Статья:

Теория привязанности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Беженарь М.Ю. Теория привязанности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 42(93). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/93/64148 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теория привязанности

Беженарь Марина Юрьевна
студент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

Привязанность — это глубокая и долговременная эмоция, испытываемая одним индивидуумом по отношению к другому. [5]

Привязанность не обязательно должна быть взаимной. Можно испытывать привязанность к человеку, который не отвечает взаимностью.  Привязанность у детей характеризуется специфическим поведением. Например, они хотят быть рядом с теми, к кому привязаны, когда расстроены или запуганы. [4]

Привязанность взрослых к детям включает чуткое и адекватное отношение к их потребностям. Это поведение является универсальным для всех культур. Теория привязанности объясняет, как складываются отношения между детьми и родителями и как это влияет на последующее развитие детей.

Теория привязанности в психологии проистекает из основополагающей работы Джона Боулби. (John Bowlby, 1958). В тридцатые годы Джон Боулби работал психиатром в Чайлд Гайданс Клиник в Лондоне, где лечил психически неуравновешенных детей. Этот опыт позволил Боулби заключить, насколько важна для ребенка связь с матерью в плане его социального, эмоционального и когнитивного развития. 

В частности, у него сформировалось убеждение, что ранняя разлука младенца с матерью ведет к последующей социальной дезадаптации, на основании чего он построил свою теорию привязанности.  Работая бок о бок с Джеймсом Робертсоном (James Robertson, 1952), Джон Боулби заметил, что дети испытывают сильнейший стресс при разлуке с матерью. Даже, если опекуны заботятся о них и кормят, это не уменьшает детского беспокойства.

Эти наблюдения противоречили господствующей бихевиористской теории привязанности Долларда и Миллера (Dollard and Miller, 1950), которая, как было показано, недооценивала связь ребенка с матерью. Согласно бихевиористской теории привязанности ребенок привязывается к матери, потому что она кормила его, когда он был младенцем.

Большинство исследователей считают, что привязанность развивается через ряд этапов.

Стадии привязанности

Асоциальная (0-6 недель)

Очень маленькие дети асоциальны в том смысле, что многие виды стимулов как социальных, так и несоциальных, вызывают благоприятную реакцию, например, в виде улыбки.

Неизбирательные привязанности (6 недель - 7 месяцев)

Младенцы без разбора радуются человеческой компании, и большинстве одинаково реагирует на любого опекуна. Они расстраиваются, когда человек прекращает взаимодействовать с ними.

Особая привязанность (7 — 9 месяцев)

Особое предпочтение объекта привязанности. Ребенок ищет у конкретных людей безопасности, комфорта, защиты. Он испытывает страх перед незнакомцами и страдает при разлуке с определенным лицом.

Множественная (комплексная) привязанность (10 месяцев и старше)

Ребенок становится все более самостоятельным и формирует многочисленные привязанности. К полутора годам у большинства детей формируются множественные привязанности. Результаты исследования показали, что дети скорее привязывались к тем, кто точно реагировал на их сигналы, а не к тем, кто проводил с ними больше времени. Шэффер и Эмерсон назвали это сензитивным реагированием.

Матери детей с сильной привязанностью быстро реагировали на их потребности и взаимодействовали с ними. У детей со слабой привязанностью матери плохо с ними взаимодействовали. У многих малышей к 10 месяцам сформировалось несколько привязанностей, включая привязанность к матери, отцу, дедушке и бабушке, братьям и сестрам, к соседям. 

Мать была главным объектом привязанности у половины полуторагодовалых детей, и отец — у большинства остальных. Наиболее важным объектом формирования привязанности является не тот, кто кормит или меняет подгузники, а тот, кто играет и общается с ребенком. Таким образом, ответная реакция является ключом к формированию привязанности.

Психологи предложили две основные теории, считающиеся важными в формировании привязанностей.

Обучение / бихевиористская теория привязанности (Доллард и Миллер,  1950), согласно которой привязанность - это  набор шаблонов привычного поведения, приобретенных в результате обучения.  Основой привычной привязанности является кормление.

Младенец изначально привязывается к тому, кто его кормит. Малыши учатся ассоциировать кормильца (обычно это мать) с удовольствием утоления голода и посредством процесса классического формирования условных рефлексов, ищут контакта с матерью для получения успокоения.

Еще они начинают осознавать, что определенное поведение (плач или улыбка) позволяет добиться у людей желаемой реакции (внимания, утешения), и посредством метода проб и ошибок учатся повторять тот или иной образ действий, чтобы получить желаемое.

Эволюционная теория привязанности утверждает, что дети приходят в этот мир биологически запрограммированными на формирование привязанностей к другим, т. к. это обеспечивает им выживание. Младенцы обладают врожденным свойством запуска «социального раздражителя» в виде плача или улыбки, что вызывает у взрослых естественное (врожденное) стремление проявить заботу.

Детерминантой привязанности является не пища, а забота и отзывчивость. Боулби предполагает, что ребенок первоначально формирует только одну первичную привязанность (монотрония), и что человек, на которого направлена эта привязанность, выступает в качестве безопасной отправной точки для познания мира.

Отношения на основе привязанности играют основополагающую роль в закладке всех будущих отношений, так что могут иметь самые разрушительные последствия.  Эта теория также утверждает, что существует критический период для формирования привязанности (0-5 лет).

Если привязанность не сформировалась в течение этого времени, то ребенок в процессе развития будет страдать от необратимых негативных последствий таких, как, например, умственная отсталость и возрастающая агрессия.

 

Список литературы:
1. Ainsworth, M. D. S., & Bell, S. M. (1970). Attachment, exploration, and separation: Illustrated by the behavior of one year-old’s in a strange situation. Child Development, 41, 49-67. 
2. Ainsworth, M. D. S. (1973). The development of infant-mother attachment. In B. Cardwell & H. Ricciuti (Eds.), Review of child development research (Vol. 3, pp. 1-94) Chicago: University of Chicago Press. 
3. Ainsworth, M. D. S. (1991). Attachments and other affectional bonds across the life cycle. In C. M. Parkes, J. Stevenson-Hinde, & P. Marris (Eds.), Attachment across the life cycle (pp. 33-51). London: Routledge. 
4. Bowlby, J. The nature of the child’s tie to his mother. Reprinted from: International Journal of Psycho-Analysis, 1958, 39, 350-373. 
5. Bowlby J. Attachment. Attachment and loss: Vol. 1. Loss. New York: Basic Books. 1969.