САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида [1, с. 432].
В психологии спорта активно исследуется роль самооценки в достижении спортсменами поставленных целей. Физическая усталость на тренировках преодолевается благодаря волевым усилиям, мотивации и стремлению к достижению карьерных целей. Самооценка играет важную роль в связи между целью, уровнем притязаний и мотивацией. Однако, самооценка в спорте является уязвимым компонентом, подверженным внутренней и внешней оценке. В спортивной деятельности формируется адекватная самооценка, основанная на результате соревнований, что позволяет корректировать ее [3, с. 13].
Спортивное ориентирование — вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти неизвестную им трассу (дистанцию) через контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты определяются по времени прохождения дистанции (в определённых случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков [2, с. 6].
Актуальность данной работы обусловлена прежде всего самой ситуацией в спорте высших достижений, которая сложилась в последние десятилетия. В крупных международных соревнованиях принимают участие спортсмены, имеющие примерно одинаковую функциональную и физическую подготовленность. И в сложных условиях борьбы исход соперничества часто решают психологические качества, способность предельно мобилизовать силы и настроиться на максимальную реализацию своих возможностей в соревновательной деятельности. Спортивные достижения зависят от многих факторов, в том числе от уровня самооценки спортсменов. Самооценка может влиять на подход к тренировкам, на качество выполнения упражнений и на уровень мотивации для достижения успеха в спорте. Более того, разница в самооценке между спортсменами разной квалификации может существенно влиять на рост и развитие спортсменов, а также на их успехи в соревнованиях и других формах контроля. Таким образом, исследование самооценки спортсменов-ориентировщиков может дать ценную информацию и иметь практическое применение для тренеров и спортсменов.
Проблема исследования заключается в том, что несмотря на значительное количество исследований самооценки спортсменов, самооценка изучалась чаще не как самостоятельная проблема, а как составная часть других психолого-педагогических проблем спорта. Так же, мало специальных исследований самооценки у спортсменов различного уровня мастерства, в том числе и на примере спортивного ориентирования.
Объектом исследования данной работы является самооценка личности.
Предметом исследования является уровень самооценки спортсменов-ориентировщиков разной квалификации.
Гипотеза исследования: существуют различия в уровне самооценки у спортсменов-ориентировщиков разной квалификации.
Определение выборки исследования. Исследование проводилось на базе Федерации спортивного ориентирования России. Выборочную совокупность исследования составили 30 девушек и 20 юношей, 25 спортсменов 1 разряда и 25 мастеров спорта. Возраст испытуемых от 15 до 36 лет. Общее количество респондентов составило 50 человек.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников.
Эмпирические методы исследования: опрос (анкетирование), тестирование.
Методики исследования:
1. Тест — опросник самоотношения В. В. Столина, С.Р. Пантелеева
2. Методика самооценки личности С.А. Будасси.
Методы обработки данных: для статистического анализа различий самооценки спортсменов-ориентировщиков разного уровня квалификации использовался t-критерий Стьюдента.
Для исследования особенностей самоотношения испытуемых была использована методика «Тест - опросник самоотношения В. В. Столина, С.Р. Пантилеева». Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты исследования самоотношения спортсменов-ориентировщиков разной квалификации (%)
|
1 разряд |
Мастера спорта |
||||
|
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Общий уровень самоотношения |
47 |
33 |
20 |
73 |
13 |
13 |
Самоуважение |
33 |
47 |
20 |
74 |
20 |
6 |
Аутосимпатия |
20 |
27 |
53 |
47 |
20 |
33 |
Самоинтерес |
13 |
20 |
67 |
47 |
40 |
13 |
Ожидание положительного отношения к себе |
60 |
27 |
13 |
67 |
20 |
13 |
Из представленной таблицы видно, что положительное самоотношение
к себе, по итогам тестирования, имеют спортсмены-ориентировщики 1 разряда: 46,7% (12 человек) - высокий уровень выраженности, 33,3% (8 человек) - средний и 20% (5 человек) низкий. У спортсменов-ориентировщиков мастеров спорта: 73% (17 человек) - высокий уровень выраженности, 13,3% (4 человека) - средний и 13,3% (4 человека) низкий.
Исходя из полученных результатов, мы можем говорить о том, что спортсмены высокого уровня квалификации более позитивно настроены по отношению к себе, чем спортсмены более низкого уровня квалификации.
Для исследования уровня самооценки испытуемых была использована методика «Исследование самооценки личности С.А. Будасси». Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты исследования самооценки спортсменов-ориентировщиков разной квалификации (%)
|
Высокий уровень самооценки |
Средний уровень самооценки |
Низкий уровень самооценки |
Мастера спорта |
67 |
27 |
6 |
Спортсмена 1 разряда |
34 |
26 |
40 |
Из представленной таблицы видно, что результаты испытуемых следующие:
- высокой самооценкой обладает 67% (17 чел.) мастеров спорта и 34% (9 чел.) спортсменов 1 спортивного разряда;
- средней самооценкой обладает 27% (7 чел.) мастеров спорта и 26% (6 чел.) спортсменов 1 спортивного разряда;
- низкой самооценкой обладает 6% (1 чел.) мастеров спорта и 40% (10 чел.) спортсменов 1 разряда.
Как видно из табл. 2, наблюдается больше людей с высокой самооценкой среди мастеров спорта (67%), чем людей с 1 спортивным разрядом (34%). Люди с высокой самооценкой ценят и уважают себя, довольны собой, у них развито чувство собственного достоинства. Люди с высокой самооценкой формируют идеализированный образ своей личности, завышают свои возможности и сосредоточиваются исключительно на успехах, игнорируя неудачи. Их восприятие реальности часто эмоционально окрашено, и они склонны рассматривать неудачи и неуспехи как результат чужих ошибок или неблагоприятных обстоятельств. Такие люди относятся к справедливой критике в свой адрес как к необоснованным придиркам.
В результате сравнения показателей самоотношения спортсменов 1 разряда и мастеров спорта с использованием параметрического t-критерия Стьюдента были получены следующие результаты (таб. 3):
Таблица 3.
Результаты исследования различий самоотношения спортсменов разной квалификации
Самоотношение |
Среднее значение |
Значение по t-критерию Стьюдента |
|
|
1 разряд |
Мастера спорта |
|
Самоуважение |
7,67 |
12,6 |
Значимые различия t=6,2; при p=0,01 |
Аутосимпатия
|
6,2 |
8,8 |
Значимые различия t=2,3; при p=0,05 |
Самоинтерес
|
7,13 |
10,73 |
Значимые различия t=3,9; при p=0,01 |
Из таблицы 3 видно, что по уровню самоуважения показатель у мастеров спорта выше, чем у спортсменов 1 разряда (t=6,2; при p=0,01). Это указывает на то, что спортсмены высокого уровня квалификации имеют более высокую самооценку. Они верят в то, что их личность, характер и достижения вызывают у других уважение, симпатию, одобрение и понимание.
Так же уровень самоинтереса выше у мастеров спорта, чем у спортсменов 1 разряда (t=3,9; при p=0,01). Спортсмены с более высоким уровнем квалификации проявляют больший интерес к своим мыслям и чувствам, и они более уверены в том, что их интересы будут привлекательны для других, по сравнению со спортсменами более низкого уровня квалификации. Кроме того, у мастеров спорта наблюдается более высокий уровень самодовольства (t=2,3; p=0,05). Это свидетельствует о том, что у мастеров спорта более высокий уровень доверия к себе, самоприятия, одобрения своих планов и желаний, а также эмоционального и безусловного принятия самого себя.
В результате сравнения уровня самооценки спортсменов разного уровня квалификации с использованием параметрического t-критерия Стьюдента были получены следующие результаты (таб. 4):
Таблица 4.
Значения уровня самооценки испытуемых по t-критерию Стьюдента
|
Среднее значение |
Значение по критерию-t Стьюдента |
|
|
Мастера спорта |
1 разряд |
|
Уровень самооценки |
0,65 |
0,2 |
Значимые различия t=4,1; при p=0,01 |
Согласно представленным данным в таблице 4, мастера спорта обладают более высоким уровнем самооценки по сравнению со спортсменами 1 разряда (t=4,1; p=0,01). Это свидетельствует о том, что они имеют тенденцию переоценивать свои возможности, сосредоточены только на достижении успеха и игнорируют неудачи, что способствует их успехам в спорте.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что в обследуемой выборке самооценка мастеров спорта оказалась выше, чем самооценка спортсменов 1 разряда.
Исследование показало, что спортсмены 1 разряда имеют более низкий уровень самоуважения по сравнению с мастерами спорта. Кроме того, спортсмены более высокой квалификации имеют более высокий уровень аутосимпатии. Также выявлено, что уровень глобального самоотношения у спортсменов 1 разряда ниже, чем у мастеров спорта.
В ходе проведенного эмпирического исследования подтвердилась гипотеза о том, что существуют различия в уровне самооценки у спортсменов разного уровня квалификации.