Статья:

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Конференция: CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Мозолев М.Н. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 46(278). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/46(278).pdf (дата обращения: 09.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Мозолев Михаил Николаевич
курсант, Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г Москва

 

Аннотация. Современные автомобилисты постоянно сталкиваются с проблемами, связанными с совершением маневров на автомобилях. Одним из наиболее влиятельных направлений в этой сфере является имеющиеся психологические качества автомобилистов. Различные психологические качества по-своему влияют на совершение маневров и их анализ позволит лучше понять и искоренить психологические трудности при вождении автомобилей.

В данной теме рассматриваются различные психологические аспекты, необходимые для вождения и совершения каких-либо маневров на дороге. Обсуждаются «механизмы» действия основных психологических качеств, их положительные свойства и следствие их значение для водителя. Особое внимание уделяется таким психологическим качествам как самоконтроль и внимание, которые способны помочь избежать опасных дорожно-транспортных происшествий.

Также рассматриваются аспекты применения психологических качеств, их использование водителями. В заключение подчеркивается важность дальнейших исследований в этой области для повышения психологической эффективности при вождении водителями, что в конечном итоге приведет к уменьшению той части дорожно-транспортных происшествий, которая совершена по вине недостаточной психологической готовности.

Использование анализа психологических качеств для вождения не только повышает эффективность управлением автотранспортным средством, но и позволяет открыть новые стороны психологического влияния в различных областях применения, а также обеспечивает безопасность вождения.

 

Ключевые слова: психологические качества, вождение, психологические свойства, безопасность вождения, дорожно-транспортные происшествия.

 

Введение

Психологические качества водителя – это неотъемлемая часть способностей сохранять безопасную езду и эффективно управлять автомобилем. Успешное выполнение маневров, особенно в сложных дорожных условиях, зависит не только от технических навыков, но и от психологической устойчивости, умения принимать быстрые решения и контролировать свои эмоции. Речь идет о комплексе качеств, позволяющих водителю адекватно реагировать на непредвиденные ситуации, сохранять спокойствие под давлением и принимать рациональные решения, даже когда время ограничено и ставки высоки.

Актуальность темы анализа психологических качеств для выполнения маневров на автомобиле особенно становится острой в современных реалиях за счет роста числа ДТП, которые связаны не с техническими неисправностями автомобиля, а ошибками водителей, вызванными недостатком психологической подготовки. Стресс, паника, невнимательность, неправильная осторожность – все это приводит к неправильным действиям водителя в крайних ситуациях, требующих мгновенных действий. Так же к усложняющим факторам можно отнести современное дорожное движение, которое характеризуются высоким темпом движения, наличием различных направлений и пешеходов, сложной логистикой. Эффективное маневрирование в таких условиях требует не только технических навыков, но и высокой степени психологической устойчивости, способности быстро принимать решения и адаптироваться к меняющимся ситуациям.

Данная работа посвящена анализу современных психологических качеств, необходимых для обеспечения безопасного вождения водителями.

1. Самоконтроль и управление стрессом

Самоконтроль и управление стрессом являются критическими психологическими качествами для успешного выполнения маневров на автомобиле, особенно в сложных и неожиданных ситуациях. Без этих качеств даже опытный водитель может совершить ошибки, приводящие к авариям. Стресс влияет на когнитивные функции, такие как внимание, концентрация и принятие решений. В стрессовых ситуациях при вождении сужается периферическое зрение, водитель может не заметить важные детали дорожной обстановки. Ухудшается восприятие времени и расстояния, это приводит к неадекватной оценке ситуации и неправильному выбору скорости и дистанции. Замедляется реакция, время, необходимое для принятия решения и выполнения маневра, увеличивается. Усиливается импульсивность, повышается вероятность принятия необдуманных решений. Возникает мышечное напряжение, это приводит к ухудшению координации движений и контроля над автомобилем.

В критической дорожной ситуации управлять стрессом помогает самоконтроль. В рамках данной статьи, самоконтролем будет подразумеваться способность регулировать свои эмоции, мысли и поведение в ответ на стрессовые факторы. В контексте вождения это означает: сохранение спокойствия в критических ситуациях, фокусировка внимания, критический анализ, спланированность действий.

Даже в критических ситуациях важно сохранять хладнокровие и не поддаваться панике. Глубокое дыхание, осознанное расслабление мышц и позитивные самовнушения могут помочь снизить уровень стресса.

2. Внимание и концентрация

Внимание и концентрация – это фундаментальные психологические качества, необходимые для безопасного и эффективного выполнения маневров на автомобиле. Они обеспечивают своевременное обнаружение опасности, правильную оценку ситуации и точное выполнение действий. Отсутствие или недостаток этих качеств значительно увеличивает риск ДТП.

Роль внимания и концентрации в вождении обоснована обнаружением опасности, которое зависит от внимания, позволяющее водителю постоянно сканировать дорожную обстановку, замечать пешеходов, другие транспортные средства, дорожные знаки, препятствия и изменения дорожных условий. Без достаточного внимания водитель может пропустить важные сигналы, что может привести к аварии. После обнаружения опасности, водителю необходимо оценить ситуацию. Концентрация позволяет водителю сосредоточиться на наиболее важных аспектах ситуации, отфильтровывая второстепенную информацию. Это необходимо для правильной оценки расстояний, скоростей, траекторий движения других участников дорожного движения и принятия взвешенного решения. В данной работе рассматриваем точное выполнение маневра на автомобиле, будь то обгон, перестроение или экстренное торможение. Расфокусировка может привести к неточным действиям и ошибкам, которые могут иметь серьезные последствия. Следует сразу уяснить, что вождение автомобиля требует одновременного выполнения нескольких задач: управление рулем, педалями, переключение передач, наблюдение за дорожной обстановкой, реагирование на сигналы других водителей и так далее. Высокий уровень внимания и концентрации необходим для эффективного распределения ресурсов и успешного выполнения всех этих задач.

3. Предвидение

Предвидение – это способность предвосхищать потенциально опасные ситуации на дороге и принимать упреждающие меры для предотвращения аварий. Это не просто реакция на уже произошедшее событие, а активное прогнозирование развития событий и подготовка к ним. Предвидение является одним из самых важных психологических качеств опытного и безопасного водителя. Предвидение начинается с внимательного анализа дорожной ситуации. Опытный водитель не просто смотрит на дорогу, а анализирует поведение других участников движения, предвидя их возможные действия.  Поведение других водителей, например: агрессивный стиль вождения, несоблюдение дистанции, поворотники, торможение. Поведение пешеходов, наличие пешеходных переходов, движение пешеходов вне переходов, дети, пожилые люди. Дорожные условия: видимость, состояние дорожного покрытия, погодные условия, наличие ремонтных работ. На основе анализа дорожной обстановки водитель прогнозирует, как может развиваться ситуация в ближайшем будущем. Он представляет себе различные сценарии и готовится к возможным изменениям. Водитель принимает упреждающие меры, чтобы предотвратить потенциально опасные ситуации. Это может включать: как снижение скорости, увеличение дистанции до впередиидущего автомобиля, изменение полосы движения, сигнализацию поворотом. Предвидение позволяет избежать многих аварийных ситуаций, так как водитель заранее готовится к ним и принимает меры для их предотвращения. Это значительно снижает риск ДТП.

Способность предвидения зачастую определяется опытом вождения. Для достижения эффективного предвидения и его развития способствует высокое внимание и концентрация на дорожной обстановке, знание правил дорожного движения, которое позволяет лучше понимать поведение других участников движения и прогнозировать их действия. Стоит отдельно выделить навыки анализа информации, способность быстро и эффективно анализировать информацию, поступающую от разных источников (зрение, слух), – важный компонент предвидения.

4. Самооценка и уверенность

Самооценка и уверенность в себе играют важную, хотя и неоднозначную, роль в способности водителя успешно совершать маневры. Адекватная самооценка необходима для безопасного вождения, в то время как чрезмерная самоуверенность может быть крайне опасной.  Водитель с адекватной самооценкой, уверенный в своих навыках, способен сохранять спокойствие даже в стрессовых ситуациях, что позволяет ему более эффективно оценивать обстановку и принимать решения. Паника и неуверенность существенно снижают эффективность действий. Уверенность в себе позволяет водителю быстрее и более точно оценивать риски, выбирать оптимальный маневр и выполнять его с необходимой точностью. Сомнения и неуверенность замедляют процесс принятия решений и увеличивают вероятность ошибок. Адекватная самооценка помогает контролировать эмоции, такие как страх или гнев, которые могут негативно сказаться на вождении. Уверенный в себе водитель меньше склонен к импульсивным действиям и агрессивному поведению. Водители с высокой самооценкой лучше адаптируются к неожиданным ситуациям и сложным условиям вождения. Они способны быстро перестраиваться и находить решения, не теряя самообладания. Не стоит переоценивать самоуверенность, её чрезмерная часть может привести к принятию неоправданных рисков, таких как превышение скорости, игнорирование правил дорожного движения, рискованные обгоны. Самоуверенный водитель может недооценивать опасность ситуации, что приводит к неправильной оценке рисков и выбору опасных маневров. Завышенная же самооценка часто сопровождается агрессивным стилем вождения, что увеличивает вероятность конфликтов на дороге и ДТП. К этой же категории водитель, переоценивающий свои навыки, не склонен к самоанализу и не учится на своих ошибках, что препятствует совершенствованию навыков вождения.

Заключение

Формирование необходимых психологических качеств – это важный для водителя непрерывный процесс. Водители должны постоянно работать над собой, совершенствовать свои психологические навыки и способности, адаптироваться к изменяющимся условиям дорожного движения. Регулярное повторение теоретических знаний и практических упражнений, а также самоанализ и работа над своими слабыми сторонами – залог безопасного и комфортного вождения. Важно помнить, что безопасность на дороге – это общая ответственность каждого участника движения, и развитие психологических качеств водителя играет в этом ключевую роль. Дальнейшее исследования в этой области могут обеспечить наилучшую психологическую готовность водителей и безопасность дорожного движения.

 

Список литературы:
1. Баранов, А. В. Психологические факторы безопасности дорожного движения. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018.
2. Волкова, Е. А. Психология личности водителя. СПб.: Питер, 2019.
3. Громова, С. Н. Психологические аспекты водителей в стрессовых ситуациях. Казань: Казанский университет, 2021.  
4. Дорофеев, В. П. Психология управления транспортом. М.: Транспорт, 2017.
5. Емельянов, П. А. Психология восприятия водителя. Новосибирск: Сибирское университете, 2022. 
6. Коваль, М. В. Психология принятия решений водителями. Ростов-н-Дону: Феникс, 2020.
7. Котова, Н. Г. Психология агрессии на дороге. Москва: Высшая школа экономики, 2021.
8. Медникова, О. С. Психологические аспекты безопасного вождения. Уфа: БашГУ, 2019.