Статья:

Умное такси

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Подмазин Д.Р. Умное такси // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(13). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 47-50.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Умное такси

Подмазин Дмитрий Русланович
магистрант, Московский Технологический Университет (МИРЭА), РФ, г. Москва

 

Smart taxi

 

Dmitry Podmazin

student of a magistracy Moscow Technological University (MIREA), Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье освещается развитие новых технологий в области таксоперевозок. Рассматриваются основные участники и ключевые бизнес-модели.

Abstract. This article expands on the development of new technologies in the field of taxi transportation. It concerns the main participants of the key business models.

 

Ключевые слова: умное такси; информационные технологии; конкуренция; бизнес

Keywords: smart taxi; information technology; competition; business.

 

Сегодня передвижение посредством такси выступает обычным средством передвижения для каждого человека. Практически каждый из нас периодически пользуется услугами такси. В настоящее время имеется большое количество разных служб такси, каждая из которых старается вводить оригинальные сервисы.

Забота о клиенте такси состоит не только в обеспечении комфорта передвижения и качества обслуживания пассажира в течение поездки, но и в его своевременном информировании о назначении машины на заказ, прибытии машины в назначенное место, уведомлении о бонусах, специальных предложениях и др.

Под термином «умное такси» будем понимать совокупность сервисов, предлагаемых современными службами такси на базе новых информационных технологий.

В 2016 году среднесуточное число перевезенных на такси пассажиров в столице увеличилось в два с лишним раза и превысило 582 тыс. человек. Более 85 % всех заказов было сделано через мобильные приложения [1].

Существующая на рынке услуг конкуренция побуждает его участников своевременно адаптироваться к его нуждам и пожеланиям клиентов, совершенствовать качество своей работы. Не является исключением и рынок такси. Современные информационные технологии оказывают значительное влияние на увеличение оперативности работы служб такси и повышение качества их услуг.

В настоящее время водитель службы такси постоянно пользуется сетью Интернет, благодаря чему имеет доступ к информации о пробках, изменениях погодных условий и прочих факторах, оказы­вающих непосредственное влияние на качество предоставления услуги.

Многие такси оснащены современным навигатором, небольшим бортовым компьютером, выполняющими множество функций. Отдельным водителям все это заменяет мобильный телефон. За счет постоянного подключения к информационной сети водители такси имеют возможность связи в экстренной ситуации со специалистами или поиска объездных путей в случае аварии на дороге.

В начале 2000-х годов у каждой службы такси имелась собственная диспетчерская служба, осуществляющая прием заказов на услуги. Затем диспетчеры посредством радиосвязи осуществляли передачу заказа водителю. В том случае, если в службе такси, которая приняла заказ, отсутствовала машина достаточно близко для его выполнения, заказ передавался другим таксопаркам через биржу такси.

На сегодняшний день наиболее эффективной функцией приема заказа на услуги такси выступает использование агрегаторов, которые представляют из себя IT-платформу, осуществляющую взаимодействие заказчика с множеством таксомоторов.

Преимущество указанной операционной модели состоит в отсутствии диспетчеров и адресации заказа на все доступные машины, находящиеся в зоне заказа, с обратной связью в онлайн-режиме. По мере увеличения уровня мобилизации населения такая модель имеет большие перспективы развития.

За счет перехода на внешние онлайн сервисы изменяются меха­низмы распределения заказов, повышая их эффективность посредством обеспечения доступа всех заказов ко всем доступным автомобилям. Также за счет оптимизации внутренних затрат на колл-центры и диспетчеризацию, а также сокращения холостого хода, времени простоя и затрат на бензин сократилась себестоимость поездки.

По своей сути агрегатор является полностью автоматизированной диспетчерской службой, работающей с широким кругом таксопарков.

С 2011 года количество автомобилей, подключенных к системе Яндекс. Такси выросло с 1000 до порядка 40 000 автомобилей по России. Количество установок клиентского приложения превышает 3 млн. Компания Gett имеет свыше 36 000 подключенных водителей такси [2].

Таким образом, агрегатор стал неотъемлемой инфраструктурной частью бизнеса по оказанию услуг такси.

Необходимо выделить ключевые изменения на рынке такси, обусловленные появлением агрегаторов.

Для клиента необходимо отметить следующие преимущества:

·      снижение времени заказа с 1-1,5 минуты до 15 секунд;

·      сокращение времени подачи машины, в связи с тем, что агрегатор посылает к клиенту ближайшую машину;

·      безопасность, так как система сохраняет данные, какая машина выполняет заказ.

В настоящее время активно используются и внедрятся мобильные приложения для заказа такси, основными возможностями которых являются:

·      быстрый заказ такси;

·      выбор водителя и машины;

·      выбор стоимости поездки;

·      возможность добавить водителей в любимые и вызывать их в любое время;

·      возможность оплаты поездки разными способами – наличными, банковскими картами и бонусными баллами.

Для участников рынка такси, от ИП до владельца автопарка, можно назвать следующие преимущества:

·      сокращение порожнего пробега в результате того, что клиенту подается ближайшая машина, и увеличения вероятности получения обратного заказа при выполнении маршрута на периферию города;

·      сокращение расходов на собственный колл-центр, рекламу и ПО.

В целом агрегаторы оказали следующее влияние на рынок такси:

·      обеспечивают более эффективную загрузку таксопарка;

·      осуществляют контроль за подключением к своим услугам и стимулируют увеличение доли легального такси;

·      формируют рейтинги водителей по качеству выполнения заказов в соответствии с отзывами клиентов и осуществляют перераспре­деление заказов в сторону водителей, которые предоставляют услуги более высокого качества;

·      представляют собой своеобразную биржу, обеспечивающую балансирование спроса и предложения на рынке такси, при этом происходит отрытое и регулируемое ценообразование.

В настоящее время необходимо стремиться в совершенствовании приложений, чтобы водитель постоянно стремился к улучшению качества обслуживания. Главным стимулом к такому стремлению является рейтинг водителей. Клиент может выбрать любимого водителя исходя из рейтинга, оценить его по итогам поездки и оставить отзыв. Так же необходимо, чтоб сервис учитывал особые пожелания пассажира, такие как наличие детского кресла, кондиционера, возмож­ность перевозки животных и т. д. Помимо этого разрабатываются и приложения для водителей.

В будущем конкурентоспособность такси будет зависеть от предоставления экзотических возможностей, к примеру, предвари­тельный выбор музыкального сопровождения поездки.

 

Список литературы:
1. Анализ сегмента такси на рынке городского пассажирского транспорта. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/content/8176/
issledovanie-ac-taksi-pdf.pdf.
2. Московский рынок такси вырос за год более чем в два раза. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/23/03/2017/
58d286ca9a7947f49fff2ba3.