Особенности формирования российского уголовно-процессуального законодательства с 1922 по 1927 годы
Секция: Отечественная история
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Особенности формирования российского уголовно-процессуального законодательства с 1922 по 1927 годы
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностям формирования уголовно-процессуального законодательства 1922–1927 годов, т. к. произошло ужесточение карательной политики руководства государства, что в полной мере нашло свое отражение в Уголовном кодексе 1922 года.
Ключевые слова: карательная политика; советское руководство; Уголовный кодекс; государственные преступления; контрреволюционные преступления; контрреволюционное деяние; государственная власть; заговор; восстание; вооруженное вмешательство; оппозиционная деятельность.
Ужесточение карательной политики Советского руководства также нашло свое отражение в Уголовном кодексе 1922 года. Здесь в первой главе «Государственные преступления» в разделе «О контрреволюционных преступлениях» было окончательно закреплено определение контрреволюционного деяния как действия, направленного на свержение государственной власти путем заговора, восстания, склонения соседних государств к вооруженному вмешательству, участия в деятельности организаций, практикующих реализацию вышеназванных целей.
Была запрещена всякая оппозиционная деятельность: взвинченность обитателей к массовым смятениям, неуплаты налогов, неисполнению повинностей, препятствование работе государственных учреждений и т. п. Статья 69 признавала преступным деянием любую антиправительственную пропаганду и агитацию, особенно против политики рабоче-крестьянского правительства, призыва в армию, выплаты налогов, исполнения повинностей, а также распространение агитационной литературы. Указанная статья предусматривала уголовную ответственность за любое противодействие распоряжениям центральной и местной власти.
Практически вне закона были объявлены лица, занимавшие ответственные должности при царском строе. Особо каралось пособничество различным преступлениям и укрывательство. Однако наиболее значимой была статья 73 УК, которая регламентировала административную высылку в случае недоказанности совершенного преступления. В 1923 году в Уголовный кодекс был внесен ряд изменений и дополнений. Так, была принята новая редакция статьи 63, которая позволила трактовать как контрреволюционное любое экономическое преступление. В обиход было введено понятие «экономическая контрреволюция». Статья 67 усилила уголовную ответственность бывших царских чиновников.
Преследования за совершение государственных, экономических и уголовных преступлений усилились после образования СССР. 31 октября 1924 года было принято постановление ЦИК СССР и Союзных республик «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик», где было разрешено по решению судов ссылать на поселение в отдаленные местности определенные категории граждан [1]. Самое интересное заключалось в том, что ссылке подлежали лица, хотя и оправданные судом, но признанные социально опасными. Причем теперь максимальный срок поселения увеличился от 3 до 10 лет [2]. В 1926 году был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, где было в значительной степени усилено наказание за совершение государственных преступлений, к числу которых относились и т.н. контрреволюционные. Наиболее серьезные санкции предусматривались по статье 58, которая имела 18 частей. К 1926 году в стране, если не считать отдаленных окраин, уже не было сил, способных организовать контрреволюционное восстание или попытку захвата власти.
Часть 6 статьи 58 устанавливала суровую уголовную ответственность за социальные выступления, которые теперь приравнивались к контрреволюционным. Так, самая обычная халатность, согласно части 7 статьи 58, могла быть трактована как противодействие нормальной деятельности государственных учреждений. Строгое наказание следовало за небрежное исполнение служебных обязанностей, излишнюю канцелярскую волокиту или саботаж.
Часть 11 статьи 58 определяла высшую меру (расстрел) за участие в работе царских правоохранительных органах или контрреволюционных правительствах на ответственных (либо секретных) должностях.
К государственным (контрреволюционным) преступлениям относились пропаганда или агитация, выражавшаяся в противодействии рабоче-крестьянскому правительству, воинской и налоговой повинности, изготовлять и хранить, распространять литературу контрреволюционного характера. Было особо оговорено, что в военное время за эти действие полагался исключительно расстрел [3]. Значительные санкции применялись за призывы к противодействию или невыполнению распоряжений центральной и местной властей, даже при не установлении контрреволюционных целей.
В 1927 году законодательство об ответственности за совершение государственных преступлений (контрреволюционных и особо для СССР опасных) было еще более ужесточено. 25 февраля 1927 года было принято постановление ЦИК СССР, которое ввело в действие положение «О преступлениях государственных (контрреволюционных особо для СССР опасных преступлениях против порядка управления)». За подобные преступления увеличиваются сроки лишения свободы. В дополнение к ранее обозначенным составам преступлений были приняты новые. Согласно этому постановлению к контрреволюционным деяниям стали относиться подрыв государственной промышленности, транспорта, денежного обращения и кредитной системы, кооперации, совершенный путем соответствующего использования государственных учреждений [4]. То есть обычные экономические преступления могли быть трактуемы как контрреволюционные.
Основным средством государственного воздействия на таких граждан служила административная высылка, то есть высылка за границу либо в определенные местности РСФСР в административном порядке. С этой целью 10 августа 1922 года был принят декрет ВЦИК «Об административной высылке». Для выполнения указанной задачи при НКВД и Наркомюсте была создана особая комиссия. Подобные органы были сформированы также в губерниях и уездах, составив вертикально интегрированную структуру. Срок административной высылки составлял три года, а те, кто подпадал под нее, поступали под надзор местных органов ГПУ и временно лишались активного и пассивного избирательного права [5, С. 813–814].
Согласно требованиям, изложенным в инструкции «По применению постановления ВЦИК об административной высылке», принятой Постановлением НКВД от 3 января 1923 года, высылка была троякой, то есть состояла в высылке из конкретной местности с запрещением проживать в некоторых регионах РСФСР; высылке в определенный район РСФСР; высылке за границу. В случае несвоевременной явки к месту высылки, неприбытия, отлучки на срок более трех суток, самовольного возвращения в место прежнего проживания властями возбуждалось уголовное преследование [6].
В последующие годы уголовное законодательство совершенствуется, все более отвечает основам нэп и характеризуется в первую очередь изданием уже упомянутого Уголовного кодекса 1926 года [7, С. 123], который вступил в действие с 1 января 1927 года. Так, устанавливалась ответственность за недоносительство; список наказаний пополнился пунктом о предостережении; введен институт погашения судимости; переработаны многие диспозиции и санкции статей особенной части УК.
В 1927 году ЦИК Союза ССР принял положение «О преступлениях государственных» [8, С. 330]. 6 июня 1927 года ВЦИК и СНК РСФСР внесли изменения в УК 1926 года. Взамен глав «Контрреволюционные преступления» и «Преступления против порядка управления» появилась глава «Преступления государственные», состоявшая из двух частей («Контрреволюционные преступления» и «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления»), и глава «Иные преступления против порядка управления» [9, С. 98]. Положение ввело новые статьи, предусматривавшие ответственность за антисоветские действия (статьи 11 и 14 соответственно об ответственности за участие в заговоре и саботаж контрреволюционных целей). Этим же положением был унифицирован состав контрреволюционной пропаганды и агитации: в него включены всевозможные формы, содержавшие призыв к свержению, подрыву и ослаблению советской власти без контрреволюционных целей. Равно каралось изготовление, хранение или распространение литературы того же содержания [10, С. 230]. Уголовно-процессуальное законодательство формировалось достаточно быстро. Уже 25 мая 1922 года ВЦИК принял УПК РСФСР, вступивший в действие с 1 июля 1922 года [11, С. 902], но просуществовавший совсем недолго. В связи с принятием в ноябре 1922 года Положения о судоустройстве РСФСР [12, С. 106] постановлением ВЦИК от 15 февраля 1923 года был утвержден новый УПК РСФСР [13, С. 784]. По существу, это была новая редакция первого кодекса, устранившая некоторые недостатки и внесшая ряд дополнений. Существенные изменения в УПК внесло Постановление ВЦИК от 16 октября 1924 года [14, С. 206]. Подсудность народного суда расширялась, суду второй инстанции разрешалось в известных пределах изменять приговор в части назначенной меры наказания и т. д.
В связи с образованием Союза ССР, 31 октября 1924 года. ЦИК СССР принял «Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик», которые окончательно закрепили основные положения уголовного процесса. УПК и «Основы» определяли единый порядок судопроизводства. Суды, прокуратура, органы следствия и дознания были обязаны руководствоваться уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РСФСР.
В заключении следует отметить, что уголовно-процессуальное законодательство 1922–1927 годов, несмотря на то, что зачастую носило идеологизированный характер, имело большое значение для защиты личных и имущественных прав граждан, укрепления государственности.
Однако в нем отразились многочисленные «творческие находки» и наследие периода гражданской войны и военного коммунизма, носившие неправовой характер.