Статья:

Связь физической активности с отношением к телу у студентов ТГМУ

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Толстова Е.А. Связь физической активности с отношением к телу у студентов ТГМУ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Связь физической активности с отношением к телу у студентов ТГМУ

Толстова Екатерина Андреевна
студент специальности «Клиническая психология», Тихоокеанский государственный медицинский Университет, ТГМУ, РФ, г. Владивосток
Хайманова Наталия Валериевна
научный руководитель, канд. мед. наук, ассистент кафедры клинической психологии ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский Университет», ТГМУ, РФ, г. Владивосток

 

В статье рассматривается влияние частоты занятий физической активности на формирование удовлетворительного/неудовлетворительного отношения к телу у индивида.

Физическому воспитанию принадлежит большая роль в совершенствовании человеческих возможностей. Диапазон возможностей совершенствования физической природы безграничен. В настоящее время основное внимание уделяется развитию у человека психофизических качеств необходимых ему для социального взаимодействия. Формирование отношения к телесности сводится к механическому, неосознаваемому освоению человеком возможностей своего тела как носителя сознания. На восприятии тела строится отношение субъекта к своему телесному воплощению, формированию понятий, ценностных и оценочных суждений относительно своих телесных свойств. У каждого человека есть свой идеальный образ себя, и даже свое самочувствие человек выводит из сравнения телесных переживаний с определенным эталоном. Человек создает образ «идеального тела» и стремиться соответствовать ему. Данные представления об идеальном образе формируется как результат воздействия культурной среды развития и существующих в ней требований к внешности, представлением о здоровье и привлекательности, которые различны для каждой культуры [1; 2; 3].

Актуальность. Научная актуальность данной работы заключается в небольшом количестве исследований, как эмпирических, так и теоритических, посвященных данной теме. Так же сейчас можно заметить, что спорт стал одним из модных направлений физической культуры, но целью этих занятий является изменение своего тела, чтобы соответствовать определенному эталону красоты, что может свидетельствовать о неприятии своего тела.

Объект исследования – отношение к телу.

Предмет – связь физической активности с отношением к телу у студентов ТГМУ, обучающихся на специальности «Клиническая психология».

Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать связь между физической активностью и отношением к телу у студентов.

Гипотеза заключается в предположении о том, что у человека, регулярно занимающегося физической активностью умеренной интенсивности, формируется субъективное отношение к телу.

Задачи:

1.  Провести теоретический анализ психологической литературы по предмету исследования;

2.  Подобрать и разработать методический комплекс, адекватный целям и гипотезе исследования;

3.  Провести сравнительный анализ отношения студентов к физической активности и к собственному телу у студентов ТГМУ специальности «клиническая психология».

4.  Описать особенности отношения студентов к физической активности и к собственному телу у студентов специальности «клиническая психология».

Материал и методы. В исследовании использовались методики: «Опросник образа собственного тела» Скугаревского О.А., Сивухи С.В; «Цветоуказание неудовлетворенности собственным телом» (The Color-A-Person body dissatisfaction Test, CAPT) О. Вуле, С. Ролл; специально созданная авторская анкета, направленная на изучение отношения человека к физической активности. В исследовании приняли участие 30 студентов ТГМУ специальности «Клиническая психология» 4 курса – 20 девушек и 10 юношей.

Результаты исследования.

При проведении эмпирического исследования были получены следующие результаты:

1)  Согласно результатам «опросника образа собственного тела» О.А. Скугаревским, С.В. Сивуха, было отмечено, что у 24 опрошенных удовлетворительное отношение к телу, у 6 опрошенных неудовлетворительное [4].

2)  Результаты методики «Тест цветоуказания неудовлетворенности собственным телом» свидетельствуют о том, что большинство исследуемых (18 человек), в целом полностью удовлетворены своим телом, у остальных 12 испытуемых отмечается неудовлетворенность собственным телом, как частичная, так и полная [5].

3)  На основе результатов «Незаконченные предложения», а также на основании выше полученных результатов, были сделаны выводы, что для большинства опрашиваемых (восемнадцать человек) характерно объективное отношение к телу, на следующем месте идет субъективное отношение (четыре человека), и властное отношение к телу было отмечено у двоих испытуемых.

Для статистической обработки эмпирических данных был выбран метод непараметрического критерия ранговой корреляции Спирмена, который определить степень достоверности различий между двумя признаками.

На основе полученных результатов вышеперечисленных методик было установлено, что студенты, регулярно занимающиеся физической активностью полностью удовлетворены своим телом и имеют субъективный тип отношения к нему. Студенты, оценивающее свое тело неудовлетворительно, не занимаются физической активностью, имея при этом объективное отношение к телу. Однако было отмечено разногласие у одного испытуемого, проявляющееся во властном отношении к телу, при этом занимаясь физической активностью и оценивая свое тело удовлетворительно, что может свидетельствовать о неприятии и непонимании собственного тела, когда целью физических занятий является изменение своего тела для того, чтобы соответствовать определенному идеалу красоты.

Выводы. Студенты, регулярно занимающиеся физической активностью полностью удовлетворены своим телом и имеют субъективный тип отношения к нему. Учащиеся, оценивающее свое тело неудовлетворительно, не занимающиеся физической активностью, имеют объектное отношение к телу. Студенты, которые уделяют большое количество времени физической активности, при этом неудовлетворенные своим телом имеют властный тип отношения к телу.

 

Список литературы:
1. Богданова М.А. Рождение новой телесности в практиках спортивного движения // Знания. Умения. Навыки. 2013. № 1. С. 64–69.
2. Богданова М.А. Роль физической культуры в формировании человеческой телесности // Вестник Волгоградского государственного университета. 2010. № 2. С. 189–191.
3. Ганеева Р.Р., Тухбатшина А.Р. Проблема отношения к физическому развитию // Science time. 2014. С. 80.
4. Скугаревский О.А., Сивуха С.В. Образ собственного тела: разработка инструмента для оценки. Психологический журнал. 2006. №2. С. 40–48.
5. Сахарова В.Г. Психология тела. Диагностика отношения к телу. СПб. 2011. С. 112.