Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

Конференция: CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Хабирова А.З. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(244). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(244).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

Хабирова Алия Закариевна
студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт, РФ, г. Елабуга
Льдокова Галия Михайловна
научный руководитель, доцент кафедры психол., канд. психол. наук, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт, РФ, г. Елабуга

 

Старший подростковый возраст является заключительным этапом созревания и формирования взрослой личности. Но при этом ценности старших подростков все еще гибкие и на них могут влиять те или иные ситуации, окружение подростка, а наличие психологического и физиологического дисбаланса, желание быть «взрослым» усложняют проблемы, связанные с особенностями данного возрастного периода.

Время подготовки к ЕГЭ - это достаточно сложный период для обучающихся 11-х классов как в физическом, так и в психологическом плане. В этот период обучающиеся зачастую не могут думать ни о чем другом, кроме данного события, так как они осознают, что если не получится хорошо сдать экзамены, то это может привести к таким негативным последствиям как невозможность получить высшее образование, разочарование со стороны родителей и педагогов, а для юношей это вероятный уход в армию. И одной из основных проблем становится психоэмоциональное состояние обучающихся одиннадцатых классов, которое может ухудшаться в период подготовки к ЕГЭ.

Цель: исследовать психоэмоциональное состояние старших подростков в период подготовки к ЕГЭ.

Задачи:

проанализировать теоретические положения по теме исследования;

изучить психоэмоциональное состояние старших подростков в период подготовки к ЕГЭ.

Гипотеза: мы предполагаем, что имеются гендерные различия в психоэмоциональном состоянии старших подростков в период подготовки к ЕГЭ.

Для проведения исследования был использован тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?» Е.П. Шрамко.

Результаты. Исследование проводилось среди обучающихся 11 классов МБОУ «Джалильская СОШ №1», МБОУ «Джалильская СОШ №2» в количестве 51 человек (28 девушек и 23 юношей) в возрасте 16-18 лет.

При проведении теста было выявлено три уровня тревожности: низкий, средний и высокий. Полученные результаты оформлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни экзаменационного стресса

Уровни

Девушки

Юноши

Низкий

4 (14%)

6 (26%)

Средний

23 (82%)

12 (52%)

Высокий

1 (4%)

5 (22%)

 

По результатам, указанным в таблице 1, видно, что среди девушек преобладает средний уровень экзаменационного стресса, т.е. они по своей природе тревожны, но могут это контролировать. Девушки чаще, чем юноши находятся в настороженном настроении, в ожидании «провала» на пробном экзамене и более восприимчивы и чувствительны к каким-либо стрессовым ситуациям. Низкий уровень наблюдается у четырех девушек, высокий только у одной.

Средний уровень экзаменационного стресса также испытывает половина юношей. Они тревожны от природы и испытывают волнение перед экзаменами. Низкий уровень стресса был выявлен у шестерых юношей. Эти обучающиеся всегда стараются сохранять спокойствие и готовы к любым испытаниям. Высокий уровень наблюдается у пятерых юношей. Они испытывают сильный стресс перед каждым пробным экзаменом и им может казаться, что они все забыли. Их пугает ситуация неопределенности, временные рамки сдачи экзамена.

Сравнительный анализ с помощью критерия Манна-Уитни не показал различий в уровнях экзаменационного стресса между юношами и девушками. Результаты указаны в таблице 2.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа

 

Уровень экзаменационного стресса

U эмп.

3,51

U крит.

2,34

Ур. стат. знач-ти

p≥0,05

Вывод

Различ. не явл. стат. достов. и носят случ. хар.

 

Согласно сведениям, указанным в таблице 2, можно сделать вывод, что в данном случае принимается нулевая гипотеза H0, при которой различия не являются статистически значимыми, т.е. между уровнем экзаменационного стресса юношей и девушек существенных различий нет.

Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза о наличии гендерных различий в психоэмоциональном состоянии старших подростков в период подготовки к ЕГЭ не подтвердилась.

 

Список литературы:
1. Единый государственный экзамен и морально-психологическое состояние: Мнение первокурсников / Мальцева С.М. [и др.] // Russian Journal of Education and Psychology. — 2022. №6. [Эл. ресурс]. URL: https://goo.su/WkInUm4 (дата обращения: 12.03.2024).
2. Кулганов В.А. Коррекция психоэмоциональных состояний тревожных подростков // Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога : материалы III Рег. науч.-практ. конф., 22-23 сент. 2011 г. / Союз педиатров России. – СПб., 2011. – С. 118-121. [Эл. ресурс]. URL: https://www.b17.ru/article/33207/ (дата обращения: 12.03.2024).
3. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития и бытия личности. В 2 т. Т. 1 : учебник для студентов ВУЗов. — 18-е изд., перераб. и доп. — Москва : Наука, 2022. — 671 с. [Эл. ресурс]. URL: https://znanium.com/catalog/product/2048892 (дата обращения: 13.03.2024).