Статья:

Влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние учащихся

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Таран В.Г. Влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние учащихся // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 39(90). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/90/62232 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние учащихся

Таран Виктория Геннадьевна
студент Кубанского государственного технологического университета, Россия, г. Краснодар

 

Рождаясь, из темноты человек попадает в мир, полный красок. Он начинает изучать этот мир, знакомится с различными предметами, контактирует с людьми, взаимодействует с природой, привыкает к тому, что небо голубое, трава - зеленая, а солнце – желтое. Взрослея и развиваясь, пребывая в постоянном круговороте событий, он мало задумывается о том, какое значение в жизни человека играет цветовая гамма. Выбирая помаду, девушка в первую очередь смотрит на цвет, а потом уже на цену и качество. В магазине вещей мы выбираем одежду исходя из вкусовых предпочтений в цвете и материала, из которого она была сделана. Делая ремонт квартиры, мы клеим обои и покупаем мебель опять же таких цветов, которые ближе нам по душе. Также мы многое можем сказать о характере человека по тому, какую он одежду любит носить, яркую, темную или нежных тонов.

В некоторых случаях цвет определяет наше настроение, поведение и самочувствие. Например в осеннюю тусклую, дождливую погоду у некоторых людей сильно портится настроение, у них нет никакого желания работать, хочется почитать книгу, попить горячий чай или посмотреть фильм, укутавшись в пледе, а у других появляется вдохновение, они начинают писать стихи, музыку, что-то сочинять. Кто-то больше любит светлое время суток, кто-то – темное, кому-то больше по душе закаты и морские пейзажи, а кому-то - лес и горы.

Цвета влияют не только на наше настроение, но и восприимчивость, степень работоспособности и понимания. Так преподаватели, собираясь на работу, часто не задумываются, как их внешний вид может повлиять на психологическое состояние студентов.

В одной из групп технического вуза, в которой обучается 17 парней и 12 девушек, было проведено исследование, цель которого была выявить влияние цветовой гаммы в одежде преподавателя на степень обучаемости студентов. При этом следует учесть, что восприятие цветов девушек и юношей сильно отличается в связи с их природным началом. Также у студентов технический склад ума, что влияет на восприятие ими мира в целом.

В один из дней лектор пришел в яркой , пестрой одежде, а в другой в спокойных , пастельных тонах. Сразу по окончании лекций, было проведено тестирование на остаточные знания по этой же лекций. Результаты были ошеломляющие так как студенты запомнили материал лучше на 34% во второй день, чем в первый. При этом девушки лучше запомнили на 18% , а парни на 50%. Результат изображен на диаграмме – рисунок 1.

 

Рисунок 1. Учет успеваемости студентов в разные из дней, в зависимости от яркости образа преподавателя

 

Такой результат связан с тем, что на протяжении всей лекции студенты отвлекались от получения информации на внешний вид преподавателя, более того слишком яркие краски «раздражали» глаза, что создавало дискомфорт, неудобство и мешало сосредоточиться на преподаваемом материале, что мешало усвоению материала. Поэтому для проведения каких-либо официальных мероприятий , в том числе чтение лекций в учебных заведениях, необходимо одеваться в спокойные пастельные тона, так аудитория лучше запомнит материал, а преподаватель повысит свою авторитетность.

Однако преподавание музыкальных дисциплин, дизайна, изобразительного искусства и других творческих дисциплин требует активность воображения у студентов. Здесь как раз могут помочь яркие тона в цвете одежды преподавателя. Ученые давно выяснили значения каждого цвета. Так например, белый цвет символизирует чистоту, спокойствие, душевное равновесие; синий - удовлетворённость, нежность и привязанность; голубой — характеризует высокоразвитый интеллект, сдержанность; красный - силу воли, агрессивность, активность, властность; зелёный — гибкость ума, рассудительность, самоуважение, уверенность; жёлтый - стремление к активности, общению, оригинальность, любознательность, честолюбие; коричневый — цвет консерватизма, олицетворяет стабильность, сдержанность, скромность; фиолетовый — цвет фантазии, он пробуждает возвышенные мечты и таинственность; серый цвет — деловой, человек, который его носит вынослив, непреклонен, стабилен.

И поэтому преподаватель должен выбирать прическу, костюм и украшения таким образом, чтобы они соответствовали атмосфере занятия, и исходя из знаний о влиянии того или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека. Также образ должен не только способствовать лучшему усвоению информации, но и не противоречить индивидуальным предпочтениям преподавателя при формировании своего неповторимого имиджа.

 

Список литературы: 
1. Береслав Г.Е. Цветопсихология для всех. – СПб.: Б1& К, 2000.
2. Люшер М. Цвет вашего характера. М., 1996.
3. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М., Наука, 1993.- С.172-188. 
4. Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ. Харьков: Регион-информ. 1999. 
5. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов / Е.Я. Шейнина. - М. ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Тросинг», 2003. – 591с.