Опыт применения ПТП в нефтяной промышленности
Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Секция: Энергетика
XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»
Опыт применения ПТП в нефтяной промышленности
Experience in the application of ATA in the oil industry
Evgeny Kharitonov
student, Kazan National Research Technological University, Russia, Kazan
Dina Safina
student, Kazan National Research Technological University, Russia, Kazan
Olga Kolonenkova
student, Kazan National Research Technological University, Russia, Kazan
Evgeny Abakumov
student, Kazan National Research Technological University, Russia, Kazan
Ruslan Kutlizamaev
student, Kazan National Research Technological University, Russia, Kazan
Iskander Shariffulin
student, Kazan National Research Technological University, Russia, Kazan
Danil Fedotov
student, Kazan National Research Technological University, Russia, Kazan
Gadel Idrisov
student, Kazan National Research Technological University, Russia, Kazan
Marina Anikina
student, Kazan National Research Technological University, Russia, Kazan
Аннотация. Изучается опыт применения и использования специальных полимерных составов для транспортировки углеводородов. Данные добавки – противотурбулентные присадки, нашли широкое применение в технике и позволяют снизить затраты на прокачку и повысить эффективность использования трубопровода.
Abstract. The experience of application and use of special polymeric compounds for transportation of hydrocarbons is studied. These additives - anti-turbulent additives, have found wide application in engineering and allow to reduce the costs of pumping and improve the efficiency of the pipeline.
Ключевые слова: противотурбулентная присадка; нефть; трубопровод; опытно-промышленный испытания.
Keywords: anti-turbulent additive; oil; pipeline; pilot-industrial testing.
Подавляющая часть современных энергетических потребностей человечества обеспечивается нефтью и газом. Рост добычи нефти в мире привел к истощению запасов наиболее качественных и легкодоступных нефтей, в связи с чем основные резервы добычи нефти ориентированы на месторождения трудноизвлекаемых нефтей. К таким относятся нефти с аномальными физико-химическими свойствами (тяжелые, вязкие, смолистые, парафинистые). Значительное содержание в высоковязкой нефти асфальтенов, смол и парафинов усложняют её транспортировку. Образующиеся отложения снижают скорость транспортировки нефти, а также ведут к уменьшению потока нефти в трубопроводах. Также увеличение давления в трубопроводе ведет к росту напряжений в его стальной оболочке, и в сочетании с проблемой коррозии стенки трубы из-за отложений может в конечном итоге привести к разрушению трубопроводов в точках напряжения.
Высоковязкие нефти, как правило, содержат уникальные компоненты, стоимость которых может превосходить стоимость стандартного ассортимента нефтепродуктов, и при этом большинство применяемых технологий транспортировки тяжелых высоковязких нефтей – затратны и недостаточно эффективны. Поэтому актуальной является проблема снижения затрат на перекачку высоковязких нефтей.
Одним из наиболее эффективных решений является введение в перекачиваемый поток полимерных присадок. Но, в связи с индивидуальным составом нефтей различных месторождений, использование определенной композиции может быть эффективно для одного типа нефти и не давать положительных изменений на другом.
Впервые в промышленном масштабе ПТП для снижения гидравлического сопротивления были применены к маловязким нефтям на Транс-Аляскинском трубопроводе фирмой «Trans Alaska Pipeline System» в 1979 году. Присадка CDR от компании «Conoco specialty products» представляла собой раствор полиолефинов в углеводородном растворителе [1, 2]. Данная присадка позволило увеличить пропускную способность нефтепровода на 16-32 тыс. м3/ сут.
В середине 80-х гг. ХХ века в компании «Shell Pipeline» возникла необходимость увеличения пропускной способности трубопровода в связи с возросшей добычей нефти платформы фирмы «Shell Oil» в районе Мексиканского залива. Дозировочная станция была установлена прямо на барже, что позволило увеличить производительность трубопровода в кратчайший период при концентрации вводимого полимера от 15 до 30 мг/г [3].
В отечественной практике применение противотурбулентных присадок на промышленных объектах началось в 1985 году. На участке нефтепровода «Лисичанск – Тихорецк» вводилась присадка CDR-102 компании «Conoco specialty products»
В 1991 году на Томском нефтехимическом комбинате была получена первая отечественная присадка с функцией гасителя турбулентности под названием «ВИОЛ» (10% раствор сополимераα - олефина в гептане) [4, 5].
В 2012 году присадка M-FLOWTREAT успешно применялась на межпромысловом нефтепроводе СПН «Антиповка» - СПН «Южный Умет». При сохранении постоянного давления пропускная способность нефтепровода составила 61 % [6]. Так же присадка M-FLOWTREAT успешно прошла испытания на конденсатопроводе ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» «Юрхароское месторождение – Пуровский ЗПК» протяженностью 388,6 км. Максимальная эффективность присадки 53,1 % была достигнута при концентрации ПТП 30 ppm.
На основании данного материала можно выявить следующие случаи применения ПТП при транспортировке нефти, нефтепродуктов и газового конденсата:
· увеличение пропускной способности трубопровода при неизменном перепада давления на участке;
· снижение рабочего давления при сохранении постоянного расхода трубопровода;
· возможность увеличения производительности трубопровода при высоких объемах добычи
· увеличение потребления продуктов в случае сезонной и рыночной неравномерности потребления
· снижение себестоимости транспортировки на единицу продукции от увеличения пропускной способности трубопровода и снижения энергетических затрат на нефтеперекачивающее оборудование
Это особенно необходимо в промысловых условиях, когда содержание воды колеблется с большой разницей, а в условиях работы Крайнего Севера увеличение пропускной способности промысловых трубопроводов нельзя решить созданием лупинговых линий или строительством трубопровода с большим диаметром из-за климатических особенностей: вечная мерзлота, болотные почвы, дороговизна логистических аспектов и аспектов монтажа на месте. К тому же проектировать трубопровод необходимо с учетом возможности обеспечить транспортировку нефтяного флюида в первые несколько лет разработки месторождения.