Статья:

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Соболева О.Г. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/177/102480 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Соболева Ольга Геннадьевна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Качурова Елена Владимировна
научный руководитель, старший преподаватель, кафедры социальных технологий и государственной службы, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются процессы, связанные с политикой внешнеэкономической деятельности России в настоящее время. Проведен анализ внешнеэкономической деятельности, а также анализ возможных причин негативных тенденций в данной сфере. Рассмотрены основные торговые партнеры, запреты и ограничения. Сформированы выводы об актуальных тенденциях взаимодействия России с зарубежными странами.

Abstract. This article examines the processes that are taking place in the policy of foreign economic activity of Russia at the present time. The analysis of the foreign economic activity of our country, as well as possible causes of negative trends in this area, is carried out. The main trading partners, prohibitions and restrictions are considered. Conclusions are formed about the current trends in Russia's interaction with foreign countries.

 

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, политика, таможенная деятельность, запреты и ограничения, ЕАЭС.

Keywords: foreign economic activity, politics, customs activity, prohibitions and restrictions, the EAEU.

 

Внешнеэкономическая деятельность – это структура функций предприятия, которое нацелено на мировой рынок с включенной в свою политику, внешнеэкономической стратегией, формой, подходами и методами работы на зарубежном рынке. То есть, это деятельность, которая связывает экспорт и импорт, посредством торговли отечественного и зарубежного товара. Также, под торговлей можно понимать и осуществление международных проектов, кредитную и инвестиционную деятельность.

Участниками внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) могут быть: органы государственной власти, физические лица, юридические лица, государственные предприятия [2].

Правила осуществления внешнеэкономической деятельности осуществляются в соответствии с таможенным законодательством[1]. Государственной программой РФ закреплено «Развитие внешнеэкономической деятельности Российской Федерации» (далее Программа).

Проанализируем приоритетные направления деятельности, в рамках Программы[2].

Таблица 1.

Приоритетные направления внешнеэкономической деятельности в России

Название подпрограммы

Направления

Реализация национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".

Достижение реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.

Совершенствование системы государственного регулирования ВЭД.

Формирование (через институты, механизмы и инструменты международного экономического сотрудничества) необходимых и достаточных условий для достижения стратегических целей Российской Федерации в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства.

Формирование Евразийского экономического союза.

Создание интегрированного Евразийского экономического пространства (единого рынка) государств - членов Евразийского экономического союза, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Обеспечение развития здоровой конкуренции в Российской Федерации.

Создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности.

Совершенствование таможенной деятельности.

Эффективное обеспечение интересов участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Евразийского экономического союза в целом.

 

Таким образом, из проанализируемых нами пяти подпрограмм общим является обеспечение конкурентоспособной продукции интересов участников внешнеэкономической деятельности.

Последствия, вызванные пандемией COVID-19, были не очень благоприятные. Происходило закрытие границ, введение в России и зарубежных странах-партнерах ограничений по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции. Поэтому многие события запланированные для реализации Программы [1] на 2020 год либо не состоялись, либо были перенесены на 2021 год. Особенно это коснулось: проведения переговоров в рамках 12-й Министерской конференции ВТО (Республика Казахстан), проведения ежегодных межрегиональных форумов, санаторно-курортного и оздоровительного отдыха сотрудников ФТС России, проведения информационной компании по привлечению иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования.

Проанализируем динамику внешнеторгового оборота.

Таблица 2.

Сравнение внешнеторгового оборота в России за 2019-2020 годы [3]        

 

2019 год, миллиарды долларов США

2020 год, миллиарды долларов США

Экспорт

424,4

338,2

Импорт

244,3

233,7

Внешнеторговый оборот

668,8

571,5

 

По данным Центрального Банка России внешнеторговый оборот нашей страны на конец 2020 года по сравнению с 2019 годом уменьшился на 14,5%. Процентное соотношение экспорта уменьшилось на 20,3%, импорта на 4,3%.

В 2020 году главным экспортным товаром Российской Федерации являлась сырая нефть. Сумма продажи которой составляла 72366 миллиона долларов США. На втором месте – продовольствие, на котором заработано 29616 миллионов долларов США. А на третьем месте расположился газ, который продали на сумму 25247 миллионов долларов США.

Что касается импорта, в 2020 году преобладала ниша машиностроения. На которую было потрачено 110215 миллионов долларов США. Следом, на сумму равную 42403 миллиона долларов США, приобрели продукцию химической промышленности.

Перечень главных торговых партнеров в 2020 году возглавили: Китай, Германия, Нидерланды, Великобритания, США, Турция, Италия, Республика Корея, Япония и Польша [5].

Главное, про что не стоит забывать – запреты и ограничения – которые присутствуют в международной торговле. На данный момент против России существует 164 барьера [5].

 

Рисунок 1. Распределение торговых барьеров по типам

 

При распределении запретов и ограничений по отношению к России от зарубежных стран фаворитами являются: страны Европейского союза (22), Украина (18), Индия (16), США (13), Турция (12).

В основном запреты и ограничения разделяются на административные и санкционные. Отличаются тем, что для первых, необходимо предварительное декларирование при импорте в форме обращения импортера в Федеральное управление по государственным доходам и получения разрешения. А вторые подразумевают запрет на какую-либо деятельность с Республикой Крым.

Таким образом, в ходе анализа главных критериев внешнеторговой статистики и их анализа, можем сделать вывод, что распространение короновирусной инфекции COVID-19 повлекло за собой уменьшение объемов товародвижения между Российской Федерацией и зарубежными странами. Экспорт основывался на продаже топливно-энергетических товаров. Импорт выражался в покупке товаров глубокой степени переработки, а также в высокотехнологичной продукции, но запреты и ограничения в торговле России с другими странами не уменьшаются.

 

Список литературы:
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) – 2018 – 1 января. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/576887823f291ab761d8a97a3286717ddbca7c6d/.
2. Официальный сайт ФТС. URL: https://ctu.customs.gov.ru/folder/12109.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»: утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 330: (ред. от 31.03.2021). URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm/.
4. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/.
5. Центр международной торговли Москвы. URL: http://tradestat.wtcmoscow.ru/.
 

[1] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза : приложение №1 к Договору  Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/576887823f291ab761d8a97a3286717ddbca7c6d/  (дата обращения: 13.12.2020)

[2] Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»: утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 330: (ред. от 31.03.2021). URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm/ (дата обращения: 13.12.2021)