп и характеризуется в первую очередь изданием уже упомянутого Уголовного кодекса 1926 года [7, С. 123], который вступил в действие с 1 января 1927 года. Так, устанавливалась ответственность за недоносительство; список наказаний пополнился пунктом о предостережении; введен институт погаше­ния судимости; переработаны многие диспозиции и санкции статей особенной части УК.

В 1927 году ЦИК Союза ССР принял положение «О преступлениях государственных» [8, С. 330]. 6 июня 1927 года ВЦИК и СНК РСФСР внесли изменения в УК 1926 года. Взамен глав «Контрреволюционные преступления» и «Преступления против порядка управления» появилась глава «Преступления государственные», состоявшая из двух частей («Контрреволюционные преступле­ния» и «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управле­ния»), и глава «Иные преступления против порядка управления» [9, С. 98]. Положение ввело новые статьи, предусматривавшие ответственность за антисоветские дейст­вия (статьи 11 и 14 соответственно об ответственности за участие в заговоре и саботаж контрреволюционных целей). Этим же положением был унифицирован со­став контрреволюционной пропаганды и агитации: в него включены всевозможные формы, содержавшие призыв к свер­жению, подрыву и ослаблению советской власти без контрреволюцион­ных целей. Равно каралось изготовление, хранение или распространение литературы того же содержания [10, С. 230]. Уголовно-процессуальное законодательство формировалось достаточно быстро. Уже 25 мая 1922 года ВЦИК принял УПК РСФСР, вступивший в действие с 1 июля 1922 года [11, С. 902], но просуществовавший совсем недолго. В связи с принятием в ноябре 1922 года Положения о судоустройстве РСФСР [12, С. 106] постановлением ВЦИК от 15 февраля 1923 года был утвержден новый УПК РСФСР [13, С. 784]. По существу, это была новая редакция первого кодекса, устранившая некоторые недостатки и внес­шая ряд дополнений. Существенные изменения в УПК внесло Постановление ВЦИК от 16 октября 1924 года [14, С. 206]. Подсудность народного суда расши­рялась, суду второй инстанции разрешалось в известных пределах изменять приговор в части назначенной меры наказания и т. д.

В связи с образованием Союза ССР, 31 октября 1924 года. ЦИК СССР принял «Основы уголовного судопроиз­водства СССР и союзных республик», которые окончательно закрепили основ­ные положения уголовного процесса. УПК и «Основы» определяли единый порядок судо­производства. Суды, прокуратура, органы следствия и дознания были обязаны руководствоваться уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РСФСР.

В заключении следует отметить, что уголовно-процессуальное законодательство 1922–1927 годов, несмотря на то, что зачастую носило идеологизированный характер, имело большое значение для защиты личных и имущественных прав граждан, укрепления государственности.

Однако в нем отразились многочисленные «творческие находки» и наследие периода гражданской войны и военного коммунизма, носившие неправовой характер.

 

Список литературы:
1. Романовская Вера Борисовна. Репрессивные органы и общественное правосознание в России XX века: 12.00.01 Романовская, Вера Борисовна Репрессивные органы и общественное правосознание в России XX века: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 СПб., 1997. – 432 с. 
2. Гиляров Е.М. Организационно-правовые- основы деятельности органов исполнительной власти России в1905-1929гг.: Монография. – М.: НИЯУ МИФИ, 2010. – 384 с.
3. Уголовный Кодекс РСФСР 1926 года. Официальный текст с изменениями по состоянию на 01.03.1957г.– № 80. http://www.kodeks-uks.ru/ciws/sited=0&nd=901757374&nh=1.
4. Управление Делами СНК СССР и СТО. Москва, 1927. 
5. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского прави-тельства. – М., 1922. – № 51. – Ст. 646. 
6. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского прави-тельства. — М., 1926. – № 80. – С. 600.
7. Собрание законов СССР (СЗ СССР), в 1924-37 офиц. издание Управления делами Совета Народных Комиссаров СССР, 1927. – № 12. 
8. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского прави-тельства. – М., 1927. – № 49. 
9. Викторов Б.А. Без грифа «секретно». М., 1990. 
10. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — М., 1922. № 20–21. 
11. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — М., 1922. – № 69. 
12. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — М., 1923. – № 7. 
13. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — М., 1924. – № 78.
14. Собрание законов СССР (СЗ СССР), в 1924-37 офиц. издание Управления делами Совета Народных Комиссаров СССР. 1924. – № 24.