Статья:

Анализ стандартов и документов по управлению качеством для автосервисных предприятий

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Транспорт

Выходные данные
Горбунова З.В., Комаров А.И. Анализ стандартов и документов по управлению качеством для автосервисных предприятий // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 1(2). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 34-43.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ стандартов и документов по управлению качеством для автосервисных предприятий

Горбунова Зинаида Васильевна
канд. экон. наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет, РФ, г. Иркутск
Комаров Антон Игоревич
магистрант, Иркутский национальный исследовательский технический университет, РФ, г. Иркутск

 

The analysis of standards and documents on quality management for the autoservice enterprises

 

Zinaida Gorbunova

сandidate of economics, Irkutsk national research technical university, Irkutsk, Associate Professor of the Department of Automobile Transport

Anton Komarov

Undergraduate, Irkutsk national research technical university, Russia, Irkutsk

 

Аннотация. Анализируются стандарты ИСО по управлению качеством и другие документы. Из стандартов и документов отбираются применимые на предприятиях автомобильного сервиса.

Abstract. The ISO standards on quality management and other documents are analyzed. From standards and documents are selected applicable at the enterprises of automobile service.

 

Ключевые слова: стандарты; документы; управление качеством; автомобильный сервис; ИСО; предприятия.

Keywords: standards; documents; quality management; automobile service; ISO; enterprises.

 

Учитывая тот факт, что в настоящее время большинство российских автосервисных предприятий, ориентированных на повышение своей конкурентоспособности на рынке, столкнулось с необходимостью внедрения системы управления качеством, в соответствие требованиям стандартов ИСО возникла проблема определения стандартов, направленных на обеспечение повышения надежности автотранспортных средств c целью снижения частоты проведения гарантийных ремонтов, обязательное исполнение которых должно способствовать снижению издержек предприятия.

Нами были проанализированы стандарты ИСО по управлению качеством, и поэтому сформировалось мнение, что их недостаточно для управления качеством на предприятиях автомобильного сервиса. В таблице 1 рассмотрены различные стандарты и документы по управлению качеством.

Таблица 1.

Анализ стандартов и документов по управлению качеством

Частное для автомобильной отрасли

Общее для всех отраслей

Название стандарта

Суть стандарта

Применение

Название стандарта

Суть стандарта

Применение

1

ГОСТ 21624-81 взaмен ГОСТ 21624-76

Данный стандарт устанавливает требования к изделиям по обеспечению заданного уровня эксплуатационной технологичности (ЭТ) и ремонтопригодности (РП), а также значения показателей ЭТ и РП, предусмотренных ГОСТ 20334-81, для автомобильной техники изделий полноприводных и неполноприводных автомобилей, прицепов и полуприцепов.

Для АТП

1

ИСО 9004-2-91

Данный стaндарт показывает, что заказчик является центральным звеном трех ключевых aспектов системы кaчествa. Стандарт также покaзывaет, что удовлетворенность закaзчикa может быть достигнутa только при наличии гaрмонии между ответственным руководством, людскими и мaтериальными ресурсaми.

Для АС

2

ГОСТ P 51814.1-2004

(ИСО/ТУ 16949:2002)

Данный стандарт, совместно с ГОСТ Р ИСО 9001-2001, определяет требования к системе менеджмента качества при разработке, проектировании и производстве, если это применимо, монтаже и обслуживании продукции, относящейся к автомобильной промышленности.

 

Для заводов АТС, запасных частей и АРП

2

ГОСТ Р 50691-94

Данный стандарт устанавливает основные требования к системам обеспечения качества услуг в соответствии с международными стандартами ИСО 9004.2, 9002 и направлен на обеспечение достижения необходимого качества предоставляемых потребителю услуг.

Для АС

3

ГОСТ

Данный стандарт применяемые технике, и производстве и термины понятий области методов и технического обслуживания ремонта

Для

3

ГОСТ Р 52113-2003

Данный стандарт устанавливает порядок выбора номенклатуры показателей качества услуг в соответствии с целями управления качеством, классификацию методов контроля, номенклатуру и оценки показателей качества услуг. Положения этого стандарта распространяются на услуги, представляемые предприятиями различных организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями.

Применим для оказания любых услуг

 

4

ГОСТ

Данный стандарт применяемые науке технике термины определения основных в управления продукции.

Для

4

ГОСТ 9000-2011

сописывает основные систем менеджмента и терминологию систем менеджмента

Для АС

 

Временные эксплуатационного шин АТС 3112199-1085-02

Данные ормы пробега автотранспортных средств для планирования АТП шинах, режима экономии рационального использования ресурсов, уровня и обеспечения по налогообложению

ДАТП

 

ISO 10012:2003

стандарт устанавливает к и соответствия метрологическим и нормам измерений измерительного Данный стандарт требования менеджмента к менеджмента которая может частью общей менеджмента и на обеспечение метрологических требований.

систем измерений

 

Положение о обслуживании легковых и и

37.009.025-92

Данное определяет принципиальные организации проведения и Р автомобилей и в гарантийного

Для

6

ГОСТ ИСО_ТО

Данный стандарт представляет собой руководство по выбору статистических методов при внедрении, поддержке, разработке и улучшении системы менеджмента качества в соответствии с ИСО 9001. Документ разработан на основе требований ИСО 9001, которые предполагают использование количественных данных и последующий выбор статистических методов для их обработки.

-

7

Положение о ТО и Р подвижного состава автомобильного транспорта

 

Данное положение определяет принципиальные основы обеспечения работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта автобусов, автомобилей, прицепов и полуприцепов в процессе эксплуатации.

Для АТП

 

7

ГОСТ Р ИСО 10019-2007

Данный стандарт содержит в себе руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг.

Для АС

8

Правила услуг (выполнения по обслуживанию ремонту автотранспортных

Данные правила, в с РФ"О защите потребителей", регулируют возникающие исполнителем потребителем при казании услуг ТО Р и их частей.

ДАС

 

ГОСТ 10002-2007

Данный тандарт содержит себе по претензиями, связанными продукцией, включая , производство, улучшение. Процесс претензиями может в одного процессов системы качества предприятия

Для

9

Минавтотранса РСФСР 9 декабря г. 19

б утверждении технической эксплуатации состава транспорта

правила содержат:

к подвижному автомобильного и положения о содержании;

предписаниякасающиеся стороны подвижного состава выполнении автомобильных

требования сооружениямзданиям и для обслуживания, и ния состава.

ДАТП

 

9

Р 10014-2005

стандарт содержит себе указания управлению качества получения экономической

Стандарт стоит применять предпри на уровнях предприятия. не для в договорных или в объекта третьей

Для АС

 

Методические указания разработке внедрению управления качеством строительных машин 12-12.2002

 

Данные указания содержат в себе рекомендации по внедрению, разработке и обеспечению функционирования систем управления качеством эксплуатации строительных машин с учетом положений стандартов ИСО 9000 в организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющих на своем балансе строительные машины, занимающихся их эксплуатацией.

Для предприятий, работающих со строительными машинами

 

10

ГОСТ Р ИСО

9001-2008

Данный стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в случаях, когда организация:

нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям; ставит себе задачу о повышении удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного её улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.

Для АС

11

Рекомендации разработке системы качеством (услуг) уровне предприятий электрического транспорта

к ятиям электротранспорта система управления твом обслуживания регулярные и перевозки пассажиров, качества обслуживания эффективности эксплуатационной

Для электротранспорта

 

ГОСТ ИСО

Данный стандарт предприятиям методические для успеха подхода, основанного менеджменте качества. применим любой и независимо её типа рода .

АС

12

сертификации услуг техническому и автомототранспортных средств

 

документ устанавливает принципы организационную системы сертификации по ТО Р автомобилей, состава и , их ставных , также порядок услуг по и АМТС территории Российской

Для сертификации услуг и

12

Рекомендации

етодика менеджмента в качества

50-601-46-2004

В рассматриваются вопросы применения подхода обеспечению и процессов в менеджмента управлению и их Они адресованы большому руководителей специалистов как так и подразорганизаи в очередь тем них, принимает в разработке, или сосистемы качества.

АС

*Расшифровка аббревиатур: ТО – техническое обслуживание; Р – ремонт; АТП – автотранспортное предприятие; АРП – авторемонтное предприятие; АТС – автотранспортное средство; АС – автомобильный сервис; АМТС – автомототранспортное средство.

 

Из вышеуказанной таблицы видно, что не все документы и стандарты подходят для предприятий автомобильного сервиса и к тому же многие из них написаны довольно давно и в данный момент не используются по причине их неактуальности.

Поэтому было предложено отобрать документы и стандарты, актуальные и подходящие для автомобильного сервиса, что и представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Отобранные документы и стандарты, применимые к автомобильному сервису

Название

Суть стандарта

 

ИСО

Данный ндарт показывает, заказчик является нтральным трех aспектов системы . Стандарт покaзывaетчто закaзчикa может достигнутa только наличии рмонии ответственным людскими и териальнымресурсaмиa тaкже системы кaчествa

2

ISO

Настоящий сописывает основные систем качества устанавливает терминологию систем менеджмента

3

Р 10019-2007

Данный тандарт содержит себе по консультантов по менеджмента качества использованию услуг.

 

ГОСТ ИСО

Данный ссодержит себе по управлению связанными с включая , производство, обслуживание, Процесс управления может в одного из системы менеджмента предприятия

5

Р ИСО/ТО

 

Данный стандарт в указания управлению экономикой для получения прибыли.

стоит применять всем иятиям и всех предприятия. не предназначен использования в ситуациях в объекта аудитов стороны.

6

ГОСТ ИСО 9001-2008

 

стандарт требования системе менеджмента в случаях, организация:

в своей способности продукцию, отвечающую потребителей соответствующим требованиям; ставит задачу о удовлетворенности посредством применения системы качества, включая постоянного улучшения, обеспечение соответствия потребителей и требованиям.

 

ГОСТ ИСО 9004-2010

 

стандарт дает методические для успеха путем основанного на качества. применим любой организацинезависимо от типа рода .

8

 

Методика менеджмента в качества

50-601-46-2004

В рассматриваются вопросы применения подхода обеспечению и процессов в менеджмента управлению и их Они адресованы большому руководителей специалистов как так и подразорганизаи в очередь тем них, принимает в разработке, или сосистемы качества.

9

Положение гарантийном обслуживании автомобилей мототехники

37.009.025-92

Данное определяет принципиальные организации проведения и Р автомобилей и в гарантийного

10

Правила услуг (выполнения по обслуживанию ремонту автотранспортных

Данные правила, в с РФ"О защите потребителей", регулируют возникающие исполнителем потребителем при казании услуг ТО Р и их частей.

 

Можно сделать вывод, что из большого количества документов и стандартов в автосервисной отрасли может быть применена незначительная их часть. Проведенный анализ изученных стандартов позволяет упростить внедрение систем управления качеством на автосервисных предприятиях, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность деятельности предприятия, повысит конкурентоспособность и снизит частоту проведения гарантийных ремонтов.

 

Список литературы:
1. ГОСТ 21624-81. Государственный стандарт Союза ССР. Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24.12.1981 N 5619)
2. ИСО 9004-2-91. Административное управление качеством и элементы системы качества.
3. ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949:2002). Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.01.2004 N 35-ст).
4. ГОСТ Р 50691-94. Государственный стандарт Российской Федерации. Модель обеспечения качества услуг" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 29.06.1994 N 181)
5. ГОСТ Р 52113-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Номенклатура показателей качества" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 28.07.2003 N 253-ст).
6. ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85). Государственный стандарт Союза ССР. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 15.11.1978 N 2986) (ред. от 01.12.1988).
7. ГОСТ 15467-79 (СТ СЭВ 3519-81). Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 26.01.1979 N 244) (ред. от 16.01.1985).
8. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1574-ст)
9. РД 3112199-1085-02. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств" (утв. Минтрансом РФ 04.04.2002).
10. ИСО 10012:2003 Системы менеджмента измерений. Требования к измерительным процесам и измерительному оборудованию
11. Положение о гарантийном обслуживании легковых автомобилей и мототехники. РД 37.009.025-92" (утв. Приказом Департамента автомобильной промышленности Минпрома РФ от 01.11.1992 N 43).
12. ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005. Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.05.2005 N 111-ст).
13. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" (утв. Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984).
14. ГОСТ Р ИСО 10019-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент организации. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 29.06.2007 N 159-ст).
15. Постановление Правительства РФ от 11.04.2001 N 290 (ред. от 23.01.2007) "Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту.
16. ГОСТ Р ИСО 10002-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 31.10.2007 N 283-ст).
17. Приказ Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 N 19 "Об утверждении Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.
18. ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005. Руководство по управлению экономикой качества" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 12.07.2005 N 190-ст).
19. МДС 12-12.2002. Методические указания по разработке и внедрению системы управления качеством эксплуатации строительных машин" (внесены Госстроем РФ).
20. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 471-ст).
21. Рекомендации по разработке системы управления качеством продукции (услуг) на уровне предприятий городского электрического транспорта Москва Стройиздат 1985.
22. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2010 N 501-ст).
23. Система сертификации ГОСТ Р. Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.11.1994 N 21) (рег. номер РОСС RU.0001.01УА00 от 07.02.1995).
24. Рекомендации. Методика менеджмента процессов в системе качества. Р 50-601-46-2004" (утв. Госстандартом РФ).