Статья:

Использование инновационных технологий на уроках истории и их роль в процессе обучения

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Информатика, вычислительная техника и управление

Выходные данные
Бут Е.А., Егизарьянц А.А. Использование инновационных технологий на уроках истории и их роль в процессе обучения // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(23). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 5-8.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование инновационных технологий на уроках истории и их роль в процессе обучения

Бут Елена Александровна
студент, ФГБОУ ВО «АГПУ», РФ, г. Армавир
Егизарьянц Александр Артавадзович
канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «АГПУ», РФ, г. Армавир

 

В условиях реформирования образования XXI века в соответствии с требованиями ФГОС немаловажную роль приобрела инновационная деятельность, которая направлена на внедрение различных иннова­ционных новшеств в педагогической практике.

Инновации в образовании – это новейшие теории и технологии преподавания и обучения, новые методы организации содержания обучения, способы оценивания образовательного результата.

Образовательная среда в наше время обязана давать объяснения на проблемные вопросы современного общества, изменяться, отвечая на возникающие явления в обществе. Именно поэтому инновационные методы в обучении имеют цель - подготовить личность к будущей жизни, а в профессиональном образовании – профессионала в определённой предметной области. Большинство обучающихся, приходя в образова­тельное учреждение, мало заинтересованы в таком предмете как история. Поэтому задача преподавателя – заинтересовать студентов и учеников в данном предмете. Молодежь XXI века – люди века информации и компьютерных технологий, необходимо развивать их самостоятельность и мотивированность в организации познавательной деятельности, анали­зировать причинно- следственные связей, выделять значимые качества исследуемого объекта, самостоятельно сравнивать и сопоставлять факт прошлого и действительности с помощью разнообразных критериев [1].

Для реализации данных задач нужно основывать гносео­логическую и исследовательскую на использовании инновационных образовательных технологий: информационно- коммуникативных, технологий интерактив­ного обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, сберегающей здоровье технологии и других.

В современном преподавании выделяют пассивные, активные и интерактивные стратегии. Умелое сочетание вышеназванных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют раз­вивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и саморазвитию личности. Студенты и ученики демонстрируют высокие показатели в их применении – составляют презентации. Внедрение информационно-коммуникативных технологий усилило наглядность и эмоциональную составляющую обуче­ния, позволило проводить виртуальные экскурсии по музеям, показывать слайд-шоу, фото-документы, отрывки фильмов и видео­роликов [1].

Стоит отметить, что использование современных информационных технологий заметно способствует активному участию студентов и учеников на парах и уроках, позволяет эффективно организовать гносеологическую и исследовательскую деятельность, обогащает урок эмоциональной наполненностью, а всё это в совокупности способствует развитию креативности обучающихся и их самореализации.

Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимо­отношений и взаимодействий преподавателя и студента как субъектов учебной деятельности. Интерактивная деятельность на уроках пред­полагает организацию и развитие коммуникаций, которые приводят к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В интерактивных технологиях образования значительно изменяются роли обучающего (вместо роли информатора – роль менеджера) и обучаемого (вместо объекта воздействия – субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций). Внедрение данного обучения способствует организации гносеологи­ческой, практической и творческой деятельности [3].

Интерактивное обучение вовлекает в процесс обучения более широкие массы, то есть всю учебную аудиторию. Студенты и ученики имеют возможность осознать, проанализировать и высказать мысли по определённой проблеме, сопоставляя знания до и после. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процессе обмена знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму гносеологическую деятель­ность, поднимает ее на более высокие ступени сотрудничества.

Также значимой современной технологий в образовании становится технология развития критического мышления, то есть мышления, опровергающего устоявшиеся представления, опирающегося на соб­ственный опыт, проецирование новых идей. В основе данной технологии лежат: постановка проблемы (студенты и ученики основываются на имеющиеся знания), осуществление проблемы (студенты и ученики полу­чают новую информацию, сопоставляют ее с прошлой) и рефлексия (обучающиеся закрепляют новые знания, меняют первоначальные представления об изучаемом материале, переосмысливают представ­ления о фактах, событиях и явлениях).

В качестве результатов использования технологии развития критического мышления, следует выделить: высокую мотивацию обучающихся к учению; совершенствование мыслительного процесса и гибкости мышления; оперирование самостоятельно выстроенными понятиями; подтверждение или опровержение точки зрения другого человека; анализ полученной информации.

Технология, обеспечивающая личностно-ориентированное обуче­ние, - метод проектов, как способ развития творчества, гносеологической деятельности, самостоятельности. Проектную и исследовательскую деятельность студентов и учеников по овладению и усвоению опера­тивных знаний в процессе социализации относят к перспективной. Составляя и представляя проект, обучающиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют междисциплинарную информацию, занимаются поиском более эффективных путей решения задач проекта, взаимодействуют друг с другом. Совместная деятельность показывает расширенные возможности сотрудничества, в ходе которого студенты и ученики ставят цели, выбирают наилучшие средства и методы их достижения, распределяют обязанности, проявляют все свои способности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности) [2].

За определённое время студенты и ученики решают гносео­логическую, исследовательскую, либо иную задачи. При организации и проведении проектной деятельности широко применяются технологию работы по группам.

Для развития самостоятельности и творческой активности студентов и учеников при изучении истории, а также формирования умений и навыков работы по группам эффективнее использовать изучение в группах различного учебного материала с последующим его пред­ставлением и обсуждением. В каждой группе происходит разделение обязанностей между участниками проекта в соответствии со способ­ностями каждого. Такие уроки проводятся при изучении однородного и сложного исторического материала, например, по теме «Ведущие политические партии России», «Боевые действия на фронтах в ходе Великой Отечественной войны».

В обучении перспективно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к каждому студенту и ученику, стремиться оказать помощь в развитии личности обучающегося с учетом его способностей и возможностей. Это способствует построению индиви­дуальной образовательной траектории отдельного студента и ученика, осуществить личностно-ориентированный подход в образовании [4].

В результаты выделим, что применение инновационных технологий позволяет повысить мотивацию студентов и учеников к истории, усилить наглядность изучаемого материала и привлекать к активному участию обучающихся на уроках. Регулярная системная работа по использованию современных инновационных технологий и их элементов в образовательной сфере приводит к тому, что повышается уровень успеваемости по истории в группах, студенты принимают активное участие в круглых столах, тренингах, интеллектуальных играх и викторинах, участвуют в олимпиадах и конкурсах.

 

Список литературы:
1. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов; Рецензент Л.В. Кальянов, Н.М. Рыскин. - М.: Юрайт, 2013. - 378 c.
2. Голубенко Н.Б. Библиотека XXI века: информационные технологии: новая концепция / Н.Б. Голубенко. - СПб.: Проспект Науки, 2013. - 192 c.
3. Информационные технологии управления (для бакалавров): Учебное пособие. / В.Н. Логинов. - КноРус, 2015. - 239 с.
4. Эволюция информационных систем (современное состояние и перспективы). / Ю.В. Бородакий, Ю.Г. Лободинский. — М.: Горячая линия-Телеком. 2011. 368 с.