Статья:

Вклад философских школ полисного этапа истории Древней Греции в развитие современной науки

Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: История философии

Выходные данные
Игнатенко В.А. Вклад философских школ полисного этапа истории Древней Греции в развитие современной науки // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(31). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 34-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Вклад философских школ полисного этапа истории Древней Греции в развитие современной науки

Игнатенко Владимир Александрович
аспирант, Красноярский государственный аграрный университет Юридический институт, РФ, г. Красноярск

 

THE PHILOSOPHICAL SCHOOLS' CONTRIBUTION OF POLICY STAGE HISTORY OF ANCIENT GREECE IN THE DEVELOPMENT OF MODERN SCIENCE

 

Vladimir Ignatenko

post-graduate student, Krasnoyarsk State Agrarian University Law Institute, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В данной статье проводится историко-философский анализ состояния философских школ, существовавших на полисном этапе истории Древней Греции. Автором отмечается роль философских школ Античности, и их влияние на становление первых форм теоретической науки и их вклад в развитие современной научной мысли.

Abstract. This article provides a historical and philosophical analysis of the state of philosophical schools that existed at the Polis stage of the history of Ancient Greece. The author notes the role of philosophical schools of Antiquity, and their influence on the formation of the first forms of theoretical science and their contribution to the development of modern scientific thought.

 

Ключевые слова: Античность; Древняя Греция; культура; философия; философские школы; милетская школа; Гераклит; Пифагор; софисты; Сократ; Платон; Аристотель.

Keywords: Antiquity; Ancient Greece; culture; philosophy; philosophical schools; Miletus school; Heraclitus; Pythagoras; sophists; Socrates; Plato; Aristotle.

 

Темой данной научной статьи является историко-философский анализ состояния философских школ полисного этапа истории Древней Греции, их роль в становлении первых форм теоретической науки и их вклад в развитие современной научной мысли.

По мнению большинства историков, саму историю Древней Греции условно «можно разделить на три больших этапа:

1) раннеклассовые общества и первые государственные образования II тысячелетия до н.э. (история Крита и Ахейской Греции);

2) формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа, создание высокой культуры (XI – IV вв. до н.э.);

3) завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств» [1, с. 6].

В свою очередь полисный этап истории Древней Греции также условно разделяют «на три периода:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI – IX вв. до н.э.) – родо-племенные отношения в Греции;

2. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование классового общества и государства в форме полисов. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация);

3. Классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя, греческой культуры» [1, с. 7].

Именно, в античном греческом полисе – суверенном государственном образовании со своей специфической политической структурой до IV в. до н.э. шло интенсивное развитие греческой культуры, в рамках которой и произошло становление первых философских школ, а вместе с ними и развитие первых форм теоретической науки.

По мнению историков, зарождение первых форм теоретической науки в форме философских концепций, является «показателем зрелости… культуры» древнегреческого общества, демонстрацией уровня «социально-экономического и культурного развития».

Этот процесс начал протекать в условиях возникновения полистного строя в архаический период истории Древней Греции, когда «философские и собственно научные знания составляли еще единое целое». В связи с этим, в древнегреческом обществе философию еще «называют натурфилософией» [1, с.96].

Само понятие «философия» – это слово греческого происхождения и дословно его можно перевести как «любовь к мудрости» (phileo – любовь и sophia – мудрость). «Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580 – 500 годы до н.э.)» [4, с. 12].

Само же «возникновение философии» как «особой духовной установки» направленной на «поиск гармонии знаний о мире с жизненным знанием людей, с их верованиями, идеалами, надеждами», унаследовало «от мифологии и религии их мировоззренческий характер» [4, с. 12].

С точки зрения А. А. Радугина, философия представляет собой «мировоззрение», то есть систему «общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру, человека к человеку». При этом А. А. Радугин особо подчеркивал, что и философия относится «к мировоззренческим формам человеческой культуры», представляя собой «теоретический уровень мировоззрения» [4, с. 5 – 13].

Весь этот процесс протекал до тех пор, пока не был накоплен соответствующий «эмпирический материал», произошло совершенствование методов научных исследований, при которых стало возможным «дифференциация форм теоретического освоения действительности» и «отпочкование от философии конкретных наук» [4, с. 5 – 13].

Первая философская школа в Древней Греции возникла в VII – V вв. до н.э. в городе Милет, который был одной из греческих колоний, расположенный на территории современной Турции. По названию местности, в которой располагалась эта философская школа, получила название «милетской школой». Наиболее известными представителями этой школы являлись древнегреческие мыслители Фалес, Анаксимен и Анаксимандр. Основателем милетской школы считается Фалес, который, по мнению историков, проживал между 624 по 546 гг. до н.э. Как и другие представители милетской школы, Фалес находился в поисках «первоначала» всего сущего, и, по его мнению, таковым первоначальным элементом – «проявлением единого» которое лежит в основе всех вещей является «вода».

Для Анаксимена таковым «первоначалом и субстратом вещей всех вещей является конкретная стихия – воздух», а для Анаксимандра – «айперон (неопределенный) – неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало» [4, с. 25 – 26].

При этом если рассматривать мыслителя Фалеса как «родоначальника греческой философии», очень важно отметь факт, зафиксированный во многих источниках, что одновременно Фалес был астрономом и математиком.

Так, Фалес «предсказал солнечное затмение 585 г. до н.э.», «был первым, кто точно определял время по солнечным часам», а в Египте «решил задачу исчисления высоты пирамид путем измерения длины тени от пирамиды, когда его собственная тень равнялась величине его роста» [5, с. 22 – 29].

Все эти факты, изложенные в исторических трудах Геродота и философских работах Аристотеля, свидетельствуют о высокой степени развития естественных научных знаний и различных областей математических знаний (геометрии и арифметики) в древнегреческом обществе архаического периода.

Кроме этого, мы акцентируем внимание на двух важных моментах, отраженных в философских трудах «милетских натурфилософов» – Анаксимена и Анаксимандра.

Так, Анаксимен, указывая в качестве «первоначала» воздух, отмечал, что водяной пар, содержащийся в нем, в зависимости от температуры может становиться либо жидкостью, либо твердым веществом (вода и лед).

Таким образом, Анаксимен впервые анализирует три агрегатных состояния одного и того же вещества – воды, и способы перехода этого вещества из одного состояния в другое, определяемые «температурой и величиной плотности» [5, с. 29 – 30].

Что касается философской мысли Анаксимандра, то, на наш взгляд, его вклад в развитие науки заключается в следующем:

Во-первых, выдвинув теорию о «первооснове» апейрона как нечто «неопределенное» и «бесконечное (в пространстве и времени)», что нельзя ощутить посредством органов чувств, он проложил основы перехода от эмпирических методов к теоретическому осмыслению реальности.

Во-вторых, Анаксимандр, рассматривая «постоянное движение» айперона, является первым, кто выразил диалектическую идею о том, что движение вещества во Вселенной является непрерывным. Эту идею в дальнейшем развил мыслитель Гераклит.

Таким образом, «первое поколение натурфилософов считало, что изменения существуют. Для них это было предпосылкой, предположением. Исходя из нее, они спрашивали, что является постоянным элементом всех изменений. Второе поколение философов подвергло сомнению эту предпосылку, задав вопрос о том, существует ли изменение?» [5, с. 31].

И так, уже в классический период полисного этапа истории Древней Греции двое греческих мыслителей Гераклит и Парменид, относящиеся ко второму поколению философов, по-разному отвечали «на этот вопрос».

Так, «Гераклит утверждал, что все находится в состоянии постоянного изменения или движения». Вопреки ему Парменид утверждал, что ничто не изменяется.

Согласно теории Гераклита, «все находится в состоянии непрерывного изменения», эти изменения происходят «согласно неизменному закону (логосу)». Гераклит был убежден, что «этот закон включает взаимодействие противоположностей», а эти противоположности, действуя в единстве, образуют «гармонию» [5, с. 30 – 34].

Таким образом, Гераклит является первым философом, который интуитивным путем пришел к пониманию устройства окружающего его мира и, изложив систему своего мировосприятия, заложил основы диалектики, которые в дальнейшем были логически разработаны Гегелем и Марксом.

Еще, хотелось бы отметить, что Гераклит, подобно «милетским натурфилософам» продолжил поиск первоначала Вселенной. По его пониманию, «в качестве субстанциально-генетического начала Вселенной рассматривается огонь». По мнению Гераклита, мир – это «упорядоченный Космос», его не создавали боги, он «всегда был, есть и будет вечно живым огнем». При этом, «все предметы» и природные явления «рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь» [4, с. 26 – 28].

Разумеется, мы можем подвергнуть критике космологическую теорию Гераклита, однако, она была изложена около 500 г. до н.э., разработана посредством интуитивного восприятия действительности, исходя из терминологии своего времени. При этом если мы сейчас изменим термин «живой огонь» на термины «энергия» или «термоядерные реакции», то получим вполне жизнеспособную современную космологическую теорию происхождения и существования Вселенной.

Кроме этого, оценивая роль и значение теории Гераклита в становление первых форм теоретической науки, было бы несправедливым не отметить роль его оппонентов, внесших значительный вклад в развитие раннегреческой философии, представителей «Элейской школы» – Парменида и его ученика Зенона.

Так, Парменид, проживающий, примерно с 540 до 470 гг. до н.э., первый отошел от рассмотрения мира в контексте его первоначал, к рассмотрению «бытию» как центральному понятию в философии. Парменид был уверен, что бытие существует вечно, «не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе» [4, с. 28 – 29].

Таким образом, Парменид фактически сформулировал закон сохранения массы и закон сохранения энергии, доказанные позднее математически и подтвержденные экспериментально.

Кроме этого, Парменид считал, что Бог – это «единое, вечное, несотворенное и неуничтожаемое начало», которое можно рассматривать как первоначало существующих идей. Поэтому «вечный и неизменный» сверхчувственный мир может быть познан только рациональным путем, то есть «через мышление». Вклад Парменида в философию заключается в том, что он заложил идею, которая «впоследствии станет основой всех идеалистических систем» [1, с. 269].

Роль Зенона в становление первых форм теоретической науки заключается в том, что он первый поставил «проблему конечного и бесконечного, проблему бесконечной делимости конечных вещей» [4, с. 29 – 31].

Также большой вклад в развитие философской и научной мысли античности внес основоположник материалистического направления философии – Демокрит, которого относят к третьему поколению древнегреческих философов. По историческим данным он проживал с 460 по 370 гг. до н.э., много путешествовал, как принято считать, «с познавательными и исследовательскими целями», много работал во многих направлениях науки, которые быстро развивались в классический период Древней Греции. О широте его научных интересов можно судить по названиям некоторых из его научных работ: «Великий диакосмос», «Врачебная наука», «О том, что после смерти», «О строении природы», «О мировом порядке и правилах мышления», «О ритме и гармонии», «О поэзии», «О земледелии», «О математике», «О правильной речи и непонятных словах», «О благозвучных и неблагозвучных буквах». Этот перечень не является исчерпывающим, что объективно свидетельствует о широте научных взглядов Демокрита и общем состоянии науки этого периода [5, с. 38 – 42].

Но наибольшим вкладом Демокрита в науку считается создание им теории «атомизма». Так, Демокрит считал, что «в мире нет ничего кроме атомов и пустоты,… которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом». «Атомы отделены друг от друга пустотой». При этом «атом – бытие», а «пустота – это небытие».

Вся «суть онтологии Демокрита» заключена в следующем:

Во-первых, «все вещи образуются из сочетания атомов», различаемые как по их «количеству и порядку» их размещения;

Во-вторых, «атомы вечно движутся в окружающей их пустоте», при этом, их движение хаотично, а образование ими формы – случайны.

Таким образом, Демокрит является сторонником «крайнего детерминизма, переходящего в фатализм». «Случайность» им рассматривалась как «неизвестная человеческому разуму причина», обусловленная «либо судьбой, либо богами» [4, с. 31 – 34].

Парадоксальным является тот факт, что Демокрит, не смотря на такие явно идеалистические идеи, благодаря своей теории атомизма признается родоначальником философского материализма [4, с. 31 – 34].

Значительный вклад в становление первых форм теоретической науки был внесен представителями еще одного направления древнегреческой философской мысли – пифагорейцами (вторая половина VI – начало V вв. до н.э.) и, лично основателем этого направления в философии – Пифагором, проживающим, приблизительно с 580 по 500 гг. до н.э.

Подобно представителям «милетской школы» пифагорейцы рассматривали вопросы «о субстанции, о фундаментальных началах природы и об изменении». По их представлению в основе мироздания лежат математические числа, являясь постоянными и неизменными «субстанциями», а посредством математики можно подобрать «ключ ко всем загадкам вселенной». Также для мироощущения пифагорейцев было характерным, и они считали, что всю окружающую действительность можно как отобразить, так и измерить посредством числовых значений. Пифагорейцы сумели соединить в своем мировоззрении «религиозный мистицизм и математическое исследование» [5, с.42 – 43].

«Учение пифагорейцев… сыграло выдающуюся роль в становлении экспериментального естествознания» [5, с. 42 – 43].

Кроме этого, оценивая значение симбиоза философско-математического учения пифагорейцев, следует отметить, что они сделали совершенно верный вывод о том, что в основе мироздания действительно имеется определенный цифровой ряд, являющийся качественной и количественной характеристикой всей пульсирующей Вселенной. Но их заблуждением явилось то, что они совершили подмену, поставив качественную характеристику предмета выше самого предмета. При этом, безусловно, большим значением для развития математики, физики и астрономии явился вклад пифагорейцев в развитие геометрии и арифметики, оказали влияние на философские идеи Платона, а также последующее развитие всей европейской философии.

Но наибольшее значение на развитие философской мысли античной Греции и становления первых форм теоретической науки оказали софисты, «идеалистическая система Сократ – Платон и философская теория Аристотеля» [1, с. 269].

Так, несмотря на то, что софисты («мудрецы», «учителя мудрости») у полисной власти считались учителями «ложной мудрости», а скептицизм софистов вызывал недоверие в обществе. Это было обусловлено тем, что софисты могли логически доказать «справедливость прямо противоположных мнений» [1, с. 269].

При этом невозможно не отметить заслуги софистов, которые заключались  в следующем:

Во-первых, софисты первыми сделали «переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека», то есть «со времени софистов и Сократа проблема человека, человеческой личности становится одной из важнейших проблем философии» [4, с. 34].

Во-вторых, софисты становятся философами «нового типа» – профессиональными пропагандистами философских знаний и учителями философии, отождествляющие «мудрость со знанием, умением, способностью доказывать все, что они считали необходимым, выгодным» [4, с. 35].

В-третьих, софисты, опровергая «казавшиеся непоколебимыми истины» и обосновывая «порой самые необычные воззрения… способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить и логически отождествить как будто бы самые несовместимые вещи» [4, с. 36].

В-четвертых, благодаря софистам и Сократу «философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос, как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию» [4, с. 34 – 37].

В-пятых, «софисты сформулировали ряд связанных с этикой, социальными науками и эпистемологией вопросов, которые остаются актуальными и в наше время. Это, по сути, целые проблемные области, которые характеризуются такими ключевыми терминами, как относительное и абсолютное; право и власть; эгоизм и альтруизм; индивид и общество; разум и чувства» [5, с. 75].

Вкладом Сократа в становление первых форм теоретической науки явилось то, что он оказал «наибольшее влияние на дух западного мира», что выразилось в поднятой им эпистемологической и этико-политической проблематике.

«В эпистемологии его интересовал анализ понятий (определений) с помощью диалога. В этико-политической сфере его целью было опровержение скептицизма софистов» [5, с. 76].

Так, с точки зрения Сократа, эпистемология – это «учение о знании», в котором человек становится сам объектом своего собственного мышления, начиная исследовать не только себя самого, но и «свое собственное мышление» [5, с. 60, 76 – 85].

По нашему мнению, именно способность к «рефлексии» заставила Сократа искать то, что позволяло бы ему лучше видеть окружающий его мир через призму его собственного самосознания. Поэтому для Сократа так было важно, чтобы эта призма самосознания оставалась чистая и незапятнанная, что можно было сделать только посредством высоких этических норм и ценностей, которые должны главенствовать в науке и обществе. К нормам высокой нравственности Сократ относил такие как: «добродетель», «всеобщее благо», «справедливость».

Тем самым, Сократом были заложены научно обоснованные «принципы этики», которые и сейчас остаются актуальными для современной цивилизации и свидетельствуют о здоровье общества, в котором они являются приоритетными.

Кроме этого, созданная Сократом «философская система, заложила основы философского идеализма», которая в дальнейшем получила развитие в виде «законченной идеалистической теории» в работе «Апология», написанной его учеником – Платоном [1, с. 270].

Платон продолжил труд своего учителя и изложил свое видение мира как «идеального мира», созданный божественным разумом – это мир идей, который, нельзя постичь рациональным путем, а лишь частично, и только посредством интуиции. В качестве основной задачи философии Платон выделяет задачу познания истинного мира «божественных идей через созерцание внутренних глубин человеческого разума».

Кроме этого, Платон в своих трактатах «Государство» и «Законы» внес значительный вклад в зарождение философско-правового учения о «разработке разных форм и сущности полистного государства». Однако его проект «идеального государственного строя и социального порядка», отражал «мировоззрение взгляды наиболее консервативных олигархических кругов греческого общества IV в. до н.э.» [1, с. 270 – 271].

Помимо этого Платон работал над теорией познания, в которой процесс познания заключается в том, что бессмертная душа должна вспомнить то, что она уже созерцала ранее в мире идей.

В связи с этим, само понятие «философия» трактовалось Платоном «как свойственная лишь избранным натурам любовь к мудрости ради нее самой» [4, с. 39 – 44].

Кроме этого, Платон развивает идею Сократа об этике.

Так, «платоновская этика ориентирована на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества – государства» [4, с. 43].

А, «укреплению идеального государства,… должна служить строгая система воспитания и образования» [4, с. 44].

Оценивая вклад Платона в развитие науки, норвежский философ Гуннар Скирбекк в своей работе «История философии» пишет: «Платон был философом, обладающим особым даром целостности и диалектической интеграции, а не разделения и дифференциации» [5, с. 114].

Еще одним существенным вкладом Платона в развитие, как философии, так и всей теоретической науки в целом, является то, что он начинает использовать философские категории в современном их понимании. Платон пользуется пятью основными философским категориями: «сущее», «движение», «покой», «тождество» и «различие» [5, с. 86 – 114].

Однако вершиной философии античного периода истории Древней Греции является «один из выдающихся греческих философов – Аристотель из Стагиры». Аристотель проживал в период с 384 по 322 гг. до н.э. и в течение 20 лет, до смерти Платона в 347 г. до н.э., был его учеником, не смотря на то, что мировоззренческие позиции Аристотеля расходились с позициями его учителя.

В 335 г. до н.э. Аристотель организовал собственную философскую школу – Ликей, в которой работал почти до самой смерти [5, с. 115 – 151].

По мнению историков, Аристотель считался «крупным ученым-энциклопедистом». Он проводил глубокие научные исследования в различных областях научных знаний – физики («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология»), этики («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»), экономики («Экономика»), биологии («История животных», «О частях животных», «О движениях животных», «О происхождении животных»), логики («Органон»), психологии («О душе») и философии («Метафизика», «О философии», «Эвдем», «Протрептик»). Кроме этого, Аристотель посветил много времени исследованиям в области политики («Политика», «Афинская политика»), ораторского искусства («Риторика») и искусствоведения («Поэтика»).

На основе столь глубоких познаний в различных областях научных знаний Аристотель является первым, кто пришел выводу о необходимости классификации наук по сферам их исследований.

Так, философию он классифицировал на введение в философию (логику), теоретическую философию (метафизику и физику), практическую философию (этику, политику и экономику) и творческую философию (эстетику и риторику).

Отдельно хочется отметить, что у Аристотеля «интересным и глубоко разработанным было учение о развитии и методах мышления» [1, с. 271]. Под понятием «развитие» он видел многогранный процесс изменения «сущности, качества, количества и места» [1, с. 271]. В связи с чем, Аристотель представил «наиболее полную классификацию разных форм движения (возникновение и уничтожение, рост и уменьшение, изменения качества и смена в пространстве)» [1, с. 271 – 272].

Систематизируя методы мышления, Аристотель явился «основателем формальной логики, системы последовательных умозаключений, ведущих к обоснованным выводам», которым по настоящее время пользуются современные исследователи «в процессе познания» [1, с. 271 – 272].

Аристотель, как и Платон, посвятил время исследованию проблем, посвященных кризису греческого полиса и, проанализировав государственное устройство существующих в Древней Греции 158 полисов, «изложил теоретические основы учения о государстве, его сущности, его различных формах и концепцию идеального полисного устройства» [1, с. 271 – 272].

Особо хочется отметить, что Аристотелевское учение о формах государственного устройство до сих пор является актуальным и используется в ходе научного анализа различных типов государств, как историками, так и юристами.

Исторический анализ позволяет сделать вывод, что культура Древней Греции на полисном этапе своей истории, обладая удивительной самобытностью, основанной на религиозных мифах, сумела воплотить отражения религиозного воззрения древнегреческого общества в продукт материального и духовного творчества.

В рамках полисного этапа античной культуры были созданы шедевры, вошедшие в сокровищницу мировой цивилизации во многих областях творческой деятельности: архитектуры, искусства, литературы, права и науки.

Так, культура античного полиса, зародившаяся в архаический период полисного этапа истории Древней Греции «стала закономерным завершением формирующейся структуры полисного строя как специфической формы рабовладельческого общества и государства» [1, с. 97].

Но уже в классический период древнегреческая культура «представляла собой новый большой шаг в развитии мировой цивилизации, она обогатила всемирный процесс культурного творчества многими плодотворными идеями, образами, шедеврами, которые вошли в художественную сокровищницу человечества, послужили исходным пунктом развития направлений культурной жизни последующих поколений» [1, с. 272].

«Таким образом, уровень развитие общественной жизни античного полиса с активнодействующими институтами народовластия и развитыми демократическими принципами, высоким уровнем экономической жизни общества и низким уровнем вмешательства государства в общественную жизнь, побуждал к творчеству и способствовал развитию общей культуры общества. В свою очередь развитая культура античного полиса создавала условия для развития философии и заложила основы для становления первых форм теоретической науки как явления закономерно вытекающего из этого процесса и саморазвивающегося социокультурного феномена» [2, с. 331].

Платон и Аристотель заложили основы для становления первых форм теоретической науки, развитие которой было бы не возможно ни без общего уровня культуры в условиях античного полисного устройства древнегреческого общества, ни без вклада античных мыслителей, обогативших античную культуру своим творчеством.

Так, профессор В. А. Канке отмечал, что впервые проблемы научных теорий мы встречаем в философии Античности, что Платон и Аристотель, не смотря на неизбежные заблуждения, с точки зрения современной философии науки, являются «концептуальными первопроходцами» [3, с. 190 – 194].

Платон и Аристотель являются первыми мыслителями, которые оперировали концептуальными подходами, рассматривая философию как форму научного мировосприятия окружающего мира. Они являются «импульсом для образования цивилизационных концептуальных континентов», при этом, современная англосаксонская философия «ориентируется» на философию Аристотеля, тогда как для философии континентальной Европы, включая и Россию, приоритетными являются идеи философии Платона.

Центральной частью античной философии являются «идеи» Платона и «формы» Аристотеля, и, только благодаря этим античным гениям, «мы оперируем представлением о понятиях увереннее, чем они». И что «главное достижение античной философии состояло в ее понятийной проницательности, которое было представлено в платоновской концепции идей и аристотелевской теории форм» [3, с. 190 – 194].

Подводя итоги в вопросах становления первых форм теоретической науки в условиях социокультурной среды античного полиса необходимо отметить, что «Аристотель завершает классический период в развитии греческой философии. В период эллинизма… меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес сосредоточивается на жизни отдельного человека» [4, с. 47].

И уже в эллинский период социальная этика Платона и Аристотеля «уступает место этике индивидуальной эпикурейцев и стоиков» [4, с. 47].

Если в условиях античного полиса вся его социокультурная среда была сосредоточена на объединении «в общественное целое», то при кризисе полиса, философское направление было сосредоточено на индивидуализме каждого человека и на освобождении его от власти государства и влияния общества.

На основании проведенного исследования мы можем сделать выводы о важном вкладе философских школ Древней Греции в становлении первых форм теоретической науки, а также их определяющей роли на дальнейшее развитие науки европейских государств.

Кроме этого, зародившиеся в условиях античного полиса философские школы задали вектор развития научной мысли современного общества.

 

Список литературы:
1. Андреев Ю. В., Кошеленко Г. А, Кузищин В. И., Маринович Л. П. История Древней Греции: учебное издание / под ред. В. И. Кузищина. – М., Издательство «Высшая школа», 1986. – 382 с. 
2. Игнатенко В. А. Наука как социокультурный феномен: понятие и причины возникновения (историко-философский аспект) / В. А. Игнатенко // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: XXI международная научно-практическая конференция: сборник статей. – Белгород: Издательство ООО «ГиК», 2019. – С. 327 – 331.
3. Канке В. А. Общая философия науки: учебник / В. А. Канке. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 354 с. 
4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций / А. А. Радугин. – Воронеж. гос. арх.-строит. акад. – Воронеж, 1995. – 218 с.
5. Скирбекк Г. История философии: учебное пособие для студентов вузов / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 799 с.