Статья:

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ- МЕДИКОВ

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Новик К.В. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ- МЕДИКОВ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(70).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ- МЕДИКОВ

Новик Кристина Владимировна
студент, Белорусский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, Минск
Маркович Виктория Андреевна
научный руководитель, магистр психологических наук, преподаватель кафедры педагогики и психологии, Белорусский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, Минск

 

Аннотация. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у студентов медицинских университетов – это частое явление, которое возникает из-за множества внешних факторов. В данной статье приведены результаты исследований эмоционального состояния студентов медицинских ВУЗов стран СНГ.

 

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, студенты медики, эмоциональное перенапряжение, культ продуктивности.

 

Актуальность. В современном мире люди все больше подвержены стрессу, конкуренции и непрерывному напряжению. Студенты и работники часто сталкиваются с задачей выполнить большой объем работы за короткий срок, а также с требованиями постоянного самосовершенствования. Все это нередко приводит к перегрузке эмоциональных ресурсов и возникновению эмоционального выгорания.

Цель исследования: исследование эмоционального выгорания у студентов медицинских университетов стран СНГ.

Материалы и методы исследования

С помощью специально составленных тестов на определение эмоционального состояния, изучения распорядка дня студентов, их личного отношения к обучению было протестировано 1762 студента медицинских университетов стран СНГ.

Задачи исследования:

  1. Определить, в какое время у студентов медиков чаще возникает СЭВ и сколько студентов ощущают выгорание на данный момент.
  2. Узнать, увеличился ли уровень стресса у студентов медиков за последние месяцы учебы.
  3. Исследовать деятельность студентов медиков в течение дня.
  4. Установить корреляцию между средним баллом студентов медиков и частотой возникновения выгорания.
  5. Выяснить, насколько оправданы усилия у студентов медиков с разным средним баллом.
  6. Определить, снижается ли вероятность возникновения СЭВ при регулярных занятиях спортом.
  7. Установить средний уровень стресса студентов медиков перед экзаменами.

Синдром эмоционального выгорания - болезнь, сравнительно недавно попавшая в Международный классификатор, и описывается: «Выгорание - состояние полного истощения». Известный ученый Бойко В.В., наиболее полно описавший данное явление, определяет синдром эмоционального выгорания как сложный комплекс, переплетенных между собой симптомов, но сутью его остается некий механизм психологической защиты человека, заключающийся в виде полного или частичного исключения эмоций, в ответ на избранные психотравмирующие воздействия в процессе профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности, от которой страдают, в равной степени, как сама личность, так и субъекты ее профессиональной деятельности; наносится ущерб самому процессу общения.

Специалистам системы «человек - человек», например социальным работникам, вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен синдром эмоционального выгорания, проявляющийся как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивным взаимодействием с людьми при работе, сопровождающимися эмоциональным перенасыщением. Это связано также с тем, что в своей деятельности работник часто выступает в роли «эмоционального донора» [1].

Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинских университетов – это частое явление, которое возникает из-за совокупности внешних факторов, но актуальными являются: культ продуктивности, эмоциональное перенасыщение, большие объёмы материала и трудности в его понимании и усвоении [2].

Культ продуктивности. С каждым годом темп жизни ускоряется, быстро развиваются новые технологии, доступность интернет-ресурсов приводит к тому, что ежедневно получаем огромное количество информации, которую мозг не успевает обработать. В сети за последние пару лет набрал популярности, так называемый, культ продуктивности, который гласит: «Быть продуктивным всегда и при любых обстоятельствах. Для того чтобы преуспеть в жизни, нужно постоянно развиваться». Сфера медиа создает картину гиперреальности, в которой студент медик, да и любой человек, все успевает: учится на отлично, занимается спортом, хобби, участвует в конкурсах, работает, саморазвивается и не сидит без дела ни минуты. Но зачастую, это не совпадает с реальностью и в связи с этим у людей возникает напряжение, связанное с опасениями не справиться, формируется тревога за оценки да и в целом за будущее.

Эмоциональное перенапряжение. У человека главная функция эмоций состоит в том, чтобы лучше понимать друг друга, не используя речь. Каждый из нас в процессе общения испытывает некое влияние партнера. С одними людьми общаться легко, они будто притягивают к себе, с другими мы чувствуем себя напряженно и тревожно. Что касается медиков, то эмоциональному перенапряжению чаще подвергаются студенты старших курсов, так как они контактируют с пациентами чаще в ходе учебы или работы. Вследствие длительного общения с пациентами, которые иногда бывают недоброжелательными, студенты часто эмоционально перенасыщаются, что не редко приводит к выгоранию, а иногда даже и к отвращению к своей специальности [3].

Результаты. В исследовании приняло участие 1762 респондента, которые являются студентами медицинских университетов стран СНГ. Были получены следующие результаты:

Синдром эмоционального выгорания возникает чаще во время коллоквиумов у 53% студентов, во время сессии у 35%, во время обычной учебы у 12% студентов.

На 05.12.2023 50,7% опрошенных студентов ощущают СЭВ.

Уровень постоянного стресса за последние месяцы учебы значительно увеличился у 52,6% студентов, незначительно увеличился у 34,9%, не изменился у 12,5%.

Отдых в среднем занимает 2,5 часа, который включает занятия спортом у 23% студентов, просмотр ленты социальных сетей 39%, 36% это прогулки, встречи с друзьями, семьей, хобби, 2% студентов отдыхают посредством вечеринок с алкоголем.

Сон в среднем занимает 5,5 часов. Учеба вне занятий занимает 5,3 часа.

У студентов с средним баллом 7-10 выгорание возникает на 20% чаще, 89% из них считают, что чаще всего их усилия оправданы.

Среди студентов с средним баллом 4-6 отмечается то, что усилия оправданы на 50%, 91% студентов считает, что это связано с трудностью понимания материала и отсутствием понятных материалов.

У студентов, которые занимаются спортом снижена вероятность возникновения синдрома эмоционального выгорания на 14%.

Средний уровень стресса перед экзаменами у студентов по 10-тибальной шкале - 8,6 баллов.

Выводы:

  1. Чем выше оценки у студентов медицинских ВУЗов, тем выше вероятность возникновения синдрома эмоционального выгорания.
  2. Вследствие больших нагрузок, недостаточного сна, длительной учебы помимо занятий в университете, студенты медики часто испытывают эмоциональное выгорание.
  3. Занятия спортом помогают снизить вероятность возникновения СЭВ.

 

Список литературы:
1. Водопьянова Н.У. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005. 336 с. (дата обращения 17.11.23).
2. Мирошникова А.Н., Петрова С.Ю., Гаськов А.В. // Психолого-педагогические аспекты физического воспитания студентов специальной медицинской группы // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 13. С. 73-76 (дата обращения 29.11.23).
3. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чернышова, В.Я. Мачнев.- Самара: Изд-во Самарского университета, 2019 -124 с. (дата обращения 05.12.23).