Статья:

Взаимосвязь виктимности и интернальности в подростковом возрасте

Конференция: LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Титова И.А. Взаимосвязь виктимности и интернальности в подростковом возрасте // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(67). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(67).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь виктимности и интернальности в подростковом возрасте

Титова Ирина Алексеевна
студент, Иркутский государственный университет, РФ, г. Иркутск

 

В настоящее время проблема виктимности, виктимного поведения личности подвергается углубленному анализу в междисциплинарной сфере.

Отметим, что на данный момент все исследования, в которых присутствует виктимность, в основном проводятся на материале уголовных дел.

Существуют единичные научные исследования, которые разрабатывают проблему виктимности в поле психологического знания. Все это говорит о наличии пробела в научном знании в сфере исследований, которые бы изучали потенциальную виктимность личности.

Целью нашей работы было изучение характеристик виктимности у лиц старшего подросткового возраста и профилактика виктимных черт посредством развития интернальности личности.

Мы выдвинули следующую гипотезу: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между виктимным поведением и уровнем субъективного контроля, таким образом, что высокий уровень интернальности обратно коррелирует с виктимными характеристиками.

В своей работе мы придерживались и опирались на определение виктимности Л.В. Франка, который охарактеризовал виктимность как возможную или существующую способность человека самому или в группе людей стать жертвой социально-опасных проявлений [2].

Опираясь на мнения, О.О. Андронниковой, В.С. Минской, Г.И. Чечель и М.П. Долговых, которые описали многочисленное число факторов, влияющих на формирование, реализацию потенциальной виктимности, мы возьмем такой фактор как уровень субъективного контроля или же локус контроля, поскольку предполагаем, что подросток, который не берет на себя ответственность, а старается ее переложить на других людей или же на обстоятельства внешней среды, то есть подросток с экстернальным уровнем субъективного контроля в большей степени подвержен виктимогенным образованиям в своей личности [1].

В ходе проведенного исследования на выявление взаимосвязи между локусом контроля и потенциальной виктимностью у старших подростков, мы можем сделать следующие выводы.

  1. Анализируя результаты респондентов по опроснику О. О. Андронниковой «Склонность к виктимному поведению», мы пришли к такому заключению, что по трем шкалам из этой методики, «Склонность к агрессивному поведению», «Склонность к саморазрушающему поведению», «Склонность к гиперсоциальному виктимному поведению», подростки находятся на уровне нормы, следовательно, в целом у них в поведении не заложены черты поведенческих реакций, данных виктимных моделей поведения.
  2. В ходе анализа таких шкал как «Склонность к зависимому и беспомощному поведению», «Склонность к некритичному поведению», «Реализованная виктимность», мы увидили, что подростки находятся на показателе «ниже нормы», что характеризует большинство как самостоятельных людей, которые просчитывают свои шаги наперед и которые редко сталкиваются или попадают в ситуации, которые могут навредить им.
  3. Анализируя результаты по опроснику М.А. Одинцовой и Н.П. Радчиковой «Тип ролевой виктимности», можно сделать следующий вывод,что у большинства респондентов высокие баллы по шкале «Общая виктимность», это характеризует их как людей с низкой жизнестойкостью, у которых отсутствуют жизненные ориентиры, они чаще склонны прибегать к негативным формам поведения, таким как агрессия, клевета, подстрекательство и т.д.
  4. Если описывать различия между результатами юношей и девушек, то здесь можно говорить о том, что девушки проигрывают свои страдания, показывают всем как им плохо, тем самым чтобы привлечь внимание окружающих, юноши же чаще всего становятся изолированными от окружения, они могут считать себя никому не нужными и одинокими, тем самым подразумевая, что это их «ноша» и ее нельзя изменить, им с этим жить до конца жизни.
  5. Анализируя результаты по опроснику «уровень субъективного контроля» мы видим, что по таким шкалам как «общая интернальность», «интернальность в области учебных отношений», «…в отношении здоровья и болезни», у большинства респондентов-подростков низкий субъективный контроль, при чем большинство данных респондентов составляют девушки. Их можно охарактеризовать как эмоционально неустойчивых в данных областях, малообщительные, говорить о том, что у них уровень самоконтроля находится на низком показателе.
  6. По таким шкалам как «интернальность в области достижений», «интернальность в области неудач», «…в области семейных отношений», «…в области межличностных отношений» у большинства респондентов-подростков высокий субъективный контроль, при чем большинство данных респондентов составляют юноши.
  7. Их можно охарактеризовать как эмоционально стабильных в данных областях, активных, упорных, которые готовы решать проблемы и действовать, неся за это ответственность, у них высокий контроль себя и своей деятельности.

По результатам статистической обработки с помощью критерия Спирмена, мы выявили, что существует хорошая умеренная взаимосвязь между показателями локус контроля и потенциальной виктимностью, а также она имеет высокую статистическую значимость.

Следовательно, мы можем предполагать, что, развивая интернальность личности мы будем преодолевать поведенческие реакции виктимности.

 

Список литературы:
1. Минская B.C. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения. / В.С. Минская, Г.И. Чечель. - Иркутск, - 1988. - 215 с.
2. Франк Л.В. Потерпевшие от преступления н проблемы советской виктимологии. / Л. Франк. - Душанбе, 1977 - 309с.