Статья:

Особенности творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Петроченко И.А. Особенности творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 25(118). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/118/75755 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии

Петроченко Ирина Алексеевна
студент, Кемеровский Государственный университет, РФ, г. Кемерово

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии. Были выявлены специфические особенности творческого мышления старшеклассников-интровертов и старшеклассников-экстравертов. Результаты исследования будут полезны педагогам и психологам, работающих с данной возрастной группой, т. к. личностные особенности играют важную в формировании творческого мышления в такой сенситивный период как старший школьный возраст.

 

Ключевые слова: творческое мышление, старшеклассники, интроверсия-экстраверсия, оригинальность мышления, беглость, гибкость мышления.

 

Творческое мышление представляет собой когнитивный процесс и психическую деятельность, сущность которых заключается в специфичности отражения и преобразования окружающего мира посредством формирования образов, понятий и идей, характеризующиеся основными качествами: быстротой, гибкостью, оригинальностью, точностью. Перечисленные качества выступают критериями творческого процесса.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на данный момент не существует единого мнения о том, какие личностные особенности можно считать основными для творческой личности. Личностные особенности индивидуально-психологического склада человека играют важную роль в формировании творческого мышления.

С целью исследования особенностей творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 30 старшеклассников (15 юношей и 15 девушек) в возрасте 16–17 лет. Все респонденты – учащиеся 11-х классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16», занимающиеся в различных направлениях творческой деятельности и обучающиеся в разных профильных классах.

В своей работе мы опирались на теорию творческого мышления Дж. Гилфорда, который ввел понятие «дивергентное мышление», определяющееся как «тип мышления, идущего в различных направлениях» [3]. Ученый подробно охарактеризовал четыре параметра творчества:

1. Оригинальность – способность производить отдаленные ассоциации и необычные подходы к решению проблемы;

2. Семантическая гибкость – способность видеть свойства объекта для нового способа его использования;

3. Образная адаптивная гибкость – способность изменять восприятие объекта, чтобы обнаружить в нем новые свойства и признаки.

4. Семантическая спонтанная гибкость – способность создавать различные идеи в неопределенной ситуации [4, 459].

В. В. Давыдов [5] и З. И. Калмыкова [7] считали, что в период старшего школьного возраста происходит активное становление исследовательского отношения к реальности, появляется потребность к сравнению фактов и установлению причинно-следственной связи тех или иных событий. У старших школьников возникает стремление к творческой реализации.

Теоретический анализ литературы привел к выводу о том, что старший школьный возраст является одним из важных этапов формирования личности. В этот период совершенствуются и активизируются интеллектуальные и творческие компоненты мыслительной деятельности учащихся. Так, М. И. Богоявленской были обнаружены пики креативного уровня, наблюдающиеся в 10 и 16 лет [2].

Нами также использовались теоретические представления Г. Айзенка о характеристике индивидуально-психологического склада человека:

1) экстраверсия характеризуется обращенностью человека во внешний мир, стремлением поддерживать большое количество социальных контактов. Человек-экстраверт отличается импульсивностью действий и непостоянством эмоциональных состояний, временами проявляет склонность к необдуманным и рискованным поступкам;

2) интроверсия характеризуется направленностью человека в себя, проявлением рефлексии и самоанализа. Отличается избирательностью в социальных связях, предусмотрительностью, педантичностью [6, 55–57].

Существует личность, равновесно объединяющая как интроверсию, так и экстраверсию. Такую личность К. Юнг обозначил как амбиверт [6, 51–53].

Анализ психологической литературы позволил выдвинуть гипотезу о том, что старшеклассники с разным показателем интроверсии-экстраверсии обладают специфическими особенностями творческого мышления.

Эмпирический сбор данных осуществлялся в апреле-мае 2019 года.

Для исследования творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии использовался комплекс методов и методик:

– личностный опросник «Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма» Г. Айзенка, подростковый вариант [1];

– креативные тесты «Использование предметов», «Выражение», «Словесная ассоциация» Е.Е. Туник [9];

– тест творческого мышления «Закончи рисунок» П. Торренса [8];

– Методы математический статистики: t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Для выявления различий в средних значениях показателей творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии применялся критерий Стьюдента для независимых выборок, основные результаты которых представлены в Таблицах 1–3.

Таблица 1.

Результаты сравнений средних значений показателей творческого мышления старшеклассников с интроверсией и экстраверсией

Показатели творческого мышления

Среднее в группе интровертов

Среднее в группе экстравертов

t-знач.

p

Беглость мышления

29,58

37,85

-3,19

0,004

Гибкость мышления

28,31

37,08

-3,10

0,005

Примечание: в таблице указаны результаты при p<0,05.

 

Старшеклассники-экстраверты по сравнению со старшеклассниками-интровертами обладают большей способностью к продуктивности, к созданию большого количества нестандартных идей, отличаются большей способностью к переключению от одного свойства предмета к другому, что позволяет увидеть объект с разных сторон и найти новые возможности для его преобразования. Высокие показатели беглости и гибкости старшеклассников-экстравертов являются особенностью высокого уровня творческого мышления, что может положительно влиять на формирование творческого потенциала и развитие личности в целом.

Таблица 2.

Результаты сравнений средних значений показателей творческого мышления старшеклассников с интроверсией и амбиверсией

Показатели творческого мышления

Среднее в группе интровертов

Среднее в группе амбивертов

t-знач.

p

Беглость мышления

29,58

39,72

-2,60

0,02

Гибкость мышления

28,31

38,82

-2,95

0,008

Оригинальность мышления

47,75

82,00

-2,92

0,009

Примечание: в таблице указаны результаты при p<0,05.

 

Старшеклассники-амбиверты по сравнению с группой интровертов отличаются большими значениями показателей творческого мышления. Амбиверты включают в себя особенности как интроверсии, так и экстраверсии. Следовательно, старшеклассники-амбиверты способны быстрее и легче продуцировать новые идеи, которые отличаются уникальностью и неповторимостью. Это значит, что старшеклассники-амбиверты более креативны и творчески подходят к решению жизненных проблем, чем старшеклассники-интроверты.

Таблица 3.

Результаты сравнений средних значений показателей творческого мышления старшеклассников с амбиверсией и экстраверсией

Показатели творческого мышления

Среднее в группе амбивертов

Среднее в группе экстравертов

t-знач.

p

Беглость мышления

39,72

37,85

-3,19

0,004

Гибкость мышления

38,82

37,08

-3,10

0,005

Оригинальность мышления

82,00

62,54

-3,12

0,007

Примечание: в таблице указаны результаты при p<0,05.

 

Полученные результаты подтверждают вывод о том, что старшеклассники-амбиверты обладают более высокими способностями к созданию оригинальных идей за короткий промежуток времени. Из этого следует, что старшеклассники с амбиверсией способны оперировать большим количеством категорий, легко переключаясь с одного класса объектов на другой.

Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить, что показатели творческого мышления старшеклассников различаются в зависимости от индивидуально-психологического склада человека. Выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что старшеклассники с разным показателем интроверсии-экстраверсии обладают специфическими особенностями творческого мышления, нашла свое подтверждение.

Выявленные различия в зависимости от интроверсии-экстраверсии старшеклассников обнаруживают себя в таких показателях творческого мышления как беглость, гибкость и оригинальность. 

Были выявлены следующие специфические особенности творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии:

– ориентированность на мир людей и внешних вещей, активность, общительность и открытость указывают на то, что старшеклассники-экстраверты наблюдают и усваивают намного больше моделей поведения, они встречают на своем пути большое количество различных жизненных ситуаций, а значит и более творчески подходят к решению трудных проблем и набирают нужное количество опыта, помогающего им мобилизовать свои силы в стрессовых ситуациях. Экстраверты более импульсивны и действуют под влиянием внешних обстоятельств или тех эмоций, поэтому они склонны быстрее и легче справляться с теми задачами, которые требуют мгновенного решения;

– ориентированность на мир идей, рассудительность и последовательность позволяют сказать, что старшеклассникам-интровертам требуется большое количество времени для проработки и решения одного вопроса с глубокой погруженностью в проблему, поэтому у них могут возникать трудности с переключением с одной категории предметов на другую. Интровертам же присуща пассивность в поведенческой и эмоциональной сфере, они склонны к выполнению монотонной работы, требующей тщательной проработки и детальности и не имеющей определенных временных рамок.

– амбиверты объединили в себе качества интровертов и экстравертов, что положительно сказалось на их творческом мышлении. Старшеклассники-амбиверты не только способны оперировать пространственными образами и фигурами, но и обобщать их отношения, что указывает на высокую способности к научению на основе обобщения собственного опыта и создания определенных схем, позволяющих обрабатывать сложные ситуации.

Таким образом, исследование особенностей творческого мышления старшеклассников с разным показателем интроверсии-экстраверсии указывает на то, что личностные особенности оказывают значительное влияние на способность индивида к комбинированию и пониманию отношений, на подвижность мышления, на умение личности грамотно выражать и доносить содержание собственных мыслей и идей. Свойства темперамента оказывают влияние на творческие способности личности.

 

Список литературы:
1. Альманах психологических тестов // Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка). – М., 1995. С.217–224.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с. 
3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. – М.: Мысль, 1995. – 280 с.
4. Годфруа Ж. Что такое психология? – М.: Мир, 1992. – 496 с.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения // Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. – М.: Педагогика, 2006. – 97 с.
6. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011, – 701 с.
7. Калмыкова З.И. Развитие продуктивного мышления школьников. – М.: Педагогика, 2011. – 200 с.
8. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. – М.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
9. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления // Креативные тесты. – М.: Чистые пруды, 2006. – 30 с.