Анализ стандартов и документов по управлению качеством для автосервисных предприятий
Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Секция: Транспорт
II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Анализ стандартов и документов по управлению качеством для автосервисных предприятий
The analysis of standards and documents on quality management for the autoservice enterprises
Zinaida Gorbunova
сandidate of economics, Irkutsk national research technical university, Irkutsk, Associate Professor of the Department of Automobile Transport
Anton Komarov
Undergraduate, Irkutsk national research technical university, Russia, Irkutsk
Аннотация. Анализируются стандарты ИСО по управлению качеством и другие документы. Из стандартов и документов отбираются применимые на предприятиях автомобильного сервиса.
Abstract. The ISO standards on quality management and other documents are analyzed. From standards and documents are selected applicable at the enterprises of automobile service.
Ключевые слова: стандарты; документы; управление качеством; автомобильный сервис; ИСО; предприятия.
Keywords: standards; documents; quality management; automobile service; ISO; enterprises.
Учитывая тот факт, что в настоящее время большинство российских автосервисных предприятий, ориентированных на повышение своей конкурентоспособности на рынке, столкнулось с необходимостью внедрения системы управления качеством, в соответствие требованиям стандартов ИСО возникла проблема определения стандартов, направленных на обеспечение повышения надежности автотранспортных средств c целью снижения частоты проведения гарантийных ремонтов, обязательное исполнение которых должно способствовать снижению издержек предприятия.
Нами были проанализированы стандарты ИСО по управлению качеством, и поэтому сформировалось мнение, что их недостаточно для управления качеством на предприятиях автомобильного сервиса. В таблице 1 рассмотрены различные стандарты и документы по управлению качеством.
Таблица 1.
Анализ стандартов и документов по управлению качеством
Частное для автомобильной отрасли |
Общее для всех отраслей |
||||||
№ |
Название стандарта |
Суть стандарта |
Применение |
№ |
Название стандарта |
Суть стандарта |
Применение |
1 |
ГОСТ 21624-81 взaмен ГОСТ 21624-76 |
Данный стандарт устанавливает требования к изделиям по обеспечению заданного уровня эксплуатационной технологичности (ЭТ) и ремонтопригодности (РП), а также значения показателей ЭТ и РП, предусмотренных ГОСТ 20334-81, для автомобильной техники изделий полноприводных и неполноприводных автомобилей, прицепов и полуприцепов. |
Для АТП |
1 |
ИСО 9004-2-91 |
Данный стaндарт показывает, что заказчик является центральным звеном трех ключевых aспектов системы кaчествa. Стандарт также покaзывaет, что удовлетворенность закaзчикa может быть достигнутa только при наличии гaрмонии между ответственным руководством, людскими и мaтериальными ресурсaми. |
Для АС |
2 |
ГОСТ P 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949:2002) |
Данный стандарт, совместно с ГОСТ Р ИСО 9001-2001, определяет требования к системе менеджмента качества при разработке, проектировании и производстве, если это применимо, монтаже и обслуживании продукции, относящейся к автомобильной промышленности.
|
Для заводов АТС, запасных частей и АРП |
2 |
ГОСТ Р 50691-94 |
Данный стандарт устанавливает основные требования к системам обеспечения качества услуг в соответствии с международными стандартами ИСО 9004.2, 9002 и направлен на обеспечение достижения необходимого качества предоставляемых потребителю услуг. |
Для АС |
3 |
ГОСТ |
Данный стандарт применяемые технике, и производстве и термины понятий области методов и технического обслуживания ремонта |
Для |
3 |
ГОСТ Р 52113-2003 |
Данный стандарт устанавливает порядок выбора номенклатуры показателей качества услуг в соответствии с целями управления качеством, классификацию методов контроля, номенклатуру и оценки показателей качества услуг. Положения этого стандарта распространяются на услуги, представляемые предприятиями различных организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями. |
Применим для оказания любых услуг
|
4 |
ГОСТ |
Данный стандарт применяемые науке технике термины определения основных в управления продукции. |
Для |
4 |
ГОСТ 9000-2011 |
сописывает основные систем менеджмента и терминологию систем менеджмента |
Для АС |
|
Временные эксплуатационного шин АТС 3112199-1085-02 |
Данные ормы пробега автотранспортных средств для планирования АТП шинах, режима экономии рационального использования ресурсов, уровня и обеспечения по налогообложению |
ДАТП |
|
ISO 10012:2003 |
стандарт устанавливает к и соответствия метрологическим и нормам измерений измерительного Данный стандарт требования менеджмента к менеджмента которая может частью общей менеджмента и на обеспечение метрологических требований. |
систем измерений |
|
Положение о обслуживании легковых и и 37.009.025-92 |
Данное определяет принципиальные организации проведения и Р автомобилей и в гарантийного |
Для |
6 |
ГОСТ ИСО_ТО |
Данный стандарт представляет собой руководство по выбору статистических методов при внедрении, поддержке, разработке и улучшении системы менеджмента качества в соответствии с ИСО 9001. Документ разработан на основе требований ИСО 9001, которые предполагают использование количественных данных и последующий выбор статистических методов для их обработки. |
- |
7 |
Положение о ТО и Р подвижного состава автомобильного транспорта
|
Данное положение определяет принципиальные основы обеспечения работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта автобусов, автомобилей, прицепов и полуприцепов в процессе эксплуатации. |
Для АТП
|
7 |
ГОСТ Р ИСО 10019-2007 |
Данный стандарт содержит в себе руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг. |
Для АС |
8 |
Правила услуг (выполнения по обслуживанию ремонту автотранспортных |
Данные правила, в с РФ"О защите потребителей", регулируют возникающие исполнителем потребителем при казании услуг ТО Р и их частей. |
ДАС |
|
ГОСТ 10002-2007 |
Данный тандарт содержит себе по претензиями, связанными продукцией, включая , производство, улучшение. Процесс претензиями может в одного процессов системы качества предприятия |
Для |
9 |
Минавтотранса РСФСР 9 декабря г. 19 б утверждении технической эксплуатации состава транспорта |
правила содержат: к подвижному автомобильного и положения о содержании; предписаниякасающиеся стороны подвижного состава выполнении автомобильных требования сооружениямзданиям и для обслуживания, и ния состава. |
ДАТП
|
9 |
Р 10014-2005 |
стандарт содержит себе указания управлению качества получения экономической Стандарт стоит применять предпри на уровнях предприятия. не для в договорных или в объекта третьей |
Для АС |
|
Методические указания разработке внедрению управления качеством строительных машин 12-12.2002
|
Данные указания содержат в себе рекомендации по внедрению, разработке и обеспечению функционирования систем управления качеством эксплуатации строительных машин с учетом положений стандартов ИСО 9000 в организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющих на своем балансе строительные машины, занимающихся их эксплуатацией. |
Для предприятий, работающих со строительными машинами
|
10 |
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 |
Данный стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в случаях, когда организация: нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям; ставит себе задачу о повышении удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного её улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям. |
Для АС |
11 |
Рекомендации разработке системы качеством (услуг) уровне предприятий электрического транспорта |
к ятиям электротранспорта система управления твом обслуживания регулярные и перевозки пассажиров, качества обслуживания эффективности эксплуатационной |
Для электротранспорта |
|
ГОСТ ИСО |
Данный стандарт предприятиям методические для успеха подхода, основанного менеджменте качества. применим любой и независимо её типа рода . |
АС |
12 |
сертификации услуг техническому и автомототранспортных средств
|
документ устанавливает принципы организационную системы сертификации по ТО Р автомобилей, состава и , их ставных , также порядок услуг по и АМТС территории Российской |
Для сертификации услуг и |
12 |
Рекомендации етодика менеджмента в качества 50-601-46-2004 |
В рассматриваются вопросы применения подхода обеспечению и процессов в менеджмента управлению и их Они адресованы большому руководителей специалистов как так и подразорганизаи в очередь тем них, принимает в разработке, или сосистемы качества. |
АС |
Из вышеуказанной таблицы видно, что не все документы и стандарты подходят для предприятий автомобильного сервиса и к тому же многие из них написаны довольно давно и в данный момент не используются по причине их неактуальности.
Поэтому было предложено отобрать документы и стандарты, актуальные и подходящие для автомобильного сервиса, что и представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Отобранные документы и стандарты, применимые к автомобильному сервису
№ |
Название |
Суть стандарта |
|
ИСО |
Данный ндарт показывает, заказчик является нтральным трех aспектов системы . Стандарт покaзывaетчто закaзчикa может достигнутa только наличии рмонии ответственным людскими и териальнымресурсaмиa тaкже системы кaчествa |
2 |
ISO |
Настоящий сописывает основные систем качества устанавливает терминологию систем менеджмента |
3 |
Р 10019-2007 |
Данный тандарт содержит себе по консультантов по менеджмента качества использованию услуг. |
|
ГОСТ ИСО |
Данный ссодержит себе по управлению связанными с включая , производство, обслуживание, Процесс управления может в одного из системы менеджмента предприятия |
5 |
Р ИСО/ТО
|
Данный стандарт в указания управлению экономикой для получения прибыли. стоит применять всем иятиям и всех предприятия. не предназначен использования в ситуациях в объекта аудитов стороны. |
6 |
ГОСТ ИСО 9001-2008
|
стандарт требования системе менеджмента в случаях, организация: в своей способности продукцию, отвечающую потребителей соответствующим требованиям; ставит задачу о удовлетворенности посредством применения системы качества, включая постоянного улучшения, обеспечение соответствия потребителей и требованиям. |
|
ГОСТ ИСО 9004-2010
|
стандарт дает методические для успеха путем основанного на качества. применим любой организацинезависимо от типа рода . |
8 |
Методика менеджмента в качества 50-601-46-2004 |
В рассматриваются вопросы применения подхода обеспечению и процессов в менеджмента управлению и их Они адресованы большому руководителей специалистов как так и подразорганизаи в очередь тем них, принимает в разработке, или сосистемы качества. |
9 |
Положение гарантийном обслуживании автомобилей мототехники 37.009.025-92 |
Данное определяет принципиальные организации проведения и Р автомобилей и в гарантийного |
10 |
Правила услуг (выполнения по обслуживанию ремонту автотранспортных |
Данные правила, в с РФ"О защите потребителей", регулируют возникающие исполнителем потребителем при казании услуг ТО Р и их частей. |
Можно сделать вывод, что из большого количества документов и стандартов в автосервисной отрасли может быть применена незначительная их часть. Проведенный анализ изученных стандартов позволяет упростить внедрение систем управления качеством на автосервисных предприятиях, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность деятельности предприятия, повысит конкурентоспособность и снизит частоту проведения гарантийных ремонтов.