Развитие нефтегазового комплекса в механизме обеспечения экономической безопасности РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
Развитие нефтегазового комплекса в механизме обеспечения экономической безопасности РФ
DEVELOPMENT OF THE OIL AND GAS COMPLEX IN THE MECHANISM OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Ruslan Gilmanov
Student of Ufa state aviation technical University, Russian, Ufa
Almir Safiullin
Student of Ufa state aviation technical University, Russia, Ufa
Egor Sergeev
Student of Ufa state aviation technical University, Russia, Ufa
Аннотация. Актуальность данной научной статьи заключается в том, что в настоящее время в нефтегазовой отрасли достаточно проблем, а методы и методы решения остаются далеко не самыми эффективными не только для нефтегазовых компаний, но и для государства в целом. Очевидно, что безопасность является одним из важнейших компонентов экономической политики России. В то же время проблема анализа и обеспечения безопасности нефтегазовой отрасли в последние годы все больше привлекает внимание специалистов, ученых и специалистов-практиков, которые решают проблемы управления экономикой в топливно-энергетическом комплексе.
Abstract. The relevance of this scientific article is that currently, the oil and gas industry has enough problems, and the methods and solutions are far from the most effective not only for oil and gas companies, but also for the state as a whole. It is obvious that security is one of the most important components of Russia's economic policy. At the same time, the problem of analyzing and ensuring the safety of the oil and gas industry in recent years has increasingly attracted the attention of specialists, scientists and practitioners who solve problems of economic management in the fuel and energy complex.
Ключевые слова. Нефтегазовый комплекс, экспорт, стратегическое управление, добыча.
Keywords. Gas complex, export, strategic management, production.
Первая проблема – это низкий коэффициент извлечения нефти (25 – 35 %). В РФ коэффициент извлечения нефти не превышает 35 %. Например, в США он составляет около 40 процентов.
В выручке российского экспорта нефть составляет 34%, а газ - 15%, поэтому укрепление нефтеотдачи является важнейшей государственной задачей. Каждый процент коэффициента извлечения нефти (КИН) это дополнительная добыча нефти 30-60 млн. т. в год.
Причиной низкого коэффициента нефтеотдачи могут быть не только неньютоновские свойства жидкостей, но и геологические условия - такие как глинистость пласта и высокая остаточная водонасыщенность. Это показывает, что влияние неньютоновских свойств нефти нельзя рассматривать в отрыве от геологии пласта. Низкие коэффициенты нефтеотдачи приводят к потерям огромных количеств нефти. А потеря огромных количеств нефти приводит главным образом к утрате денег.
В среднем по России коэффициент извлечения нефти при применении современных нефтегазовых нанотехнологий с учетом структуры запасов может возрасти до 60-65 процентов [1, c. 39].
Существуют разнообразные способы повышения нефтеотдачи: тепловые, газовые, химические методы, и следует прибегнуть к ним, но без ущерба экологии. Правильное и эффективное решение данной проблем даст государству с одной стороны сокращение потерь при добыче нефти, а с другой увеличение технологичности процесса добычи.
Во-вторых, это ухудшение качества запасов нефти. В Российской Федерации свойства запасов нефти постепенно усугубляются. Постоянное ухудшение качества запасов нефти напрямую связано с поздней стадией развития, к которой идут развитые месторождения, но основная причина заключается в отборе наиболее качественной нефти, поэтому увеличение запасов тяжелой нефти с ускорением: 2,9%, а свет - на 2,8%. Это может привести к плохим последствиям для страны, например, европейские страны могут прибегнуть к возможности пересмотра поставок и цен. Что сильно влияет на экономику России, поскольку выручка от экспорта нефти составляет 34 процента. Каждый процент важен, поэтому решение этой проблемы - очень важная задача для России [2, c. 53].
Третья проблема - отсутствие инвестиций для прогрессивного развития российской нефтяной промышленности в долгосрочной перспективе. В конце 2013 года российские нефтяные компании выделили около $ 44 млрд для инвестиций. Это в четыре раза превышает уровень 2005 года и на 35% превышает показатели 2008 года, который считается максимальным для предыдущего инвестиционного цикла. С точки зрения нормы рентабельности проектов в текущих условиях уровень в 50 млрд. Долл. США может считаться вполне естественным для России. Однако, с точки зрения предстоящего в ближайшей перспективе перехода на освоение трудноизвлекаемых и «нетрадиционных» ресурсов этот показатель далек от желаемого уровня. Например, в Соединенных Штатах Америки, объем инвестиций превзошел в тот же период 300 млрд долл. Отсюда делается вполне логичный вывод о недостаточности инвестиций для поступательного развития российской нефтянки в долгосрочной перспективе [3, c. 32].
В результате, в настоящее время развивается очень тревожная ситуация на высоких уровнях добычи углеводородов и относительно внешнего благосостояния. Инвестиционная компания «Ренессанс Капитал» сообщила: «Стоимость добычи нефти на месторождениях Западной Сибири растет быстрее, чем рентабельность. Это связано с исчерпанием старых месторождений и увеличением производственных издержек в новых районах, Российские компании при разработке месторождений традиционно руководствуются не ожидаемой окупаемостью, а объемом производства». Если эти тенденции продолжатся, российские компании начнут терять деньги на старых нефтяных месторождениях уже в 2020 году. Для решения этой проблемы необходимых для увеличения инвестиций, особенно со стороны государства.
Заключительной проблемой является высокая себестоимость добычи нефти (табл. 1).
Таблица 1.
Себестоимость добычи нефти
Страны |
Себестоимость барреля добытой нефти в долл. |
США Сланцевая нефть в США |
32 |
Россия на старых месторождениях |
28 |
Добыча нефти в США на шельфе Мексиканского залива |
25 |
Норвегия, разработки в районе Северного моря |
17 |
Битумная нефть в Канаде |
16 |
Россия, исключительно новые месторождения |
16 |
Нигерия |
11 |
Мексика, Венесуэла, добыча битумной нефти |
9 |
Алжир |
8 |
Ливия |
7 |
Казахстан |
6 |
Иран |
5 |
Саудовская Аравия |
4 |
Ссылаясь на статистику себестоимости добычи нефти можно сделать вывод что себестоимость выше только у США, добывающую сланцевую нефть, расходы на добычу и переработку которой в разы выше чем у обычной нефти.
Основными компонентами в стоимости производства будут затраты на добычу сырой нефти, первичная переработка добытой и транспортировка полученной коммерческой нефти до точки продажи. На каждый этап влияют многие геологические, климатические, технологические и социальные факторы [4, c. 43].
В заключение хотелось бы сказать, что стабильность нефтегазового комплекса, стабильность нефтегазового рынка, распределение и перераспределение полученных доходов обеспечивается механизмом государственного стратегического управления, в свою очередь, эффективность которого во многом зависит от рационального использования минерального потенциала, качества экономического роста, а также уважения экологического и социального баланса. Конечно, для достижения результата устойчивого функционирования нефтегазового комплекса необходимо укрепить институциональную составляющую государственного стратегического планирования и управления путем разработки организационных и экономических механизмов для обеспечения реализации целей инновационного развития базовых программ, документов и национальную энергетическую безопасность. Поскольку деятельность нефтегазовых компаний находится в сфере геополитических интересов каждой отдельной страны, необходимо, чтобы траектория их развития вписывалась в рамки требований экономической безопасности и государственной стратегии развития нефти и газового комплекса с точки зрения таких ограничений, как доходы бюджета от этого комплекса, рациональная эксплуатация месторождений и использование нефти и газа. Очевидно, что безопасность является одним из важнейших компонентов экономической политики России. В то же время проблема анализа и обеспечения безопасности нефтегазовой отрасли в последние годы все больше привлекает внимание специалистов, ученых и специалистов-практиков, которые решают проблемы управления экономикой в топливно-энергетическом комплексе. Данное обстоятельство связано с тем, что в процессе перехода от административной централизованной системы экономики к методам рыночного регулирования возникли многочисленные проблемы и новые угрозы экономической безопасности и устойчивому развитию Российской Федерации.