Статья:

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

Конференция: LXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Радиофизика

Выходные данные
Холиков К.Т. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ / К.Т. Холиков, Ш.Э. Каршибоев, К.А. Дувлаев, А.А. Очилов // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам LXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(64). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

Холиков Курбонбой Туйчиевич
ассистент Узбекско-Финского педагогического института, Узбекистан, г. Самарканд
Каршибоев Шавкат Эсиргапович
ассистент Узбекско-Финского педагогического института, Узбекистан, г. Самарканд
Дувлаев Камил Абдирашидович
учитель физики общеобразовательной школы № 2 Кошрабатского района, Узбекистан, г. Самарканд
Очилов Акбар Ахмадович
учитель физики общеобразовательной школы № 2 Тайлакского района, Узбекистан, г. Самарканд

 

Аннотация. В статье проанализированы методы и перспективы использования мобильных приложений в преподавании физики в школе, кратко изложены сведения о мобильном приложении «Физика в школе» и методы его использования в проведении экспериментов по дисциплине физика.

 

Ключевые слова: компьютерная техника; мобильное приложение; образование; анимация; симуляция; виртуальный эксперимент; наблюдение.

 

В настоящее время в образовании наряду со средствами компьютерной техники возникает возможность использования ряда средств мобильной связи. Всем нам известен интерес учащихся к мобильным приложениям. В повседневной жизни мы часто встречаем на улице молодых людей, занятых различными играми в средствах мобильной связи. Статистика показывает, что во всемирном масштабе в среднем каждый человек использует более 25 программ в месяц. Результаты же одного из исследований доказывают, что в среднем 50% программ на телефоне каждого человека не особенно для него полезны [1].

Учащиеся средних школ – это, обычно, подростки и в этот период их жизни они часто сталкиваются с затруднениями, заблуждениями и борются с ними. В настоящее время программисты ищут самые лучшие методы облегчения освоения знаний, получения образования учащимися. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что существуют возможности эффективного использования в образовании интереса учащейся молодежи к мобильным приложениям. В настоящее время также, как в других областях, создаются и применяются на практике мобильные приложения для сферы образования. Сегодня широко распространяется использование мобильных приложений, основанных на анимации и симуляции. Одним из мобильных приложений, которое можно использовать в преподавании физики является приложение «Физика в школе». Данное приложение включает анимации и симуляции, охватывающие практически весь курс школьной физики [2]. 

Это мобильное приложение включает 290 анимации и симуляций, относящихся к 16 разделам данной дисциплины, которые можно использовать в преподавании физики в школе. Мобильное приложение можно найти на сайте https://www.vascak.cz/ (см.: рисунок 1) или загрузить на мобильный телефон с помощью программы Google Play (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред)  (см.: рисунок 2) [3].

 

Рисунок 1. Окно загрузки мобильного приложения “Физика в школе”

 

Рисунок 2. Загрузка приложения посредством Google Play

(По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред)

 

После загрузки и установки мобильного приложения появятся темы в следующей последовательности (см.: рисунок 3):

 

Рисунок 3. Последовательность тем в мобильном приложении “Физика в школе”

 

В качестве примера рассмотрим опыт по теме “Равномерное и неравномерное движение” в разделе Механика. С помощью данной анимации можно наблюдать процесс равномерного движения автомобиля. Посредством изменения скорости движения автомобиля можно также рассмотреть графики связи скорости движения автомобиля, пройденного им пути со временем (см.: рисунок 4).

 

Рисунок 4. Наблюдение за равномерным движением автомобиля с помощью мобильного приложения

 

Данное мобильное приложение также можно использовать в изучении раздела физики Оптика в качестве демонстрации опыта или на занятиях в виртуальной лаборатории. В мобильное приложение включен ряд таких симуляций, как:

Преломление и отражение света;

Дифракция, интерференция и дисперсия света;

Собирающие и вогнутые линзы, получение с их помощью разнообразных изображений предмета;

Лупа;

Дефекты зрения;

Зеркало, получения на нем изображения;

Смешение цветов и другие.

В качестве примера можно рассмотреть процесс виртуального выполнения лабораторной работы по теме “Определение показателя преломления света через стекло”. Данная симуляция позволяет определить показатель преломления света через стекло с помощью треугольной призмы (см.: рисунок 5).

 

Рисунок 5. Симуляция “Призма”

 

Процесс симуляции позволяет изучить место падения луча на поверхность призмы и изменение его угла. Углы падение и преломления луча отражаются в нижней части окна симуляции. Учащиеся, изменяя угол падения луча, регистрируют значения углов падения и преломления луча. Учащиеся производят расчеты на основе полученных результатов и определяют показатель преломления луча через стекло [4].

Симуляция «Призма» может быть использована также в качестве наглядного опыта в процессе изучения таких тем, как законы геометрической оптики света, прохождение луча сквозь стеклянную призму, определение структуры белого света, порядок расположения цветов в спектре.

В заключении можно сказать, что мобильные приложения позволяют учащимся в короткие сроки овладеть большим количеством умений и навыков. Использование мобильных приложений способствуют снижению расходов образовательного учреждения на его оборудование компьютерными устройствами, поскольку обучающиеся используют собственные устройства. Использование данных приложений позволяет учащимся получать знания с помощью использования наглядных средств, созданных ведущими специалистами наиболее развитых стран [5].

 

Список литературы:
1. Internet источник URL: https://worldscholarshipforum.com/uz/eng-yaxshi-ilovalar-o‘rta-maktab-o‘quvchilari/
2. Холиқов Қ. “Таълимда мобил иловалар ўқитишнинг самарали воситаси сифатида” // “Зарафшон” газетаси, 2021-й., 19-июн, в-71.
3. Официальный сайт мобильного приложения “Maktabda fizika” («Физика в школе») URL: https://www.vascak.cz/
4. Холиков К., Асраров Ш., Дувлаев К. Мактабда физика платформаси ёрдамида оптика бўлимини ўқитиш методикаси, Фан, таълим ва амалиёт интеграцияси, ФТАИ Жилд: 02, Нашр: 05, Июнь 2021, ISSN: 2181-1776, 106-116 бетлар.
5. Kholikov K.T., Usanov R. Ways to Use the "Physics at School" Platform in the Organization of Practical and Laboratory Classes in Physics, Middle European Scientific Bulletin, Volume 16, Sep 2021, Pages 119-124, ISSN 2694-9970