Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ КОМПАНИИ

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Богатырева Е.О. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ КОМПАНИИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(51).pdf (дата обращения: 19.06.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ КОМПАНИИ

Богатырева Евгения Олеговна
студент, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, Санкт-Петербург

 

Понятие имиджа руководителя (от английского image — изображение, образ, отражение) появилось в XX веке в работах зарубежных исследователей (П. Друкер, Ф. Котлер, П. Берд, Э. Сэмпсон, Э. Барноу, Д. Ягер и другие).

«Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа им» [1, с. 24], — пишет Э. Сэмпсон. Поэтому внешняя составляющая имиджа является доминирующей при передаче информации. Содержание — это то, что скрыто от глаз. Для его изучения и формирования требуется знания психологии.

Психологический подход к изучению имиджа руководителя — это его изучение с точки зрения восприятия другими людьми.

Психологические особенности формирования имиджа руководителя:

  • имидж возникает в процессе восприятия на основе психологических установок и стереотипов;
  • имидж является результатом индивидуально-психического развития и упрощает модель восприятия окружающего мира;
  • имидж влияет на восприятие, мнение, отношение и суждения;
  • имидж удовлетворяет потребности в уважении, признании и самоуважении.

Имидж руководителя — это целостная, индивидуальная характеристика его личностных и профессиональных качеств, которые в виде образа воспринимается членами коллектива и другими лицами, находящимися с ним во взаимодействии, как прямом, так и косвенном [2, с. 206].

Специфика имиджа руководителя состоит в том, что он обязательно будет сформирован, вне зависимости от того, прилагались ли усилия к его созданию или нет. При отсутствии стратегии формирования имиджа он все равно сложится — стихийно. Для успешной работы предприятия имидж руководителя нужно формировать целенаправленно.

При создании имиджа руководителя Е. В. Змановская предлагает учитывать следующую структуру:

  1. внешний облик (портретные характеристики):
  • физические данные (рост, фигура);
  • костюм (одежда, обувь, аксессуары);
  • прическа;
  • манера поведения и речи;
  • жесты;
  • взгляд и мимика;
  • особенности голоса;
  • запах.
  1. Имиджевая символика:
  • имя;
  • личные символы (цвет, числа, герб, логотип, марка);
  • личная атрибутика (повторяющиеся детали и признаки внешнего вида);
  • социальные символы или символы социального престижа (деньги, положение в обществе, профессия, занимаемая должность, марка машины, «компания», предпочитаемый вид спорта).
  1. Социально-ролевые характеристики:
  • репутация (общественное мнение о человеке, основанное на истории его жизни, личных достижениях и заслугах);
  • амплуа (разыгрываемая социальная роль);
  • легенда (история жизни человека, представленная в имидже);
  • миссия (социально важные цели, полезность для общества).
  1. Индивидуально-личностные свойства:
  • профессионально-важные качества;
  • доминирующие индивидуальные характеристики;
  • стиль взаимоотношений с людьми;
  • стиль руководства;
  • пропагандируемые идеи;
  • базовые ценности [3, с. 23].

Руководитель всем своим видом и поведением должен воздействовать на социальные ожидания личности или группы. На рабочем месте руководитель должен  создавать благоприятный для работы социально-психологический климат, т. е. психологический настрой в группе или коллективе. Признаками благоприятного социально-психологического климата являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу, доброжелательная и деловая критика, свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива, отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения, достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении, удовлетворенность принадлежностью к коллективу, высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи, принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов. Уверенный в себе руководитель обеспечивает психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе.

Эмоции руководителя должны быть под контролем. Неконтролируемые эмоции, даже положительные, неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе, что снижает эффективность всей совместной работы. Отрицательные эмоции руководителя (раздражение, негодование, уныние) могут стать причиной описанного в психологии механизма возникновения отраженных состояний, когда состояние, развивающееся у одного из членов группы, в особенности — у ее лидера, распространяется на других членов группы — как осознанно, так и неосознанно [4, с. 533]. К руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.

Постоянное подавление негативных эмоций в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий — неврозами, психическими заболеваниями. Поэтому руководителю важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки. Такими средствами могут служить физические упражнения, встречи с друзьями, хобби.

Психолог К. Левин выделил три основных стиля руководства:

  • Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. Члены коллектива участвуют в управлении.
  • Авторитарный стиль прямых приказов, распоряжений, не допускающий каких либо возражений со стороны подчиненных. Эффективен в напряженных ситуациях, требующих быстрых и решительных действий.
  • Либеральный стиль управления характеризуется минимальным присутствием руководителя в жизни коллектива, сотрудникам предоставляется полная свобода творчества и реализации инициатив [5, с. 275].

Опытный руководитель грамотно использует все стили для решения определенных задач в коллективе.

Нужно сознательно управлять созданием имиджем руководителя, при этом учитывая психологические особенности формирования имиджа. Помогают в этом социологические исследования. 

Данное социологическое исследование на тему «Психологические аспекты имиджа руководителя» имело целью выявления значимости имиджа руководителя в коллективе для последующей корректировке. В исследованиях приняли участие студенты, работающие в Санкт-Петербурге.

 

Рисунок 1.Элементы, влияющие на создание имиджа

 

Рисунок 2. Взаимодействие руководителя с коллективом

 

Рисунок 3.Стиль поведения руководителя

 

Рисунок 4. Мероприятия, которые поддерживает руководитель

 

Рисунок 5. Атмосфера в коллективе

 

Список литературы:
1. Сэмпсон, Э. Имиджелогия / Э. Сэмпсон. М., 1995. – С. 1-40.
2. Коско А. А. О понятии имиджа. Имидж руководителя (начальника) органа внутренних дел // Символ науки. – 2016. – №4-4. – С. 205-209. 
3. Змановская Е.В. Управление личным имиджем: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 152 с.
4. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 584 с.
5. Lewin, K., Lippitt, R., & White, R. K. (1939). Patterns of aggressive behavior in experimentally created «social climates» // Journal of Social Psychology. 10. – P. 271-299.
6. Белов В. В. Интегративный подход к исследованию способностей руководителей организации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnyy-podhod-k-issledovaniyu-sposobnostey-rukovoditeley-organizatsii (дата обращения: 20.05.2022).