Особенности творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)
Особенности творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии. Были выявлены специфические особенности творческого мышления старшеклассников-интровертов и старшеклассников-экстравертов. Результаты исследования будут полезны педагогам и психологам, работающих с данной возрастной группой, т. к. личностные особенности играют важную в формировании творческого мышления в такой сенситивный период как старший школьный возраст.
Ключевые слова: творческое мышление, старшеклассники, интроверсия-экстраверсия, оригинальность мышления, беглость, гибкость мышления.
Творческое мышление представляет собой когнитивный процесс и психическую деятельность, сущность которых заключается в специфичности отражения и преобразования окружающего мира посредством формирования образов, понятий и идей, характеризующиеся основными качествами: быстротой, гибкостью, оригинальностью, точностью. Перечисленные качества выступают критериями творческого процесса.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на данный момент не существует единого мнения о том, какие личностные особенности можно считать основными для творческой личности. Личностные особенности индивидуально-психологического склада человека играют важную роль в формировании творческого мышления.
С целью исследования особенностей творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 30 старшеклассников (15 юношей и 15 девушек) в возрасте 16–17 лет. Все респонденты – учащиеся 11-х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16», занимающиеся в различных направлениях творческой деятельности и обучающиеся в разных профильных классах.
В своей работе мы опирались на теорию творческого мышления Дж. Гилфорда, который ввел понятие «дивергентное мышление», определяющееся как «тип мышления, идущего в различных направлениях» [3]. Ученый подробно охарактеризовал четыре параметра творчества:
1. Оригинальность – способность производить отдаленные ассоциации и необычные подходы к решению проблемы;
2. Семантическая гибкость – способность видеть свойства объекта для нового способа его использования;
3. Образная адаптивная гибкость – способность изменять восприятие объекта, чтобы обнаружить в нем новые свойства и признаки.
4. Семантическая спонтанная гибкость – способность создавать различные идеи в неопределенной ситуации [4, 459].
В. В. Давыдов [5] и З. И. Калмыкова [7] считали, что в период старшего школьного возраста происходит активное становление исследовательского отношения к реальности, появляется потребность к сравнению фактов и установлению причинно-следственной связи тех или иных событий. У старших школьников возникает стремление к творческой реализации.
Теоретический анализ литературы привел к выводу о том, что старший школьный возраст является одним из важных этапов формирования личности. В этот период совершенствуются и активизируются интеллектуальные и творческие компоненты мыслительной деятельности учащихся. Так, М. И. Богоявленской были обнаружены пики креативного уровня, наблюдающиеся в 10 и 16 лет [2].
Нами также использовались теоретические представления Г. Айзенка о характеристике индивидуально-психологического склада человека:
1) экстраверсия характеризуется обращенностью человека во внешний мир, стремлением поддерживать большое количество социальных контактов. Человек-экстраверт отличается импульсивностью действий и непостоянством эмоциональных состояний, временами проявляет склонность к необдуманным и рискованным поступкам;
2) интроверсия характеризуется направленностью человека в себя, проявлением рефлексии и самоанализа. Отличается избирательностью в социальных связях, предусмотрительностью, педантичностью [6, 55–57].
Существует личность, равновесно объединяющая как интроверсию, так и экстраверсию. Такую личность К. Юнг обозначил как амбиверт [6, 51–53].
Анализ психологической литературы позволил выдвинуть гипотезу о том, что старшеклассники с разным показателем интроверсии-экстраверсии обладают специфическими особенностями творческого мышления.
Эмпирический сбор данных осуществлялся в апреле-мае 2019 года.
Для исследования творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии использовался комплекс методов и методик:
– личностный опросник «Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма» Г. Айзенка, подростковый вариант [1];
– креативные тесты «Использование предметов», «Выражение», «Словесная ассоциация» Е.Е. Туник [9];
– тест творческого мышления «Закончи рисунок» П. Торренса [8];
– Методы математический статистики: t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Для выявления различий в средних значениях показателей творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии применялся критерий Стьюдента для независимых выборок, основные результаты которых представлены в Таблицах 1–3.
Таблица 1.
Результаты сравнений средних значений показателей творческого мышления старшеклассников с интроверсией и экстраверсией
Показатели творческого мышления |
Среднее в группе интровертов |
Среднее в группе экстравертов |
t-знач. |
p |
Беглость мышления |
29,58 |
37,85 |
-3,19 |
0,004 |
Гибкость мышления |
28,31 |
37,08 |
-3,10 |
0,005 |
Примечание: в таблице указаны результаты при p<0,05.
Старшеклассники-экстраверты по сравнению со старшеклассниками-интровертами обладают большей способностью к продуктивности, к созданию большого количества нестандартных идей, отличаются большей способностью к переключению от одного свойства предмета к другому, что позволяет увидеть объект с разных сторон и найти новые возможности для его преобразования. Высокие показатели беглости и гибкости старшеклассников-экстравертов являются особенностью высокого уровня творческого мышления, что может положительно влиять на формирование творческого потенциала и развитие личности в целом.
Таблица 2.
Результаты сравнений средних значений показателей творческого мышления старшеклассников с интроверсией и амбиверсией
Показатели творческого мышления |
Среднее в группе интровертов |
Среднее в группе амбивертов |
t-знач. |
p |
Беглость мышления |
29,58 |
39,72 |
-2,60 |
0,02 |
Гибкость мышления |
28,31 |
38,82 |
-2,95 |
0,008 |
Оригинальность мышления |
47,75 |
82,00 |
-2,92 |
0,009 |
Примечание: в таблице указаны результаты при p<0,05.
Старшеклассники-амбиверты по сравнению с группой интровертов отличаются большими значениями показателей творческого мышления. Амбиверты включают в себя особенности как интроверсии, так и экстраверсии. Следовательно, старшеклассники-амбиверты способны быстрее и легче продуцировать новые идеи, которые отличаются уникальностью и неповторимостью. Это значит, что старшеклассники-амбиверты более креативны и творчески подходят к решению жизненных проблем, чем старшеклассники-интроверты.
Таблица 3.
Результаты сравнений средних значений показателей творческого мышления старшеклассников с амбиверсией и экстраверсией
Показатели творческого мышления |
Среднее в группе амбивертов |
Среднее в группе экстравертов |
t-знач. |
p |
Беглость мышления |
39,72 |
37,85 |
-3,19 |
0,004 |
Гибкость мышления |
38,82 |
37,08 |
-3,10 |
0,005 |
Оригинальность мышления |
82,00 |
62,54 |
-3,12 |
0,007 |
Примечание: в таблице указаны результаты при p<0,05.
Полученные результаты подтверждают вывод о том, что старшеклассники-амбиверты обладают более высокими способностями к созданию оригинальных идей за короткий промежуток времени. Из этого следует, что старшеклассники с амбиверсией способны оперировать большим количеством категорий, легко переключаясь с одного класса объектов на другой.
Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить, что показатели творческого мышления старшеклассников различаются в зависимости от индивидуально-психологического склада человека. Выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что старшеклассники с разным показателем интроверсии-экстраверсии обладают специфическими особенностями творческого мышления, нашла свое подтверждение.
Выявленные различия в зависимости от интроверсии-экстраверсии старшеклассников обнаруживают себя в таких показателях творческого мышления как беглость, гибкость и оригинальность.
Были выявлены следующие специфические особенности творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии:
– ориентированность на мир людей и внешних вещей, активность, общительность и открытость указывают на то, что старшеклассники-экстраверты наблюдают и усваивают намного больше моделей поведения, они встречают на своем пути большое количество различных жизненных ситуаций, а значит и более творчески подходят к решению трудных проблем и набирают нужное количество опыта, помогающего им мобилизовать свои силы в стрессовых ситуациях. Экстраверты более импульсивны и действуют под влиянием внешних обстоятельств или тех эмоций, поэтому они склонны быстрее и легче справляться с теми задачами, которые требуют мгновенного решения;
– ориентированность на мир идей, рассудительность и последовательность позволяют сказать, что старшеклассникам-интровертам требуется большое количество времени для проработки и решения одного вопроса с глубокой погруженностью в проблему, поэтому у них могут возникать трудности с переключением с одной категории предметов на другую. Интровертам же присуща пассивность в поведенческой и эмоциональной сфере, они склонны к выполнению монотонной работы, требующей тщательной проработки и детальности и не имеющей определенных временных рамок.
– амбиверты объединили в себе качества интровертов и экстравертов, что положительно сказалось на их творческом мышлении. Старшеклассники-амбиверты не только способны оперировать пространственными образами и фигурами, но и обобщать их отношения, что указывает на высокую способности к научению на основе обобщения собственного опыта и создания определенных схем, позволяющих обрабатывать сложные ситуации.
Таким образом, исследование особенностей творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии указывает на то, что личностные особенности оказывают значительное влияние на способность индивида к комбинированию и пониманию отношений, на подвижность мышления, на умение личности грамотно выражать и доносить содержание собственных мыслей и идей. Свойства темперамента оказывают влияние на творческие способности личности.