Статья:

Формирование представлений о семье и семейных ролях у детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Халтурина М.А. Формирование представлений о семье и семейных ролях у детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(11).pdf (дата обращения: 09.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование представлений о семье и семейных ролях у детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью

Халтурина Мария Алексеевна
магистрант Московского государственного психолого-педагогического университета, РФ, Москва

 

Аннотация. Рассмотрены детерминанты и факторы формирования представлений о семье и семейных ролях  у детей - сирот с интеллектуальной недостаточностью. Обоснован тезис о том, что следует реализовывать системный подход к воспитанию, детерминированный, кроме прочего, созданием высокопродуктивной образовательной среды. Выделен ряд требований, которым данная среда должна отвечать. Обозначена роль педагога в рассматриваемой практике.

Abstract. The determinants and factors of the formation of ideas about the family and family roles in orphans with intellectual insufficiency are considered. The thesis is substantiated that it is necessary to implement a systematic approach to education, determined, among other things, by creating a highly productive educational environment. A number of requirements have been singled out to which the given medium should be responsible. The role of the teacher in the practice is indicated.

 

Ключевые слова: семья, роли, дети-сироты, развитие, воспитание, среда, системность.

Keywords: Family, roles, orphans, development, education, environment, system.

 

Цель данной комплексной статьи заключается  в  аналитике специфики формирования представлений о семье и семейных  ролях в разрезе специфической группы: дети  сироты с интеллектуальной  недостаточностью.

Отметим, что основными характеристиками  представлений названной категории лиц относительно семейных ценностей, являются следующие:

· искаженность и неполноценность круга представлений;

· отсутствие   справедливых объективных представлений относительно ролевых  характеристик отца, матери;

· трудности при реализации процессов социализации:  отсутствие семьи как важнейшего социализирующего агента  деструктивно влияет на процессы  социального развития детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью, на динамику их адаптации к условиям коллектива и групповых форм взаимодействия.

В целом у названной категории детей  -  сирот отсутствует  понимание категории «семья» как непреходящей ценности, составляющей основу  не только личностной самореализации, но и института ответственного родительства.

С нашей точки зрения, имеет место актуализирующаяся  необходимость создания для названной категории детей -  сирот таких условий для творческой самореализации, которые сняли бы вредные установки типа «Я никому не нужен, никто мною не занимается» и помогли бы ребенку вновь почувствовать себя значимым для общества.

В  данном ключе, с нашей точки зрения, следует реализовывать системный подход к воспитанию,  детерминированный, кроме прочего, созданием высокопродуктивной образовательной среды.

Системный подход к воспитанию  -  некоторый концепт, основанный на том, что воспитание требует комплексного стратегического подхода, не может быть процессом, носящим разовый, отрывочный, фрагментарный характер.

Базис системного подхода к воспитанию – синкретичное, сложное, многогранное  понятие «образовательная среда».

Справедливо: образовательная среда -  есть специфическая психолого-педагогическая среда,  детерминированная, во-первых, системой исторически сложившихся принципов, во-вторых,  кругом целенаправленно  созданных педагогических обстоятельств и условий, которые, в конечном счете,  направлены на последовательное формирование и  целенаправленное развитие личности    воспитанника (ребенка -  сироты с интеллектуальной недостаточностью).

Образовательная  среда  -  определенным образом организованное и структурированное пространство, в рамках которого осуществляется многостороннее взаимодействие субъектов образовательного процесса с  элементами внешней среды, в результате чего происходит  формирование, становление и развитие личности обучающегося, формирование у него понимания семьи и семейных отношений как одного из базисов жизни человека.

Можно говорить и о том, что образовательная среда  - это некоторая система, в рамках которой происходят коммуникации  (по механизмам прямой и обратной связи)  между педагогами, учащимися, а также элементами внешней среды, объективной реальности.

Думается, что  эффективная образовательная среда -  в контексте выработки и реализации  программы, способствующей социализации сирот с интеллектуальной недостаточностью,  должна отвечать некоторым общим требованиям.

Во-первых, носить комплексный системный характер, то есть процессы коммуникации не должны носить обрывочный, разовый характер.

Во-вторых, иметь личностно ориентированный  характер, направленность на максимально полный учет личностных качеств учащихся, каждого ученика в отдельности.

В-третьих, способствовать развитию мотивационных характеристик учащихся, стимулировать познавательный интерес, способствовать накоплению как теоретических знаний, так и практического опыта.

Современная концепция системного подхода в педагогике значительно отличается от концепции середины прошлого века, но основа была заложена именно в те далекие годы.

Имеет место определенная система принципов,  реализация которых также требует комплексности и последовательности.

Принцип целостности говорит о том, что все элементы системы представляют собой единое целое. То есть, все они подчинены общим принципам, целям и задачам. Иерархичность это совокупность элементов системы, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам или сам подчиняет себе другие элементы системы. [1]

Структуризация это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких подсистем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами.

Множественность предполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом.

Данная практика -  практика системного подхода к воспитанию -  рассматривая ее в общем виде, должна быть реализована посредством формирования у воспитанников круга теоретических знаний и собственного, уникального личностного практического,  эмпирического опыта.

Важно, чтобы лишенный  здоровых семейных  отношений ребенок -  сирота   имел бы возможность формирование некоторой целостной схемы семьи как таковой.

Каким образом этого можно достичь на практике?

Основной вектор, который, с моей точки зрения, целесообразно выделить при ответе на этот вопрос, следующий: педагог, работающий с названной категорией  лиц, должен  организовать исследовательский процесс таким образом, чтобы не  только максимально возможным образом вовлечь в него воспитанников и сформировать у них некоторое понимание сущности и природы объектов исследования, но актуализировать «познавательный интерес», стимулировать  стремление к дальнейшей  (самостоятельной, при помощи родителей, педагогов)  деятельности.

Роль педагога -  выработать у воспитанников стремление к познанию, к экспериментированию, стимулировать самостоятельную «познавательную инициативу»: они должны последовательно осознавать семью как объективную норму и значимый ориентир в жизни.

Какие требования нужно предъявлять к педагогу в исследовательском обучении в контексте формирования круга объективных представлений о семье и семейных ценностях у детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью?

С  нашей точки зрения справедливо выделить следующие аспекты.

Во-первых, способность к четкому, логичному, ориентированному в контексте  конкретной возрастной «планки»  воспитанников изложению теоретического материала, который является неким «фундаментом» процессов познания.

Важно донести материал максимально доступно, при  этом  -  уже на этой стадии  -  создать некий «исследовательский импульс».

Во-вторых,  умение организовать коллектив воспитанников таким образом, чтобы каждый из них мог получить собственный, совершенно уникальный, исследовательский опыт.

Важно уметь вовлечь ребенка в процессы исследования, направить его таким образом, чтобы  данные процессы воспринимались им с большим вниманием, интересом.

В-третьих, умение на системной основе осуществлять мониторинг процессов исследования, реализуемых детьми, умение  четко, логично обосновать те или иные  потенциальные ошибки, сложности.

Не менее важным в  рассматриваемом контексте представляется  круг личностных характеристик  педагога, взаимодействующего с обозначенной категорией детей-сирот.

Помимо профессиональной грамотности и полного соответствия всем квалификационным признакам, педагог  должен  быть способен оптимизировать   способы донесения до ребенка с интеллектуальной  недостаточностью значимых установок и характеристик, определяющих семью и семейные роли.  

Требуется определенная наглядность,  умение педагога вовлекать не всегда мотивированного и готового воспринимать предлагаемый материал ребенка к коммуникациям, способность  стимулировать скрытый и в некоторых случаях минимальный познавательный интерес, стремление к творческому поиску.

Эмоциональная индифферентность, недостаточность внимания, смена настроения, склонность к негативным состояниям, слабая выраженность переживаний – эти аспекты, характеризующие указанную группу детей -  сирот весьма затруднительно нивелировать.

Именно поэтому в рамках продуктивной образовательной среды требуется соблюдение должного уровня системности экстраполяция и  позиционирование круга здоровых семейных ценностей   модели семьи, что в конечном  итоге, способствует конечной эффективности рассматриваемых процессов в целом.

 

Список литературы:
1. Подласый И.П. Педагогика: учебник /И.П. Подласый.- М.: Юрайт, 2015.
2. Стародубова. Н.А.  «Теория и методика преподавания», М.: Академия, 2015.
3. Справочное пособие по социальной работе/ под. ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. – М.: Юрист, 2012.