Статья:

Малоизвестные музеи Петербурга, созданные в эпоху Николая II

Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Отечественная история

Выходные данные
Девейкис М.В. Малоизвестные музеи Петербурга, созданные в эпоху Николая II // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(48). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Малоизвестные музеи Петербурга, созданные в эпоху Николая II

Девейкис Марина Викторовна
аспирант Института истории, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

THE LESSER-KNOWN MUSEUMS OF SAINT PETERSBURG FROM THE ERA OF NICHOLAS II

 

Marina Deveykis

Postgraduate student Institute of History St Petersburg University, Russia, St Petersburg

 

Аннотация. В настоящей статье показан завершающий этап эволюции музеев в императорский период. Цель статьи – отразить историю несохранившихся и малоизвестных музеев Петербурга, возникших в эпоху правления Николая II. В работе использовались общеисторические принципы: объективность, историзм и хронологический метод. В результате анализа раскрыта малоисследованная картина музейной жизни рубежа XIX-XX веков.

Abstract. This article shows the final stage in the evolution of museums during the imperial period. The purpose of the paper is to reflect on the history of the un-preserved and little-known museums of Saint Petersburg, which emerged during the reign of Nicholas II. The work used general historical principles: objectivity, historicism, and the chronological method. The analysis reveals a poorly researched picture of museum activity at the turn of the nineteenth and twentieth centuries.

 

Ключевые слова: эпоха Николая II; музеи; периодизация.

Keywords: era of Nicholas II; museums; periodisation.

 

В Петербурге к 1917 году по официальным данным существовал 51 музей (без включения полковых, музеев предприятий и библиотек). Поскольку императорский период занимал более 200 лет, нами была предложена периодизация, которая включает 4 этапа:

I этап. Возникновение ранних музеев (6). Это эпоха Петра I – эпоха Просвещения (1714-1796).

II этап. Появление специализированных музеев (11). Эпоха Павла I – Николая I (1796-1855).

III этап. Становление новых профильных групп (13). Эпоха Великих реформ и контрреформ (1855-1894).

IV этап. Музейный подъем (21). Эпоха правления Николая II (1894-1917).

В основу периодизации были взяты критерии: эволюция музеев и исторические вехи правления российских императоров. Каждый этап автономен, связан с Петербургом и Россией и имеет новое качество.  

В статье нами уделяется внимание завершающему этапу. Несмотря на то, что этот этап занимает самый маленький промежуток времени, в эту эпоху возникло больше 40 % музеев. Среди них такие известные и ныне действующие как Русский музей, Музей барона Штиглица, Суворовский музей, Музей Д.И. Менделеева и другие. Вместе с тем интерес представляют несохранившиеся и малоизвестные музеи, о которых нет информации в таких известных трудах: Российская музейная энциклопедия (2005), Музейное дело в России (2010) и других, что свидетельствует о новизне исследования.

Одним из малоизвестных музеев этого этапа был Музей спасения на водах (1894). Он возник при Обществе спасения на водах. Основателем его был адмирал К.Н. Посьет. Предпосылками для создания музея явилось то, что Петербург был морской столицей России и то, что значительное количество матросов, жителей погибали на воде. Музей был призван бороться с этой проблемой и способствовать освоению населением навыков оказания помощи при чрезвычайных ситуациях на воде. «Музей этот имеет большое значение, как средство распространения сведений о способах спасаний утопающих. Сведения, получаемые там, полезны каждому, потому что лицо, изучившее выставленные предметы и употребление их, будет ознакомлено со способами спасания утопающих и охранения себя от опасности на воде» [3, с. 242-243]. Для общества и музея было построено в 1894 году специальное трехэтажное здание под руководством архитектора-инженера П.С. Купинского на Садовой улице. Средства для строительства были собраны при участии жителей города. В здании также размещались библиотека, зал заседаний и редакция журнала «Спасение на водах». В залах музея была представлена масштабная экспозиция, в которой находились спасательные лодки, снаряжение, приборы и одежда, употребляемые при спасении погибающих, а также инструкции по правилам спасения и другое оборудование. Кроме того, представляют интерес картины о случаях помощи императорами тонущим: «Петр I спасает погибающих матросов на Лахте», «Александр I на реке Вилии помогает привести в чувства утопленника», а также графический и табличный материал о предотвращении несчастных случаев. Музей являлся центром просветительной деятельности Общества, здесь читались лекции «о пользовании приборами и о приведении утопленника в чувства».

Еще одним малоизвестным музеем был первый в России Музыкальный музей памяти Императора Александра III (1900). «В 1898 году, приступая к составлению истории музыки при Высочайшем Дворе, а также роговой музыки в России» [4, л. 10] возникла идея об организации данного музея. Предпосылкой для основания музея был подарок императора Александра III Придворному оркестру, который включал 8 флейт и знаменитую скрипку А. Страдивари. Директором музея был назначен К.К. Штакельберг. Он преподнес музею коллекцию музыкальных инструментов и библиотеку нот. Для музейного собрания была приобретена коллекция бельгийского собирателя С. Снука, которая включала более 300 музыкальных инструментов, а также коллекция инструментов народов России. В музее были собраны не только музыкальные предметы, но и фотографии, рисунки, портреты. Одна из комнат музея была посвящена памяти основателя Придворного оркестра Императора Александра III. В ней «собрано более 1.500 изображений покойного императора» [4, л. 24]. Кроме того, здесь читались лекции о музыкальных инструментах и проводились экскурсии, которые пользовались большой популярностью у молодёжи. Музей посещали знатоки и любители музыки, и он играл значимую роль в музыкальной жизни столицы.

В 1900 году при Главном управлении неокладных сборов и казённой продажи питей был устроен Музей Попечительства о народной трезвости, основанием для которого послужили экспонаты отдела Попечительства, экспортировавшиеся на всемирной выставке в Париже. «В музее этом сосредоточено все то, что может содействовать распространению в обществе правильных сведений о задачах и деятельности попечительств о народной трезвости, а также служить наглядным руководством, в деле попечения о народной трезвости, для приезжающих в С. Петербург провинциальных деятелей по попечительствам» [5, л. 107]. Заведование музеем возложено на помощника столоначальника Отдела казенной продажи питей титулярного советника Маршалова, с выдачей ему особого вознаграждения в размере 400 рублей в год. В музее были представлены: обширная коллекция изданий по вопросу об алкоголизме, изобразительные материалы, которые включали диаграммы, картины, открытки и другие пропагандистские предметы, направленные на борьбу с алкоголем. Правительство и Император понимали, что пьянство – порок, наносящий вред русскому обществу, и долг его и власти - борьба с этим злом. Для этого применялись все средства и создание музея имело громадное значение для этого дела.

В 1910 году учрежден Музей изобретений и усовершенствований Обществом военной, морской и сельской техники. «Прежде чем приступить к организационной работе Правление Общества выяснило через своих сочленов современное положение за границей в Лондоне, Париже и Мюнхене, подобных музеев, которые известны своим полезным влиянием на развитие науки, искусства и промышленности» [1, С. 2]. Музей разместился во временном частном помещении на улице Мойка 12. Предпосылками создания музея явились участие в Международной выставке новейших изобретений и необходимость оказания помощи отечественным изобретателям во внедрении их разработок. Обществом было выработано Положение о музее. Первым директором был назначен генерал-майор Н.Н. Беклемишев. Музей пополнялся предметами, поступающими в виде пожертвований, изготовленных по заказу музея и машинами, оборудованием и приборами, поставляемыми предприятиями Петербурга, в соответствии с заключенными договорами. Музей явился мощным образовательно-воспитательным средством, так как давал возможность самым широким слоям населения ознакомиться в доступной и популярной форме с основами и новинками техники. В этом же году музей выпустил Альманах, который содержал информацию о музее и справочные сведения для изобретателей.

Следующий незаслуженно забытый музей — это Музей Великого князя Михаила Николаевича (1911), который находился в Ново-Михайловском дворце, основанный его родственниками. Музей располагался в 4 залах: общий зал, зал, где помещались личные предметы, кабинет, зал последних дней жизни. Михаил Николаевич был военачальником, участником Кавказкой войны, русско-турецкой войны, государственным деятелем, всю жизнь собирал коллекции оружия, фотографии крепостей, печатные рукописи, карты, портреты, которые легли в основу собрания музея. Особый интерес представляли «памятники личной жизни Великого князя: учебные тетради Его Высочества, журналы преподавательских отметок, альбомы путешествий, личные бумаги и документы, Высочайшие рескрипты и множество отдельных предметов, принадлежащих Его Императорскому Высочеству» [6, с. 17]. Музей имел большое воспитательное значение для его почитателей как символ высокому служению Императору и Отечеству.

Для создания Еврейского музея (1916) важное значение имел Манифест 17 октября 1905 года, подписанный Николаем II, провозглашавший гражданские свободы. Общественная жизнь Петербурга активизировалась, стали создаваться различные общества, историко-культурные объединения. В 1907 году было создано Еврейское историко-этнографическое общество (ЕИЭО). Начал выходить журнал «Еврейская старина». В еврейскую массу начали проникать новые культурные веяния – важно было начать собирать исторические материалы по фольклору, предметы еврейской старины, проводить фотографические снимки и т.д. Главным организатором этого направления стал этнограф, историк С.А. Ан-ский. Под его руководством экспедиция ЕИЭО в 1911-1914 году начала собирать материал для музея на территориях еврейской оседлости. Спонсором экспедиции стал меценат М. Гинсбург. Кроме того, он выделил для музея в здании, построенном на его средства, обширный зал для размещения коллекций. Собран богатый материал, который был положен в основу музейного собрания: «1) Сделано более 2000 фотографич. снимков старинных синагог и их внутренних украшений, еврейских исторических зданий, памятников, типов, бытовых сцен и т.д. 2) Записано около 1800 народных сказаний, сказок, легенд, преданий, притч. 3) Более 1500 народных песен и мистерий…» [2, с.239] и другие экспонаты. Кроме того, в дар музею поступали архивы и документы от частных лиц и общественных учреждений. Музей имел огромное национально-воспитательное значение, привлекал большое внимание общественности и способствовал возрождению традиций еврейского Петербурга.

Рассмотренные музеи были нужны обществу, их деятельность способствовала решению актуальных для того времени научных, бытовых и других проблем. Кроме того, они составляли часть музейной сети Петербурга, которая была создана лишь на завершающем этапе императорского периода – эпохи царствования императора Николая II. Изучение недостаточно исследованной истории музеев данного этапа, позволяет не только проанализировать опыт предшественников, вспомнить забытые имена основателей, учредителей и других музейных деятелей, но и реконструировать полную музейную картину, которая являлась частью культурной жизни Петербурга.  

 

Список литературы:
1. Объяснительная записка к проектируемому плану Музея; Проектируемый план Музея [и др. материалы]: Предварит. выпуск / Музей изобретений и усовершенствований. –  СПб., 1911. –  21 с.
2. Письмо в редакцию (О работах Этнографической Экспедиции) // Еврейская старина. – СПб., 1915, вып. 2. – с. 239-240.
3. Путеводитель по С.-Петербургу. – СПб.: С.-Петерб. гор. обществ. упр., 1903. – 324 с.
4. РГИА. Ф. 500. Оп. 1. Д. 348 (О музее в память Александра III).
5. РГИА. Ф. 575. Оп. 3. Д. 4259 (Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей Министерства финансов. По музею попечительств о народной трезвости). 
6. Струков Д.П. Музей имени великого князя Михаила Николаевича. –  СПб.: тип. Гл. упр. уделов, 1911. – 18 с.