Статья:

Ислам: его особенности и современность.

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Философия религии и религиоведение

Выходные данные
Самедов Р.Н. Ислам: его особенности и современность. // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 30-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ислам: его особенности и современность.

Самедов Рауф Набил оглы
кандидат филос. наук, доцент, Азербайджанский Государственный Экономический Университет – АзГЭУ, Азербайджанская Республика, г. Баку

 

Islam: Its’ characteristics and modernity

 

Rauf Samedov

Candidate of Filosofical Sciences, assistant professor in Azerbaycan State University of Economics – AzSUE, Azerbaycan Republics, Baku

 

Аннотация. В статье отмечается, что при решении кризисных явлений переживаемых современным обществом необходимо обращаться к потенциалу таких духовных явлений как религия. Ислам как одно из реально эффективных и действенных духовных факторов может и способно в этом плане сыграть важную роль в жизни общества. Выделение и анализ некоторых её особенностей является попыткой обоснования этого положения

Abstract. It is pointed out in the article that, in the solution of crisis cases lived by modern society, it is better to apply to the moral events as religion Islam, being one of the effective and moral factors plays an important role in the life of society. Distinguishing and analyzing of some features is the attempt in substantiation of these condition

 

Ключевые слова: ислам; современная цивилизация; особенности; психологизм; адекватность; движение.

Keywords: Islam; modern civilization; characteristics; psychologism; adequate; action.

 

Наш современник – представитель существующей цивилизации находится в трудном положении: с одной стороны на него обрушивается неограниченный поток информации, с другой – он оказывается лицом к лицу перед выбором той или иной активности, где альтернативные варианты вносят сумятицу в сознание индивида, и наконец, с третьей стороны – человек не успевает достаточно познавать мир, осваивать необходимые ему ценности и строить планы, удовлетворяя свои возвышенные потребности. В этих условиях, как мы считаем, закономерным является обращение к классическим образцам духовной жизни человека. Религия, на наш взгляд, как и в прежние времена уже в XXI веке способна решать или же априори быть основой разрешения вопросов, связанных с оптимизацией бытия современного человека. Ислам как идеология и как стройная система идей и взглядов может представлять и как мы считаем, является примером такой очищающей и направляющей силы, в которой так нуждается представитель современной цивилизации. Ряд тем и особен­ностей этой религии глубоко созвучны и адекватны современным реалиям социума и могут быть востребованы им.

Одной из характерных особенностей ислама является виртуальность общения. Согласно философии этой религии Бог общается с верующими через свои лики которые дают им определенную информацию в плане наставлений и т. д. Хотя мусульмане и не лицезреют их, тем не менее, эти образы Бога чувствуются и представляются в воображении правоверного мусульманина. Как же сам представитель этой религии общается со своим Аллахом? Если этот процесс ограничивать только рамками исполнения молитв, чтения Корана, участия в тех или иных религиозных церемониях и процедурах то это будет относительной истиной. Дело в том, что труд, контакты и связи светского характера, жизнь в быту и даже в сфере отдыха и досуга – есть также различные направления жизнедеятельности мусульманина, где совершение праведных деяний как «ответ» человека на призывы и обращения своего Господина выражает опосредованный контакт между этими сторонами.

Психологизм как особенность ислама. Вся атрибутика, наличная среда, регламентация и другие факторы жизни исламского социума пронизывает глубокий психологизм и ментальность связей и отношений. Всё это логично вытекает из самой природы исламской религии.

Волевые процессы, воображение, мышление и логика, эмоцио­нальная природа обогащают жизнь верующих в Аллаха. С самого начала в жизни человека волевой акт, свобода воли атрибутивно присущи его духовной составляющей. В исламе вопрос о том, кому и как верить, что является ценностью, а что – нет, является свободным актом выбора человека, личности, которая не отягощена ни принужде­нием какого-либо субъекта к той или иной активности, ни разного рода жизненными обстоятельствами.

Воображение как психический процесс также пронизывает все стороны ислама и особенно его духовную сущность. Исполнение обрядов (намаз, зикр и т. д.), участие в разных церемониях и ритуалах (пятничная молитва) а также чтение священного Корана и ознакомление с хадисами является полем творческого воображения мусульманина, причиной воссоздания им тех образов и образцов святости и блага которые выступают как одно из оснований этого вероучения.

Мышление и логика в исламском образе жизни также свиде­тельствуют о его глубоком психологизме и ментальности. Как известно установку на познавательную деятельность, причем на протяжении всей своей жизни даётся в священном Коране [7, 592-594]. Для право­верного мусульманина независимо от рода его светской деятельности формирование собственно научно-религиозного мировоззрения с самих истоков Ислама по сей день считалось одним из самых богоугодных деяний. Одним из ярых приверженцев принципа постоянного обогащения знаниями является мутазилизм [9, 342-343]. В период формирования и дальнейшего развития исламской доктрины данное течение как яркий образчик теоретического плюрализма выступало за углубленное изучение и научно-рационалистическую интерпретацию основных положений религиозного учения [8, 46].

Эмоционально переживать, проводить через собственное «я» и фиксировать в памяти те или иные смысловые понятия и ценности – есть также свидетельство высокой духовно-психологической культуры исламской религии. Яркое проявление этого можно обнаружить на примере хафизов, которые наизусть выучив текст Корана с благо­говением и расстановкой мелодично читают божье послание. Коран, как известно, они учат с малых лет. Но для того, чтобы полностью освоить и текст и смысл этой священной книги недостаточно одной только свежей памяти молодого человека и его способности запоминать. Для этого нужно действительно прочувствовать и мысленно ощутить глубину и назначение каждого слова, каждого предложения этого священного для каждого мусульманина текста.

В плане эмоциональности и чувственности, которая для предста­вителя современной цивилизации может выступать как яркий образчик преданности и последовательности в деле служения своим идеалам наглядно иллюстрируется примером жизнедеятельности представителей одного из таких направлений ислама как суфизм [10, 74-75]. Главная цель последователей этого религиозно-мистического течения – это постичь Бога, осознать и ощутить его уже в этой ближней жизни. Осуществление этого связано с определенными обрядами, где своего рода «танцы» как комплекс связанных друг с другом телодвижений сопровождается произношением священных текстов. Участие в таких обрядах, песнопениях, исполнение специальных гимнов - это есть путь, через который как считают суфисты, они приближаются и постигают Аллаха. Выполнение всех требований во время проведения таких специфических обрядов требует от человека полного раскрепощения и отвлечённости, где именно эмоциональное состояние и возвышение чувств выступают как решающий фактор ментального слияния с Богом [6, 167-174].

Одной из важнейших особенностей Ислама является реальность и адекватность всего того, что провозглашает, предписывает, советует эта священная религия. Так, например, реальность общеизвестного факта связанного с жизнедеятельностью всех пророков осуществляющих свою миссию с древнейших времен подробно отражается в ряде сур Корана [5, 246-259, 260-273, 279-286, 347-356]. В этом контексте пока­зателен пример последнего пророка Мухаммеда, на которого согласно мусульманской теологии Аллах возложил обязанность наследования и продолжения до судного дня праведного дела пророков живших в доисламский период [7, 761].

Исламскую религию как идеологию, специфический образ жизни и пример для подражания отличает и выделяет также её такая особенность как адекватность. Соответствие кому или чему-либо, неприятие той или иной неконструктивной противоречивости или алогичности четко прослеживается здесь в материалах разнопланового характера. Так например, в полной гармонии со здравым смыслом и эмоциональным фоном человека находится установка связанная с божьей заповедью, которая гласит, что жизнь и здоровье как ценность дана ему Всевышним для сохранения и сбережения и принадлежит не только Создателю, но и ему самому [1]. Представитель рода человеческого соответственно выступает здесь и как мирская сила и как пример бытия и проявления активности и творчества высшего духовного абсолюта (Бога).

Адекватность в исламе находит свое отражение и в поведенческом аспекте. Казалось бы библейский талион «око за око, зуб за зуб» естественно принимаемый и исламской религией не требует каких-либо комментариев. Но соответствие, соблюдение духу и букве закона в шариатских правилах поведения правоверного требуют в данном случае конкретного уточнения. Показателен в этом контексте отношение к вопросу об осуществлении мести. Месть как возмездие и принятие наряду с ней схожих мер в исламском правовом кодексе возможно только в том случае, когда ущерб и вред нанесены чести и достоинству человека, а также его жизни, собственности и имуществу [3, 291; 427, 534].

Такие философские категории как «поступательность движения» и «развитие» на наш взгляд также выступают как особенные характерные черты Ислама. Это прослеживается на примере Корана где Аллах в течение определенного времени постепенно и последовательно создавал мир, начиная от земной тверди вплоть до духовной составляющей человека [4, 30; 106-107; 109; 139; 255-256]. Процесс движения подтвержденный в научном естествознании также получил своё описание в этой священной книге. Подробное описание здесь процесса создания человека охватывает эволюционный путь развития «сгустка крови» до превращения его в материальное физи­ческое тело [2, 274, 281-282].

Таким образом на основе рассмотрения и анализа вышеобозна­ченных особенностей ислама можно сделать главный вывод о том, что основные темы и положения этого вероисповедания отвечают и соответствуют реалиям наших дней. Пройдя многовековой путь испытаний на истинность и актуальность данная религия и сегодня востребована и играет большую роль в истории современной циви­лизации. Обращение к некоторым особенностям ислама представляет интерес как с теоретической, так и с практической точки зрения. Теоретический аспект данной статьи может быть проиллюстрирован с позиций научной методологии. Так, например, особенности исламской веры были проанализированы с помощью таких методов исследования как идеализация, абстрагирование и т. д. Практический же аспект, как отмечалось выше, заключается в том, что все особенности исламского вероисповедания могут и потенциально способны реально, с прагма­тической отдачей воздействовать на жизнь различных категорий населения нашей планеты.

 

Список литературы:
1. Здоровье в Исламе (часть 2 из 4): Коран как исцеление [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.islamreligion.com/ru/articles/1891/ (Дата обращения 04.03.2018).
2. Коран / Перевод с арабского академика И.Ю.Крачковского - М.: СП ИКПА, 1990. -512 с.
3. Коран: Перевод смыслов и комментарии: Издание девятое, стереотипное / Перевод с арабского Э.Р.Кулиева – М.: Эксмо, 2014. – 808 с.
4. Коран. Перевод с арабского и комментарий М.-Н.О.Османова – СПб.: «Издательство «Диля», 2011. – 576 с.
5. Коран. Перевод смыслов и комментарии В.М. Пороховой. Изд. 5-е. - М.: «Аванта+», 2001. – 784 с.
6. Максуд Рукайя. Ислам / Перевод с английского В. Новикова – М.: ФАИР ПРЕСС, 2006. – 304 с.
7. Мовлана Махмуд Устаосманоглы. Большая исламская научная энциклопедия / Составитель Омер Насухи Билмен. Перевод с турецкого Алекпер Алиафсар оглы. – Азербайджан; Нефтечала, 2000. – 893 с. 
8. Рустамов Ю. Философия: учебное пособие. – Баку, Мутарджим, 1998. -372 с.
9. Словарь философских терминов. / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова – М.: ИНФРА-М, 2010. - XVI, 731 c.
10. Уинтл Д. История ислама / Перевод с английского А.Г. Гергиева – М.: Астрель: АСТ, 2009. – 304 с.