Статья:

Автоматизация работы передвижных дизель-электростанций

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция "Научный форум: технические и физико-математические науки"

Секция: Энергетика

Выходные данные
Анисимов В.Ф., Новиков А.А. Автоматизация работы передвижных дизель-электростанций // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 4(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 50-53.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Автоматизация работы передвижных дизель-электростанций

Анисимов Владимир Фёдорович
канд. техн. наук, доц., Рязанский государственный радиотехнический университет, РФ, г. Рязань
Новиков Алексей Алексеевич
магистрант, Рязанский государственный радиотехнический университет, РФ, г. Рязань

 

Automation of The mobile Diesel power stations

 

Vladimir Anisimov

candidate of Engineering Sciences, assistant professor in Ryazan State Radioengineering University, Russia, Ryazan

Aleksey Novikov

master student in Ryazan State Radioengineering University, Russia, Ryazan

 

Аннотация. В малой энергетике широко распространены передвижные дизель-электростанции. В статье описываются степени автоматизации ДЭС, области применения, особенности их эксплуатации.

Abstract. In a small energy widespread a mobile diesel power stations. The article describes a degree of automation diesel power stations, application, features their operation.

 

Ключевые слова: автоматизация, дизель-электростанция, сигнализация, стабилизация, степень автоматизации.

Keywords: automation, diesel power station, signalling, stabilization, degree of automation.

 

В современной электроэнергетике широко и повсеместно применяются устройства релейной защиты и автоматики. Не является исключением здесь и малая энергетика, ярко представленная в хозяйстве страны передвижными дизель-электростанциями. Дизель-элетростанции, в основном, применяются там, где по каким-то причинам нецелесообразно или невозможно электроснабжение потребителей от линий электропередач, а также, при необходимости обеспечения автономного, не зависимого от внешних ЛЭП электропитания, возможности резервирования ЛЭП. Передвижные дизель-электростанции на базе автомобильных прицепов, такие как изделия: 5И57А; 5И57А-1; 99Х6 и другие очень востребованы в Вооружённых Силах Российской Федерации.

 

Рисунок 1. Передвижная дизель-электростанция 5И57А

 

Перечисленные дизель-электростанции технически оснащены специальными устройствами и механизмами, обеспечивающими возможность своевременного обслуживания и автоматизированного управления, контроль над стабильной работой генератора, а также обеспечивающие выполнение операций по автоматическому пуску и остановке дизеля, и являются автоматизированными дизель-генераторными установками. Данные механизмы позволяют произвести предварительную настройку генератора на заданный режим работы и не требуют последующего вмешательства человека во время рабочего цикла установки. Функции обслуживающего персонала сводятся к подготовке к работе, периодическому осмотру, и в случае необходимости – ремонту автоматизированной установки.

Для повышения технико-эксплуатационных характеристик дизельных генераторов, устройства, обеспечивающие их автоматическую работу, разрабатывают специальным образом, который позволяет использовать автоматику в качестве отдельной составной части в общем комплексе системы автоматизации дизельной электростанции.

В соответствии с требованиями ГОСТ 50783-95 [3] в Российской Федерации, в зависимости от назначения установки и условий её эксплуатации, предусматривается три (не считая нулевой) степени автоматизации дизельной электростанции:

· степень автоматизации 0 – Стабилизация выходных электрических параметров. Защита электрических цепей;

· степень автоматизации 1Стабилизация выходных электрических параметров. Аварийно-предупредительная сигнализация и аварийная защита. Автоматическое поддержание нормальной работы после пуска и включения нагрузки, в т. ч. без обслуживания в течение 4 или 8 ч;

· степень автоматизации 2Стабилизация выходных электрических параметров. Аварийно-предупредительная сигнализация и аварийная защита. Дистанционное и (или) автоматическое управление при пуске, работе и остановке со сроком необслуживаемой работы в течение 16 или 24 ч;

· степень автоматизации 3Стабилизация выходных электрических параметров. Аварийно-предупредительная сигнализация и аварийная защита. Дистанционное и (или) автоматическое управление всеми технологическими процессами, в т.ч. при параллельной работе, со сроком необслуживаемой работы в течение 150 или 240 ч. (для электроагрегатов и электростанций с тракторными двигателями 90 и 120 ч.)

Передвижные дизель-электростанции 5И57А и 5И57А-1 степени автоматизации – 3 [1, с. 11] оснащены устройствами, обеспечивающими: автоматический и дистанционный пуск и остановку двигателя, автоматическую остановку двигателя при достижении критических значений уровня и давления масла, уровня и температуры охлаждающей жидкости, частоты вращения коленчатого вала, поддержание электростанций в режиме горячей готовности (засчёт установленных в системах смазки и охлаждения электронагревателей), автоматическую дозаправку топливных баков (электростанция 5И57А-1), возможность автоматического открытия и закрытия вентиляционных люков.

Дизель электростанция 99Х6 степени автоматизации – 2 [3, с. 7], с допустимым сроком необслуживаемой работы в течение 72 часов.

Автоматизация и наличие компьютерной системы управления электростанцией не означает отсутствия надобности контроля за работой техники. К примеру, при недостаточности пускового тока, попытка автоматического запуска агрегата, после первой неудачной попытки, будет продолжаться с установленной временной выдержкой, не смотря на очевидную бесполезность. Иногда, наличие некоторых элементов автоматизации создаёт проблемы при эксплуатации оборудования. Такая ситуация может сложиться, к примеру, в результате неадекватной работы датчиков уровня топлива, провоцирующей включение аварийной лампочки «неисправность ДЭС». Возможно, было бы разумно предусмотреть вариант работы с отключением некоторых источников сигналов. Также, на сегодняшний день автоматика не контролирует техническое состояние подвижных частей агрегатов (правильность регулировки клапанов газораспределения, натяжение приводных ремней, работу форсунок), если речь идёт о дизель-электростанциях, обозначенных выше. Поэтому, автоматика значительно упрощает работу трудящихся в малой энергетике, но не отменяет надобности квалифицированных специалистов.

 

Список литературы:
1. Дизель-генераторы типа ДГМ-100. Руководство по эксплуатации У45 РЭ-1 / В. Р. Малышева, И. А. Азисов, М. С. Сафонова, Н. И. Бирюкова. Барнаул, 1988. 181 с.
2. ГОСТ Р 50783-95 Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические требования. Режим доступа. – URL: http: //docs.cntd.ru/document/1200003539. (дата обращения 20.04.2017)
3. Электростанция 99Х6. Техническое описание. Министерство Обороны Российской Федерации. 91с.