Статья:

Государственный финансовый контроль в управлении бюджетами

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Запорожцева А.А., Васильева Ю.М. Государственный финансовый контроль в управлении бюджетами // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69531 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственный финансовый контроль в управлении бюджетами

Запорожцева Анастасия Алексеевна
студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Васильева Юлия Михайловна
студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

STATE FINANCIAL CONTROL IN BUDGET MANAGEMENT

 

Anastasia Zaporozhtseva

Student, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow

Julia Vasilyeva

Student, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow

 

Аннотация.  В данной статье рассматриваются особенности применения и функционирования органов государственного финансового контроля в сфере бюджетного финансирования. А также раскрывается сущность понятия «государственный финансовый контроль», его отличие от аудита финансовых отчетов. Детально рассмотрены цели осуществления контроля и его основополагающие принципы.

Abstract.  This article discusses the features of the application and functioning of state financial control bodies in the field of budget financing. It also reveals the essence of the concept of “state financial control”. The objectives of control and its fundamental principles are examined in detail.

 

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, проверка, ревизия, цели контроля, бюджетные доходы, принципы контроля.

Keywords: state financial control, check, audit, control objectives, budget revenues, control principles.

 

В международных стандартах финансовой отчетности контроль трактуется как «возможность управлять финансовой и хозяйственной политикой компании таким образом, чтобы получить выгоды от ее деятельности» [1].

 В современном мире развития  экономики страны государственный финансовый контроль является одной из самых важных частей финансовой системы. Законодательно нет четкого определения понятия государственного финансового контроля. Отечественная экономическая литература имеет множество разнообразных определений этого термина. Например, автор учебника «Финансовое право» Н.И. Химичева под  государственным финансовым контролем понимает «контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов» [2].

Наиболее полным и соответствующим современному экономическиому развитию, на взгляд автора, является определение ГФК, которое дает В.В.Бурцев: «ГФК в широком смысле-это установленная соответствующими нормативными актами деятельность органов государственной власти и управления всех уровней (должностных лиц), а также подразделений внутреннего контроля государственных организаций по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в процедурах управления государственными финансовыми потоками и финансового-хозяйственной деятельности экономических субъектов» [3].

По мнению автора,  цели, присущие на современном текущие цели ГФК реализуются по мере проведения контрольных действий за финансовыми операциями с общественными финансовыми потоками при совершении деятельности:

-  по формированию и расходованию средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

- по управлению денежными потоками предприятий различных организационно-правовых форм собственности с полным или частичным государственным участием.

Беря за основу мнения различных авторов, можно сделать вывод о том, что в экономической науке нет четкого и единого подхода к пониманию термина государственного финансового контроля.

В более узком понимании государственный финансовый контроль может быть определен как деятельность уполномоченных государственных органов по выявлению, предупреждению, пресечению фактов отклонения от нормативов и предписаний в ходе формирования общественных доходов и расходов, а также в процессе распоряжения общественным имуществом.

В более широком понимании государственный контроль определяется как индикатор соответствия потребностей экономических субъектов финансовой политике, проводимой государством и его финансовыми институтами.

В сфере управления бюджетами, цели государственного контроля можно разделить на текущие и стратегические. Так, текущие цели осуществляются, когда реализуется проведение финансовых операций с общественными финансовыми потоками при совершении деятельности по формированию и расходованию средств бюджетов любого уровня.

При выполнении целей государственного-финансового контроля, уполномоченный органы опираются на принципы: законности, целесообразности, эффективности, рациональности и независимости. Эти принципы являются главным отличием государственного финансового контроля от аудита достоверности финансовых документов. Данный вид финансового контроля базируется на принципах независимости и самостоятельности [4].

В настоящее время наибольшее значение придается принципу эффективности, который характеризуется обоснованностью и правомерностью расходования бюджетных средств. Это связано с появлением государственного аудита эффективности, деятельность которого состоит из оценки эффективности работы государственных органов с государственными средствами и государственным имуществом.

Вторая цель деятельности органов государственного финансового контроля, как было указано выше – стратегическая. Эта цель характеризуется разработкой параметров социально-экономического развития страны на будущий финансовый год и утверждением федерального бюджета.

В ходе осуществления ревизий, государственному финансовому контролю необходимо объективно оценивать финансовое состояние каждого отдельно взятого объекта, его самостоятельные источники финансирования и объем потребляемых денежных средств. Это позволит эффективно распределять финансовые ресурсы [5].

Государственный финансовый контроль должен использоваться как объективный инструмент оценки финансового состояния учреждений, поскольку составляемые сметы самими получателями бюджетных средств не всегда соответствуют фактическим данным. Так, необходимо отметить еще один немаловажный принцип индикативности, суть которого заключена в выявлении отклонений в фактической финансовой хозяйственной деятельности экономических субъектов от финансовой политики государства.

Таким образом, принцип индикативности выступает в качестве объединяющего все остальные принципы государственного финансового контроля. С помощью него государство может более эффективно оказывать воздействие на общественные финансовые фонды и их управление.

 

Список литературы:
1. Международные стандарты финансовой отчетности. М.:Аскери. 2003.С.860.
2. Финансовое право:учебник/под. Ред. Н.И. Химичевой. М.: Финансы и. статистика. 1998. С.11 
3. Бурцев В.В. Организация системы ГФК в РФ: теория и практика. М.: Дашков и К. 2002.С.45-46.
4. Ефремова. Е.И. Внутренний контроль выявления и предупреждения фальсификации бухгалтерской отчетности. Изд. Воронежский гос. аграрный университет им. Императора Петра I 2019. - С. 27-34
5. Н.А. Казакова. Ефремова.Е.И Методология рискориентированного контроля и контроллинга эффективности бизнеса (монография). - М.: ИНФРА-М, 2019. - 234 с.