Статья:

Мероприятия направленные на формирование предпринимательской культуры среди молодежи Кыргызстана

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(108)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Усеналиева Ж.У. Мероприятия направленные на формирование предпринимательской культуры среди молодежи Кыргызстана // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 15(108). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/108/69657 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Мероприятия направленные на формирование предпринимательской культуры среди молодежи Кыргызстана

Усеналиева Жазгул Усеналиевна
магистрант, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье проведен анализ мероприятий в рамках Всемирной недели предпринимательства в Кыргызстане, направленных на развитие молодежного предпринимательства в Кыргызской Республике.

 

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, мероприятия, Кыргызская Республика.

 

Молодежь рассматривается как активный субъект преобразования общества, драйвер развития и лидерства страны, так и объекта социализации, ценнейший кадровый ресурс экономического роста и обеспечения благосостояния поколений.

В Кыргызской Республике государственная молодежная политика направлена, в первую очередь, на предоставление молодежи возможностей для развития человеческого потенциала, формирование молодежи, как основного ресурса развития государства и общества, поощрение молодежных инициатив в политической, экономической и социальных сферах, формирование ответственного отношения молодых граждан к своему здоровью, наследию предков, взаимодействию с окружающим миром, собственным решениям.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об основах государственной молодежной политики" к молодежи относятся граждане Кыргызской Республики и лица без гражданства в возрасте от 14 до 28 лет. Под молодежным предпринимательством может пониматься предпринимательская деятельность, осуществляемая молодыми людьми в возрасте от 14 до 28 лет.

Молодежное предпринимательство всегда нуждается в поддержке в силу особенностей субъекта своей деятельности. Молодежь в настоящее время представляет собой стратегический ресурс развития государства, являющейся активной и многочисленной частью общества – 1 млн. 610 тыс. 309 человек всего 25,7% общей численности населения [3].

Реальное состояние молодежной сферы отражено в результатах национального исследования "Индекс благополучия и развития молодежи". Итоговое значение Индекса благополучия и развития молодежи в Кыргызской Республике составило 0,53 (при идеальном значении - 1), которое рассчитано на основании значений Индекса благополучия и развития молодежи в Кыргызской Республике по сферам: гражданское участие, экономические возможности, образование и наука, культура, здоровье, информационно-коммуникационные технологии, безопасность и защищенность, семья. Согласно данному индексу молодые жители Кыргызстана менее всего удовлетворены своими экономическими возможностями, сфера экономические возможности имеет самое низкое значение – 0,32. К примеру сфера безопасность и защищенность имеет значение – 0,71 что в два раза выше значения сферы экономические возможности [1].

Экономические возможности молодежи требуют более пристального внимания со стороны государства. Низкооплачиваемые рабочие места не позволяют молодежи иметь доходы, дающие возможность поддерживать развитие, так как значительная их доля расходуется на поддержку базовых потребностей. Это обусловлено общей ситуацией низкой продуктивности труда, отсутствием опыта и навыков молодежи, равно как и несоответствием квалификации текущим потребностям рынка труда.

В настоящее время в Кыргызской Республике наблюдается значительный уровень безработицы среди молодежи, чем в целом по стране среди всех возрастных групп. Численность безработных 15-19 лет составила в 2016 году 22,3 тыс. человек, от 20-29 лет - 79,6 тыс. человек. Возрастная группа 20-29 лет является самой многочисленной и составляет около 43% общего числа безработных [2].

Ежегодно около 350 тысяч молодых людей выходят на рынок труда, что требует создания рабочих мест для обеспечения их работой [3]. Местный рынок труда не в состоянии обеспечить всех молодых людей работой, что вынуждает молодых людей отправляться в трудовую миграцию в другие страны.

«Концепция молодежной политики Кыргзыской Республики на 2020-2030 годы» подчеркивает, что «молодежное предпринимательство является важным ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства». А одной из главных задач в реализации приоритетного направления «Комплексное и системное повышение конкурентоспособности молодежи определяет – «включение в стратегии и программы министерств, государственных комитетов и административных ведомств меры по развитию молодежного предпринимательства и расширить доступ к финансовым ресурсам» [3].

Актуальными являются вопросы по формированию и развитию предпринимательской культуры среди молодежи. В данной статье проводится анализ мероприятии, направленных на развитие молодежного предпринимательства в рамках Всемирной недели предпринимательства в Кыргызстане прошедшей осенью минувшего года.

С 18 по 24 ноября 2019 года по всему Кыргызстану было проведено более 30 мероприятий в инновационном формате, посвящённых молодежному предпринимательству. Состоялись встречи с молодыми предпринимателями, лидерами деловых кругов, представителями государственных структур, некоммерческими организациями, а также студентами и преподавателями Кыргызстана.

Были проведены семинары, мастер-классы и тренинги по следующим темам: 7 шагов по запуску бизнеса, Бизнес, личные финансы для предпринимателя, Ключевые навыки предпринимательств, Все что нужно знать про запуск бизнеса и его начальную стадию развития, Маркетинг и предпринимательство, Тренинги по бизнес моделям, а также экскурсии по заводам, компаниям и предприятиям, встречи с представителями строительных компании, с представителями ведущих отелей.

19 ноября 2019 года в рамках Глобальной Недели предпринимательства состоялся «Фестиваль молодёжного предпринимательства и предпринимательского образования», где представители государственных учреждений и бизнес - сообщества, лучшие молодые предприниматели года и студенты команд Энактас Кыргызстан собрались на одной площадке.
На фестивале прошла панельная дискуссия с приглашёнными спикерами на тему: «Поддержка молодежного предпринимательства и совершенствование предпринимательского образования», презентация лучших социально - предпринимательских проектов Enactus Kyrgyzstan, были подведены итоги программы менторства Youth Business Kyrgyzstan, оглашены результаты онлайн голосования лучших молодых предпринимателей по 10 номинациям и Церемония награждения. Поддержку в проведении данного фестиваля оказали Государственное агентство по делам молодёжи и спорта при Правительстве КР и Министерство образования и науки КР.

Все вышеперечисленные мероприятия способствуют формированию и развитию предпринимательской культуры среди молодежи Кыргызстана, в особенности среди студенческой.

 

Список литературы:
1. Индекс благополучия и развития молодежи в Кыргызской республике. Бишкек – 2017г. [Электронный ресурс] URL: https://www.unicef.org/kyrgyzstan/media/1861/file/Youth%20Wellbeing%20and%20Development%20Index%20in%20Russian.pdf.pdf 
2. Уровень общей безработицы в возрасте 15 - 28 лет по территории и полу http://www.stat.kg/media/statisticsdynamic/5606dfd6-912b-44a4-b58fc5ee616be1d1.xlsx 
3. Концепция молодежной политики на 2020-2030 годы (к постановлению Правительства Кыргызской Республики от 18 октября 2019 года № 562)