Особенности архитектурного освещения зданий в зависимости от архитектуры объектов
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Секция: Строительство и архитектура
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Особенности архитектурного освещения зданий в зависимости от архитектуры объектов
FEATURES OF ARCHITECTURAL LIGHTING OF BUILDINGS DEPENDING ON THE ARCHITECTURE OF OBJECTS
Abylay Madyarov
Master, International Educational Corporation (campus KazGASA), Kazakhstan, Almaty
Аннотация. В статье рассмотрены разные типы архитектурного освещения зданий в зависимости от типов зданий.
Abstract. The article considers different types of architectural lighting of buildings depending on the types of buildings.
Ключевые слова: архитектура; фасад; освещение; светильники.
Keywords: architecture; facade; lighting; fixtures.
Архитектурная подсветка фасадов зданий – одно из самых актуальных направлений светотехники. Архитектор – творец, создающий настроение, и освещение фасада – один из его основных инструментов. В условиях современности архитектурная подсветка фасадов может выполнять разные функции – от художественной (создание силуэта здания) до охраны (подсветка снижает риск проникновения преступников в здание).
Различают разные особенности подсветки в зависимости от архитектуры самих зданий. Например, освещение исторических и архитектурно значимых объектов, освещение объектов современной застройки или освещение зданий с плоскими фасадами.
Исторические и архитектурные памятники, а также здания, представляющие высокую художественную ценность с точки зрения архитектуры, должны освещаться особым образом. Главная задача при проектировании подсветки в данном случае – сохранить и подчеркнуть художественную и эстетическую составляющую объекта в темное время суток без ущерба его дневному облику (рисунок 1).
Рисунок 1. Центральный государственный музей Республики Казахстан (фото фасада днем и ночью)
Светильники и другое оборудование следует располагать таким образом, чтобы в светлое время суток они не привлекали к себе чрезмерного внимания. Если световое оборудование не представляется возможным закрепить непосредственно на фасаде здания, то используется метод «заливки», когда прожектора располагаются на земле или опорах вокруг здания и заливают его светом. Фасады зданий этой категории, как правило, богаты на различные архитектурные детали – карнизы, балконы, колонны, пилястры, барельефы, фризы и прочее, которые специально выделяются различного вида светильниками. Способы выделения могут быть самыми разными, но они не должны искажать изначального замысла архитектора по визуальной подаче объекта. Светильники подбираются так, чтобы кривая силы света максимально сочеталась с формой архитектурной детали (рисунок 2).
Рисунок 2. Схема расстановки светильников на фасаде (источник: журнал «Концепция архитектурного освещения города Алматы»)
Цветовая палитра освещения архитектурно значимых объектов не должна быть чрезмерной. Предпочтительней использовать нейтральный теплый или холодный белый свет в зависимости от цвета фасада здания. Использование других цветов основной цветовой схемы концепции архитектурного освещения города Алматы не исключается, но оно должно быть умеренно разумным, служить только для расстановки акцентов, чтобы не создавалось впечатление аляпистости проекта.
Освещение объектов современной застройки. Среди зданий современной застройки прослеживаются тенденции к полному или частичному остеклению фасадов. При освещении таких объектов рекомендуется располагать светильники внутри здания для создания эффекта свечения изнутри. Кроме того, возможно применение различных форм динамической подсветки, использование медиафасадов. Динамические элементы могут крепиться как внутри, так и снаружи на обрешетке остекления.
Высотные современные постройки в рамках концепции архитектурного освещения являются световыми доминантами. Эти объекты доминируют над городским пейзажем и видны на значительном расстоянии, а потому должны выделяться яркостью и интенсивностью свечения (рисунок 3).
Рисунок 3. Ледовый комплекс «Алматы Арена»
В большинстве случаев световые доминанты подсвечиваются в рамках основных цветов концепции, однако для коммерческих объектов допускаются акценты других цветов в соответствии с фирменным стилем организации-владельца. Кроме того такие здания особо располагают для использования динамики и медиафасадов.
Световая «заливка» и другие виды освещения могут применяться к металлическим конструкциям, пожарным лестницам, опорам, обрешеткам и прочему.
Освещение зданий с плоскими фасадами. Плоские фасады с малым количеством элементов (например, образцы архитектуры позднего советского периода, эпохи индустриализации) позволяют использовать большое количество цветов и форм светильников. В таких проектах свет служит не столько для подчеркивания деталей, сколько для создания совершенно нового художественного образа здания в темное время суток. Здесь светильники могут размещаться произвольно, создавая световые рисунки. На плоских фасадах могут сочетаться узколучные прожекторы, светодиодные линейки, двух- и четырехлучные светильники и прочее (рисунок 4).
Рисунок 4. Музей Кастеева
Приведенные выше объекты являются яркими примерами разных типов подсветки объектов архитектуры. Архитектор влияет на настроение общества, создавая объекты архитектуры. Подсветка объектов архитектуры в вечернее и ночное время создает романтическое настроение.
Делая вывод, считаю необходимым сказать, что архитектурная подсветка зданий нужна и важна для современного образования и общества. Создавая проекты подсветки, не стоит забывать о том, что наше общество развивается и вместе с ним будут развиваться и требования к архитектуре объектов разного назначения и их подсветке.