К вопросу о психологической удовлетворенности личности жизнью и психологическом благополучии в российской и зарубежной науке
Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
К вопросу о психологической удовлетворенности личности жизнью и психологическом благополучии в российской и зарубежной науке
Психологическая удовлетворенность – интересный и важный аспект в психологии, который сложен в своем измерении.
Существуют различные взгляды на удовлетворенность личности жизнью в российской и зарубежной литературе.
Изначально, зарубежные концепции сводились к пониманию удовлетворенности через ряд конкретных процессов, приводящих к удовлетворенности; тем временем, в российской науке, удовлетворенность обсуждалась с позиции деятельностного подхода - труда. Уже более современные исследователи начали изучать удовлетворенность с позиции различных личностных качеств и предпринимать попытки увязывания данного интереснейшего конструкта с другими психологическими характеристиками.
В данной статье приведен краткий обзор концепций удовлетворенности личности жизнью в российской и зарубежной психологической литературе [1].
Начиная с середины 30-х г.г. ХХ века, в зарубежной психологии удовлетворенность объясняли с нескольких позиций. В зависимости от направлений, в которых работали психологи, удовлетворенность понималась: ощущением, сенсорикой без объекта, оценочным суждением, отрицательно или положительно окрашенным гедоническим тоном, видом аттитьюда (концепции А.Маслоу, Ф.Герцберга, В.Х.Вруума и т.д.). Дж.У.Аткинс (1989) при рассмотрении удовлетворенности личности жизнью, старался вывести формулу, приравнивая ее к эмоциональному состоянию человека.
В данной формуле переменна «S» - удовлетворенность, «R» - вознаграждение и «Q» - уровень вознаграждения, - S=R/(Q-R). А.А.Мурутар и П.А.Вихалемм рассматривали удовлетворенность как оценочный компонент, говоря о ней как о субъективном отношении к ценности деятельности, которую выполняет личность [1].
Говоря о российских концепциях, важно упоминать работы В.А.Ядова, Н.С.Новоселова, Ф.Н.Ильясова [2]. Так, В.А. Ядов писал об удовлетворенности, как об итоговом аспекте отношения к труду.
Его концепция интересна тем, что он говорит не о том, что в процессе деятельности, человеку необходимо испытывать всегда положительные эмоции, он должен быть так же и в состоянии волнения, тревоги, испытывать чувство страха и волнения. Н.Н.Обозов так же трактует удовлетворенность через деятельность.
В концепции Н.С.Новоселова удовлетворенность является интегрированным показателем, объединяющим психологический климат, условия деятельности человека и ее функциональное содержание. Ф.Н.Ильясов выделил структуру удовлетворенности деятельностью, в которую вошли показатели удовлетворенности социальным статусом человека, удовлетворенность производственной ситуацией, характер и особенности деятельности, а также приоритетное значение данной деятельности для человека. А.О.Прохоров пишет об удовлетворенности как о состоянии, которое выражено отражением личностью переживанием в определенном промежутке времени. Р.Х.Шакуров говорит об удовлетворенности личности как о психологическом состоянии, выражающимся в двух формах- настроение, которое является более устойчивым состоянием и ситуация переживания [2].
Рассмотренные работы указывают нам на то, что одним из важных аспектов удовлетворенности жизнью является психологическое благополучие личности. Благополучие в психологии понимается как достижение личностью каких-либо благ, которые зависят от самого человека.
В связи с этим, благополучие – субъективно.
Подходы к исследованию самого феномена субъективного благополучия, можно разделить на три группы: первая группа - гедонистическая и эвдемонистическая (Н. Бредберн,Ш. Шварц, Н.И.Шевандрин, А.А.Кроник и др.); во второй группе рассматривается психологическое благополучие и позитивное психологическое функционирование личности, их взаимосвязь (К.Рифф и др.); третья группа - психологическое благополучие при условии психофизиологической полной сохранности функций (Р.М. Райан, Э.Л. Диси и др.). Выделяют шесть основных компонентов психологического благополучия: автономия, управление окружающей средой, личностный рост, позитивные отношения с окружающими, само-принятие, цель в жизни [2].
В российской науке, наряду с понятием «психологическое благополучие» и «субъективное благополучие», активно начали изучать «личностное благополучие». Н.А.Батурин, Н.В.Гафарова пришли к выводу, на основе теоретического анализа таких категорий, как «психологическое благополучие», «субъективное благополучие», «материальное и финансовое благополучие», «межличностное благополучие», «благополучие человека», что существует некий предел в изучении благополучия и предлагают изучать «личностное благополучие» как «системное образование психики» [1].
Наличие жизненных целей сопряжено с переживанием осмысленности своего существования, ощущением ценности. В настоящий момент достаточно изучены закономерности зависимости психологического благополучия от пола, возраста, культурной принадлежности и что не маловажно, данный компонент является частью психологической удовлетворенности личности жизнью. Это необходимо учитывать при проведении эмпирических исследований в рамках психологии.