ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ КОМПАНИИ
Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ КОМПАНИИ
Понятие имиджа руководителя (от английского image — изображение, образ, отражение) появилось в XX веке в работах зарубежных исследователей (П. Друкер, Ф. Котлер, П. Берд, Э. Сэмпсон, Э. Барноу, Д. Ягер и другие).
«Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа им» [1, с. 24], — пишет Э. Сэмпсон. Поэтому внешняя составляющая имиджа является доминирующей при передаче информации. Содержание — это то, что скрыто от глаз. Для его изучения и формирования требуется знания психологии.
Психологический подход к изучению имиджа руководителя — это его изучение с точки зрения восприятия другими людьми.
Психологические особенности формирования имиджа руководителя:
- имидж возникает в процессе восприятия на основе психологических установок и стереотипов;
- имидж является результатом индивидуально-психического развития и упрощает модель восприятия окружающего мира;
- имидж влияет на восприятие, мнение, отношение и суждения;
- имидж удовлетворяет потребности в уважении, признании и самоуважении.
Имидж руководителя — это целостная, индивидуальная характеристика его личностных и профессиональных качеств, которые в виде образа воспринимается членами коллектива и другими лицами, находящимися с ним во взаимодействии, как прямом, так и косвенном [2, с. 206].
Специфика имиджа руководителя состоит в том, что он обязательно будет сформирован, вне зависимости от того, прилагались ли усилия к его созданию или нет. При отсутствии стратегии формирования имиджа он все равно сложится — стихийно. Для успешной работы предприятия имидж руководителя нужно формировать целенаправленно.
При создании имиджа руководителя Е. В. Змановская предлагает учитывать следующую структуру:
- внешний облик (портретные характеристики):
- физические данные (рост, фигура);
- костюм (одежда, обувь, аксессуары);
- прическа;
- манера поведения и речи;
- жесты;
- взгляд и мимика;
- особенности голоса;
- запах.
- Имиджевая символика:
- имя;
- личные символы (цвет, числа, герб, логотип, марка);
- личная атрибутика (повторяющиеся детали и признаки внешнего вида);
- социальные символы или символы социального престижа (деньги, положение в обществе, профессия, занимаемая должность, марка машины, «компания», предпочитаемый вид спорта).
- Социально-ролевые характеристики:
- репутация (общественное мнение о человеке, основанное на истории его жизни, личных достижениях и заслугах);
- амплуа (разыгрываемая социальная роль);
- легенда (история жизни человека, представленная в имидже);
- миссия (социально важные цели, полезность для общества).
- Индивидуально-личностные свойства:
- профессионально-важные качества;
- доминирующие индивидуальные характеристики;
- стиль взаимоотношений с людьми;
- стиль руководства;
- пропагандируемые идеи;
- базовые ценности [3, с. 23].
Руководитель всем своим видом и поведением должен воздействовать на социальные ожидания личности или группы. На рабочем месте руководитель должен создавать благоприятный для работы социально-психологический климат, т. е. психологический настрой в группе или коллективе. Признаками благоприятного социально-психологического климата являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу, доброжелательная и деловая критика, свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива, отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения, достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении, удовлетворенность принадлежностью к коллективу, высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи, принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов. Уверенный в себе руководитель обеспечивает психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе.
Эмоции руководителя должны быть под контролем. Неконтролируемые эмоции, даже положительные, неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе, что снижает эффективность всей совместной работы. Отрицательные эмоции руководителя (раздражение, негодование, уныние) могут стать причиной описанного в психологии механизма возникновения отраженных состояний, когда состояние, развивающееся у одного из членов группы, в особенности — у ее лидера, распространяется на других членов группы — как осознанно, так и неосознанно [4, с. 533]. К руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.
Постоянное подавление негативных эмоций в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий — неврозами, психическими заболеваниями. Поэтому руководителю важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки. Такими средствами могут служить физические упражнения, встречи с друзьями, хобби.
Психолог К. Левин выделил три основных стиля руководства:
- Демократический стиль развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. Члены коллектива участвуют в управлении.
- Авторитарный стиль прямых приказов, распоряжений, не допускающий каких либо возражений со стороны подчиненных. Эффективен в напряженных ситуациях, требующих быстрых и решительных действий.
- Либеральный стиль управления характеризуется минимальным присутствием руководителя в жизни коллектива, сотрудникам предоставляется полная свобода творчества и реализации инициатив [5, с. 275].
Опытный руководитель грамотно использует все стили для решения определенных задач в коллективе.
Нужно сознательно управлять созданием имиджем руководителя, при этом учитывая психологические особенности формирования имиджа. Помогают в этом социологические исследования.
Данное социологическое исследование на тему «Психологические аспекты имиджа руководителя» имело целью выявления значимости имиджа руководителя в коллективе для последующей корректировке. В исследованиях приняли участие студенты, работающие в Санкт-Петербурге.
Рисунок 1.Элементы, влияющие на создание имиджа
Рисунок 2. Взаимодействие руководителя с коллективом
Рисунок 3.Стиль поведения руководителя
Рисунок 4. Мероприятия, которые поддерживает руководитель
Рисунок 5. Атмосфера в коллективе