Статья:

Влияние изменение эксплуатационных свойств моторных масел на износ двигателя

Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Машиностроение и машиноведение

Выходные данные
Алимова З.Х., Каримова К.Г. Влияние изменение эксплуатационных свойств моторных масел на износ двигателя // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(42). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 11-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние изменение эксплуатационных свойств моторных масел на износ двигателя

Алимова Зебо Хамидуллаевна
канд. техн. наук, профессор, Ташкентский государственный транспортный университет, Узбекистан, г. Ташкент
Каримова Камола Гуломовна
докторант, Джиззахский политехнический институт, Узбекистан, г. Джиззах

 

Эффективность и надежность эксплуатации техники зависит не только от ее конструктивных и технологических особенностей, но и насколько правильно подобраны смазочные материалы.

Качество моторных масел значительно влияет на надежность работы двигателя и его моторесурс, на расход топлива и на другие параметры.

Очень важен поэтому качественный рациональный подбор и применение моторных масел

В настоящее время автомобильный парк страны с каждым годом увеличивается.

Автомобильными заводами республики выпускаются самые современные автомобили, для эксплуатации которых необходимы соответственно высококачественные моторные масла.

В процессе работы происходит изменение качества масла.

В связи с этим исследование эксплуатационных свойств моторных масел является актуальной проблемой.

Целью данной работы является изучение изменения эксплуатационных свойств моторных масел и влияние их  на работу двигателя.

Как известно, в двигателе автомобиля большое количество движущихся и трущихся между собой деталей. В процессе работы двигателей внутреннего сгорания их узлы и детали загрязняются различными отложениями.

Процесс образования отложений связан с термоокислительными превра­щениями продуктов неполного сгорания топлива и компонен­тов масла. Эти превращения протекают как в объеме масла, так и в его тонком слое на нагретой металлической поверхно­сти.

Качество масла и его расход влияют на скорость образования на­гара Чем меньше химическая стабильность масла и чем больше его расход, тем скорее образуется нагар предельной толщины.

Отложения при высокотемпературном режиме работы двигателей образуются в основном в ви­де нагаров и лаков на поверхностях деталей, имеющих относи­тельно высокую температуру (камера сгорания, цилиндропоршневая группа).

Главной причиной, ведущей к образованию высокотемпературных отложений в двигателях с искровым зажиганием, являются окислительные процессы, протекающие в объеме масла и на металлической по­верхности.

Эти отложения отрица­тельно влияют на надежность, экономичность и долговечность работы двигателя.

 

 

Рисунок. Зависимость износа поршневых колец автомобильного бензинового двигателя от вязкости масла

 

При запуске двигателя в зимних условиях в первые минуты масло практически не поступает к главной паре трения – поршень-цилиндр. Так, в двигател зимой (минус 20 оС) масло с вязкостью при 100 оС равной 8 сСт в главной масляной магистрали появляется через 60 с, а с вязкостью 10 сСт – через 81 с после пуска. Это вызывает интенсивный износ, по некоторым источникам, равный износу при пробеге  до 600 км.

Для обеспечения минимального износа деталей двигателя лучше использовать масла большей вязкости.

Однако такое увеличение, особенно для двигателей, не прогретых до рабочей температуры, кроме износа, вызывает ухудшение топливно-экономических показателей.

Снижается прокачиваемость масел, а чем ниже прокачиваемость, тем выше износ и ниже надёжность работы двигателя. И всё-таки, при прогретом двигателе, износ двигателей тем меньше, чем выше вязкость масла .

С одной стороны, чем больше вязкость масла при рабочей температуре, тем лучше уплотняются узлы трения, тем более прочную смазочную пленку оно создает.

С другой стороны, чем выше вязкость, тем тяжелее провернуть детали в густом масле и тем труднее прокачивать его по системе смазки.

Поэтому при прочих равных, чем гуще масло, тем больше потери на трение, тем меньшую мощность развивает двигатель и тем больше он расходует топливо.

Так, например, по данным компании Castrol использование моторного масла 10W-60 вместо более жидкого 0W-40 в некоторых условиях может привести к снижению мощности двигателя на 10 и даже 20%.

При низкой вязкости масла и увеличении нагрузки в узле трения может разрушиться масляная пленка, что приведет к росту износа деталей. А если двигатель с износом, подтеками и расходом масла, то стоит постепенно повышать класс вязкости.

 

Список литературы:
1. Григорьев М.А. Качество моторного масла и надёжность двигателей . – М. : Изд-во стандартов, 2009. – 232 с.
2. Джерихов В. Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие. Санкт-Петербург:  СПГАСУ, 2009. –256 с.
3. Магеррамов А.М., Ахмедова Р.А., Ахмедова Н.Ф. Нефтехимия  и  нефтепереработка:  Учебник  для  высших  учебных  заведений. - Баку: Бакы  Университети, 2009. –660 с.
4. Alimova Z. Research of change of quality of motor oils when operating the engine and improving their. Industrial Technology and Engineering. 2020, 3 (36): p.11-17 
5. Alimova Z.  and oth. Improvement of properties of oils used in hydraulic systems of road-construction equipment/ IOP Conference Series: Materials Science and Engineering №3 (2020) 883-012167.
6. Алимова З. Пути улучшения свойств смазочных материалов применяемых в транспортных средствах// Монография, Vneshinvestprom 2020, – 125 с.
7. Alimova Z. The Influence of the Process Off Oxidation of Engine Oils on Engine Performance and Improving Antioxidant Properties //Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent. – 2018. – Т. 8. – №. 1. – С. 17.
8. Imomov, S., Kholikova, N., Alimova, Z., Nuritov, I., & Temirkulova, N. (2019). Oil Purification Devices Used in Internal Combustion Engines. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 9(1), 3103-3107.
9. ГЛУЩЕНКО, А. Д., СЛИВИНСКИЙ, Е. В., ТУЛЬЧИНСКАЯ, Н. Н., & АЛИМОВА, З. Х. (1988). Транспортное средство для перевозки легковесных грузов
10. Ismayilov, Kubaymurat, and Kamola Karimova. "APPLICATION OF USED AUTOMOBILE TIRES GRANULES FOR ROAD CONSTRUCTION IN UZBEKISTAN." Journal of Critical Reviews 7.12 (2020): 946-948.
11. Ismayilov, K., & Karimova, K. (2020). APPLICATION OF USED AUTOMOBILE TIRES GRANULES FOR ROAD CONSTRUCTION IN UZBEKISTAN. Journal of Critical Reviews, 7(12), 946-948.
12. Alimova Z. Dvigatel yog'larini oksidlanishiga olib keladigan jarayonning dvigatel ishlashiga va antioksidant xususiyatlarini yaxshilashga ta'siri // Toshkent shahridagi Turin Politexnika Universitetining Acta. - 2018. - T. 8. - №. 1. - S. 17.
13. Alimova, Zebo. "Dvigatel yog'larini oksidlanishiga olib keladigan jarayonning dvigatelning ishlashiga va antioksidant xususiyatlarini yaxshilashga ta'siri". Toshkent shahridagi Turin Politexnika Universitetining akta 8.1 (2018): 17.