Статья:

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ. РАЗНИЦА ПОКОЛЕНИЙ Х И Z

Конференция: CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Блинов Р.В., Бычков К.В., Кирчева А.С. [и др.] ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ. РАЗНИЦА ПОКОЛЕНИЙ Х И Z // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(235). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(235).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ. РАЗНИЦА ПОКОЛЕНИЙ Х И Z

Блинов Роман Викторович
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Бычков Кирилл Вячеславович
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Кирчева Алина Сергеевна
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Мамедов Илькин Вахид оглы
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк

 

Теория поколений – это описание временных циклов в истории и связанных с ними характерных особенностей, также взглядов людей, родившихся в определенные хронологические отрезки. Знание теории будет является полезным инструментом для коммуникации с коллегами по работе, родителями или детьми.

Возникновение теории – одним из влияющих факторов в данной ситуации, являются экономические «качели» в мире: подъем, инфляция, стабильность, дефолт и по новой. В последствии каждого временного события меняется привычный уровень комфорта большинства людей, появляются или исчезают профессии и промышленные компании, потребности общества растут или падают. Каждое изменение в определенном хронологическом интервале, воздействует на формирование взглядов молодых людей на жизнь. Однако, система ценностей предыдущего поколения остается, почти, неизменной.

В 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус впервые научно обосновали теорию поколений, объединяющую экономику, демографию и историю. Ключевая идея этой междисциплинарной теории заключается в том, что время рождения человека влияет на его мировоззрение и систему ценностей. Они выделили "конфликт поколений", не связанный с возрастными разногласиями. Конфликт или разрыв поколений – вечная тема, возникающая перед представителями разных поколений. Она существует во всех формах организации человеческой жизни: в семье, рабочем коллективе, обществе в целом. Несмотря на то, что тема уже изучена исследователями со всех сторон, она не теряет своей актуальности, поскольку для каждого нового поколения она проявляется в индивидуальном ключе. Нам известна позиция исследователей и писателей прошлых столетий, однако современный подход и формы проявления этой проблемы в настоящем времени недостаточно изучены.

Люди, достигая определенного возраста, не принимают характерные для этого периода ценности, а новые поколения формируются каждые 20 лет под воздействием различных факторов, таких как воспитание в семье и влияние политических, экономических, социальных и технологических событий [1].

Проблема идентичности становится актуальной в периоды общественных кризисов и ситуаций неопределенности, когда происходят изменения в привычных моделях поведения, пересматривается опыт прошлого и меняются ценности. Современная реальность характеризуется незавершенностью и изменчивостью, что влияет на состояние идентичности индивидов и сообществ, придавая ей черты структурной неопределенности и "текучести". В результате меняются рамки исследовательского поиска, смещая внимание со структурных компонентов идентичности на ее процессуальные характеристики. Потеря общественного равновесия приводит к активизации конфликтов и появлению новых, усугубляя существующие противоречия. Отмечаются взаимоотношения поколений, где выявляется "поколенческий разрыв" или "конфликт поколений" из-за различий в ценностных ориентациях и восприятии действительности. Конфликт поколений представляет собой особый вид социального конфликта, обусловленного различиями в потребностях, интересах, ориентациях, целях и идеалах представителей разных поколений [2].

– Люди из поколения X (1963–1984 гг.) в основном уделяли свое внимание отстроению городов и восстановлению разрушенной экономики. Воспитание их детей не считалось главной задачей, и многие дети этого времени, в обществе сверстников, обучались и познавали мир независимо. Одной из отличительных черт этого поколения является нестандартное мышление в различных сферах и способность находить оригинальные подходы к решению проблем. Их стремление быть в курсе мировых событий было ярко выражено. Поколение X проявило высокую адаптивность, успешно приспосабливаясь к экономическим и политическим изменениям после периода перестройки.

– Поколение Z (2000–2015 гг.), известное также как «зумеры», привержено жизненному кредо: не задумываться о возможных последствиях перед совершением действий. С детства они обладают доступом к информации в почти неограниченных объемах. Под воздействием мобильных телефонов они становятся более требовательными и склонными к психической неустойчивости, нарциссизму и эгоизму. Поколение Z получает обширные объемы информации, которую они не всегда способны самостоятельно адекватно анализировать и обрабатывать.

Ценность детства, по мнению Евгении Шамис, связано с тем, что поколение Х испытало настоящее, свободное и насыщенное событиями детство. Именно поэтому представители этого поколения придают большое значение этому периоду жизни и стремятся обеспечить своим детям наилучшее детство. Они также компенсируют занятость своих родителей-беби-бумеров, которые были часто заняты на работе в детстве представителей поколения Х.

Поколение X субъективно воспринимает сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом в сравнении с восприятием процесса жизни у поколения Y и Z. Безусловно, трудно объяснить, действительно ли достижение определенного возраста позволяет дать высокие показатели удовлетворенностью самореализацией и результативностью жизнью, как показывают результаты поколения X [3].

Ценность профессионализма у родителей-Х проявляется в их стремлении избегать неэффективных программ развития для своих детей и недостатков в собственном родительстве. Именно поэтому они активно участвуют в создании новых программ, соответствующих их требованиям, и ищут альтернативы для развития своих детей, что подтверждается множеством образовательных стартапов за последние 15 лет.

В условиях воспитания поколения Z родителями из поколения Х можно сказать, что дети Х растут в дружественной и доверительной атмосфере. Они знают, что их родители готовы сделать все возможное для их счастья, могут делиться своими успехами и проблемами, а также участвовать в важных семейных решениях. Молодежь уважает родителей, ценит семейные ценности, умеет строить отношения, проявляет внутреннюю свободу и эмоциональный интеллект. Однако гиперопека со стороны родителей Х влияет на формирование у детей поколения Z потребительского отношения к обществу, эгоцентризма и инфантилизма.

Для поколения Z инструментальную ценность представляют образование и профессионализм, рассматривая их как средства достижения успеха и взятия "высокодоходной экономической ниши". Это подразумевает, что для молодежи процесс обучения и развития уступает по значимости его результату - экзаменам и получению диплома. Сама профессия для них скорее воспринимается как инструмент для будущего успеха, а не объект интереса.

В заключение, сравнение поколений X и Z выявляет не только временные различия, но и эволюцию ценностных ориентаций и подходов к воспитанию. Поколение X, охватывая период противоречий и культурных перемен, стремится обеспечить своим детям лучшее детство и выделяет ценности профессионализма.

С другой стороны, поколение Z, выросшее в условиях цифровой эры, фокусируется на инструментальных ценностях, рассматривая образование и профессионализм как средства достижения будущего успеха. Их взгляд на образование более результат ориентирован, акцентируя внимание на сдаче экзаменов и получении диплома [4].

В отношениях поколений, поколение X проявляет гиперответственность, стремясь компенсировать занятость родителей, в то время как поколение Z растет в более дружественной атмосфере, воспринимая семью как поддерживающую среду.

Таким образом, эти различия представляют собой не только отражение изменяющегося социокультурного контекста, но и адаптацию к новым технологиям и вызовам, характерным для каждого поколения.

 

Список литературы:
1. Теория поколений [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений – Режим доступа: https://aif.ru/society/people/teoriya_pokoleniy_infografika.
2. Самоукина, Н. В. Теория поколений в российском менеджменте. Лучшие практики управления разновозрастными командами: подбор, обучение, мотивация : монография / Н.В. Самоукина. – Москва : РУСАЙНС, 2018. — 186 с.
3. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Ценности в кризисном социуме. Ценности социальных групп и кризис-общества. М.: ИФАН, 1991
4. Cахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. № 10-2. Том 8. С. 156-160.