Статья:

Практика некоммерческого маркетинга (на примере организаций Республики Марий Эл)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Щеглова М.П. Практика некоммерческого маркетинга (на примере организаций Республики Марий Эл) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 37(88). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/88/61021 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Практика некоммерческого маркетинга (на примере организаций Республики Марий Эл)

Щеглова Маргарита Павловна
студент, Поволжского Государственного Технологического Университета, РФ, г. Йошкар-Ола

 

В настоящее время все большее значение для некоммерческих организаций в области продвижения проектов, популяризации деятельности, привлечения источников финансирования приобретает маркетинг. Применение маркетинга некоммерческой организации способствует наиболее полной реализации уставных целей, помогает избежать зависимости от положения на рынке, создать надежную финансовую поддержку.

В последнее годы выстраивается такая практика, когда органы власти и НКО совместно решают возникающие социальные проблем. Перспективным направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на ближайшую время в целях привлечения к оказанию услуг в социальной сфере социально ориентированных НКО являются: существенное увеличение объемов социальных услуг, оказываемых СО НКО, расширение масштабов благотворительной деятельности, добровольчества и социального предпринимательства[5].

Действует государственная программа «Социальная поддержка граждан», в составе которой — подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [1].

По статистическим данным количество НКО и СО НКО в России увеличивается из года в год. Важно отметить вклад, которые вносят СО НКО России в решение социальных проблем. По данным Росстата число обращений от населения к негосударственным организациям ежегодно растет. Динамика показателей иллюстрирует изменение отношения общества к СО НКО в лучшую сторону[6].

По данным Управления министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл по состоянию на 1 июля 2017 г. в Республике Марий Эл зарегистрировано 722 некоммерческие организации[7].

 

Рисунок 1. Структура некоммерческих организаций Республики Марий Эл

 

Республиканской целевой программой предусмотрена комплексная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций. Она включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку в различных областях деятельности организаций (от квалифицированной подготовки работников, до помощи по уплате налогов).

Предлагая рынку некоммерческий продукт, организация, в первую очередь, работает с определенной целевой аудиторией[3].

 

Рисунок 2. Клиенты НКО по Республике Марий Эл

 

С одной стороны, целевая группа НКО — это люди, которых коснулась та или иная социальная проблема, с другой стороны, — это все члены общества, которые могут поддерживать организацию и содействовать решению конкретной социальной проблемы (люди данной категории могут становиться сторонниками или волонтерами организации), либо, наоборот, содействовать обострению социальной проблемы, кроме того, быть соратниками, но неактивными, требующими дополнительной мотивации или быть просто равнодушными и др.

Постоянные контактные аудитории СО НКО:

  • Члены организации
  • Клиенты
  • Учредители
  • Коллеги по сектору
  • Доноры, спонсоры
  • Органы власти
  • СМИ
  • Граждане

Некоммерческий маркетинг, это деятельность, направленная на продвижения организации и формирования стратегий нацеленных на привлечения денежных ресурсов. В некоммерческой организации маркетинг нацелен на продажу товар и услуг, а также популяризацию организации на рынке некоммерческих организаций. Благодаря маркетингу некоммерческая организация может стать успешно развивающейся. Таким образом, маркетинговая деятельность в некоммерческой организации - это деятельность, которая не ставит основной своей целью получение прибыли и направлена на повышение эффективности функционирования некоммерческой организации за счет привлечения экономических ресурсов необходимых для ее обеспечения. Это может быть маркетинговая политика по привлечению целевых средств, новых участников организации, волонтеров. Результаты этой деятельности призваны удовлетворять определенные общественные потребности, и могут быть доведены до потребителя посредством передачи (некоммерческого обмена), о чём свидетельствует ответная позитивная реакция общества на результаты деятельности некоммерческой организации[2].

Таким образом, НКО и НПО сегодня должны являться не просто пассивными партнерами государства, а активно влиять на политику, проводимую центральными и местными органами власти. Другими словами, уже наступает время, когда не государство формирует гражданское общество (хотя это до сих пор имеет место), а организации гражданского общества начинают постепенно влиять на государственную политику.

 

Список литературы:
1. Государственная программа «Социальная поддержка граждан», в составе которой — подпрограмма «Повышение эффективности государственной  поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». от 15 апреля 2014 года N 296  (с изменениями на 8 сентября 2018 года); URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544062/ (дата обращения 11.10.2019) 2. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга.2-е европ. изд. - М.; СПб.; К.:Издательский дом "Вильямс", 2012. - 944 с. стр. 557
3. Общественные организации и благотворительность, Йошкар-Ола. URL: http://obschestvennye-organizacii-i-blagotvoritelynosty.feech.org/ioshkar-ola  (дата обращения 11.10.2019)
4. Республика Марий –Эл официальный интернет-портал.  URL: http://mari-el.gov.ru/Pages/main.aspx (дата обращения 11.10.2019) 5. Российская Федерация. Законы. «О некоммерческих организациях»: утв. Указом Президента РФ от 12.01.1996 г. №7–ФЗ в ред. от 19.12.2016 №65–ФЗ // СПС Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения 11.10.2019)
5. Росстат Федеральная служба государственной статистики «Итоги выборочного обследования социально ориентированных некоммерческих организаций на основе формы № 1-СОНКО» - [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/1-sonko (дата обращения 11.10.2019)
6. Социально ориентированные некоммерческие организации республики Марий Эл [Электронный ресурс] URL: http://mari-el.gov.ru/minsoc/nko/Pages/main.aspx (дата обращения 11.10.2019)