Статья:

ЖУРНАЛ «ФЪЮЗАТ» И ИДЕОЛОГИЯ ЕГО ОСНОВАТЕЛЯ АЛИ БЕКА ГУСЕЙН-ЗАДЕ

Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: История и археология

Выходные данные
Агаева Н.И. ЖУРНАЛ «ФЪЮЗАТ» И ИДЕОЛОГИЯ ЕГО ОСНОВАТЕЛЯ АЛИ БЕКА ГУСЕЙН-ЗАДЕ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(81). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЖУРНАЛ «ФЪЮЗАТ» И ИДЕОЛОГИЯ ЕГО ОСНОВАТЕЛЯ АЛИ БЕКА ГУСЕЙН-ЗАДЕ

Агаева Нигяр Икрам гызы
науч. сотр. научно-исследовательской лаборатории Журналистика, Бакинского Государственного Университета Азербайджан, г. Баку

 

THE MAGAZINE "FYUZAT" AND THE IDEOLOGY OF ITS FOUNDER ALI BEY HUSEYN-ZADE

 

Nigar Aghayeva

Researcher of research laboratory Journalism, Baku State University, Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. Журнал «Фъюзат», превратившийся за один год своего издания в общественную и литературную хронику, призывавший азербайджанский и турецкий народы к борьбе против рабства, прославился как грандиозный печатный орган. Основное ознакомление с материалами журнала «Фъюзат»  позволяет сделать вывод о том, что  журнал «Фъюзат» и идеология его основателя Али бека Гусейн-заде о тюркизации, исламизации, европеизации являлись лишь началом борьбы азербайджанского и тюркского народа за независимость.

Abstract. The magazine "Fyuzat", which in one year of its publication turned into a social and literary chronicle, calling on the Azerbaijani and Turkish peoples to fight against slavery, became famous as a grandiose printed organ. A basic acquaintance with the materials of the magazine "Fyuzat" allows us to draw the following conclusion: the magazine "Fyuzat" and the ideology of its founder Ali bey Huseyn-zade about Turkification, Islamization, Europeanization were only the beginning of the struggle of the Azerbaijani and Turkic people for independence.

 

Ключевые слова: эпоха революции; история; идеология; романтизм; наследие; общественная мысль.

Keywords:  era of revolution; history; ideology; romanticism; heritage; social thought.

 

Начало ХХ века вошло в историю как эпоха революций. В этот период в Азербайджане печатались различные по своим идеям газеты и журналы, с помощью которых распространялись общественные и философские мысли, даже национальная романтическая литература. Таким образом, наряду с романтическими художественными произведениями и литературно-критическими записями в книгах, не исключением были и публицистические статьи, напечатанные в отдельных печатных изданиях. Общественно-культурное движение, важные литературно-культурные и исторические события превратились в предмет исследования многих ученых.  Таким образом, литературные и общественные силы того периода сконцентрировавшись вокруг журнала «Фъюзат», создали в Азербайджане механизм под названием фъюзатовцы, действующий первые 10 лет ХХ века.  Фъюзатование – это пропагандирование в литературе романтизма, единства в языке, защиты политики общего литературного языка, исламизацию в отношении религии, идеологию за тюркизацию. Журнал «Фъюзат» и идеология его основателя Али бека Гусейн-заде о тюркизации, исламизации, европеизации являлись лишь началом борьбы азербайджанского и тюркского народа за независимость. Фъюзатовцы, основываясь на национально-просветительской идеологии Исмаил бека Гаспринского, на его формуле: «Единство в языке, мысли, деле», – искали новое, личное идейное направление [5, c. 79]. Предложенный молодёжи Али беком Гусейн-заде в начале ХХ века тезис: «Тюркизация, исламизация, европеизация», – затем нашел отражение в синем, зелёном и красном цветах официального государственного флага Азербайджанской Демократической Республики. С помощью этой «тройной цели» Али бек Гусейн-заде привнёс в мышление тюркского народа идею тюркизации – познание своего национального, идею исламизации – исламское возрождение, идею европеизации – синтез культур Запада и Востока. Таким образом, основатель идеологии тюркизма Али бек Гусейн-заде, одновременно, является и создателем основных теоретических принципов этой идеологии, и в кратчайшие сроки доводит тюркизм до совершенного уровня. Опираясь на национальные, исламские, общечеловеческие ценности, превратившись в важное сознание того периода, эта «тройная цель» сыграла важную роль в развитии национального сознания не только азербайджанских тюрок, но и всех тюркских народов. Как сказал выдающийся тюркский учёный А. Джафароглу: «Этот волевой и доверенный тюрок, на основе этого тройного намерения вывел  мысль о  борьбе за национальную независимость» [2, c. 138].

Цель тюркизации проявляется, прежде всего, в  продвижении сферы своего национального познания. Эта цель возникла из-за необходимости познания тюркских народов своей принадлежности, а также благодаря инстинкту национального самосохранения.  Американский учёный Тадеуш Святаховский писал: «Вначале ХХ века, был один человек, который  сообщил тюркским народам, кем они являются. Это был Али бек Гусейн-заде» [3, c. 98].

Журнал «Фъюзат» ценил в художественно-публицистических материалах научность, историческую объективность, разнообразие стилей, не только в общественной реальности Азербайджана, но и в жизни других народов мира. Усовершенствовав позицию анализа в художественной публицистике, продолжаемую и развитую во многих  печатных органах, «Фъюзат» выдвигает литературно-эстетические принципы новой литературной школы и нового литературного опыта. Так формировалась художественная литература.

Журнал «Фъюзат» важен не только, с точки зрения изучения исторической общественно-политической мысли, но и для выяснения наших литературных связей. В этом направлении важно изучение литературы, печати и общественно-культурной жизни таких стран, как Турция, Россия, Иран, а также стран Европы. В журнале «Фъюзат» пропагандировалось наследие  жизни и деятельности таких личностей, мировых классиков, как  Н. Гянджеви,  А. Фирдовси, Ч. Руми, И. Гёте, Л. Толстой, Нафи, Надим, А. Хайям, Хафиз, Сяди, Физули, В. Шекспир, Ф. Шиллер, А. Бакиханов, Байрон, А. Данте, Мольер, Ж. Рассин, Ж.Ж. Руссо, В. Гюго, Карамзин и многих других, с точки зрения возрождения, целью изучения становилась их критика. В то же время, журнал сыграл положительную роль в распространении современных литературных течений, таких как романтизм, сентиментализм, декадентизм, даже национальной сатиры и просветительского реализма. Фъюзадовцы придавали большое значение связям национального художественного мышления  с мировой классической литературой, с этой точки зрения изучается литературное наследие французского, немецкого, английского, русского, арабского, фарсидского, тюркского и других народов. А также создаётся по духу революционно-демократическая литература, носящая общественно-политическое содержание и посвящённая пропаганде нравственных идей, и новый период служит нравственно-идеологическому воспитанию наших граждан. Проявлялся интерес к творчеству Зия паши, Н. Кямаля, И. Шинаси, М.Э. Расулзаде, А. Гамид, Ф. Фикрят, А. Джовдат и других. Впоследствии были широко развиты, сформировавшиеся в журнале «Фъюзат»  оригинальные находки для  литературных искателей, научно-теоретические и эстетические принципы. Литературно-художественная концепция «Фъюзата» была продолжена не только авторами журнала, но и пришедшей в литературу молодёжью, на страницах других печатных органов. В этот период фъюзатовцы направляли внимание общественности на решение вопросов, связанных с творчеством и общественной жизнью, творчеством и творческой свободой, основами художественной мысли, религией и её значением, местом женщины в общественной жизни, печатью, просвещением, национальным литературным языком, литературным жанром, революционной истиной, художественным переводом, изучением классического наследия и других аспектов.

Один из недостатков журнала «Фъюзат» заключался в его языке.  Некоторая сложность языка явилась настоящим объектом критики. В то время как Али бек Гусейн-заде не только любил свой язык, но и особо ценил то, что он является современником, писавшим на азери тюркском, таких азербайджанских писателей, как М.Ф. Ахундов, Г. Зардаби, М.А. Сабир, Д. Мамедкулизаде, Н. Везирова, А. Хагвердиева.

Журнал «Фъюзат» сыграл важную роль в просвещении нашего народа, показал ему правильный путь, в тот период, когда не было ни национального государства, ни национальных управленческих органов, когда не были сформированы национальные политические партии. И спустя 100 лет журнал «Фъюзат» был возвращён к работе. Этой почётной  миссией  был удостоен выдающийся литературовед, учёный, доктор филологических наук, профессор Теймур Ахмедов. Он возглавлял такие печатные органы, как «Ата йурду», «Вятян хясряти», «Хикмят», «Вятян сяси», «Йени фикир» и наконец, в течение  последних 10 лет газету «Республика». Наряду с многотиражной, ежедневной, общественно-политической, социально-экономической газетой «Республика», заслуживает одобрения желание издавать новый печатный орган – журнал «Фъюзат». Выразив своё намерение в разделе «Главный редактор», он писал: «Издававшийся под редакторством Али бека Гусейн-заде, в 100-летний юбилей журнала «Фъюзат», мы с гордостью отмечаем выход в январе 2007 года его продолжения, литературного, общественно-политического, литературно-художественного и философского журнала «Фъюзат»; его долговечность мы доверяем ясномыслящей, национальной по духу, борющейся за укрепление  национальной независимости, процветание нашего народа и Родины, мужественной интеллигенции» [5]. 

 

Список литературы:
1. Велиев Ш.Г.  Исследования азербайджанской литературы и печати (2000-2010). – Баку: Изд: Наука и образование, 2011. – 544 с.
2. Велиев Ш.Г. Литературная школа «Фъюзат». – Баку, 2009. – 453 с.
3. Велиев Ш. Проблемы поэзии в азербайджанской литературной критике ХХ века (1895–1917 гг.) – Баку, 2014. – 171 с.
4. Велиханов Н. Развитие литературы просветительского реализма в Азербайджане (1890-1914 гг.) – Баку, 1983. – 160 с. 
5. Гулиева Г. Фиюзатисты. – Баку, 2024. – 183 с.
6. Гусейнзаде А. Жизнь и задуманный Фьюзат – журнал «Фьюзат», 1906. – № 5.