ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Конференция: CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
Старший подростковый возраст является заключительным этапом созревания и формирования взрослой личности. Но при этом ценности старших подростков все еще гибкие и на них могут влиять те или иные ситуации, окружение подростка, а наличие психологического и физиологического дисбаланса, желание быть «взрослым» усложняют проблемы, связанные с особенностями данного возрастного периода.
Время подготовки к ЕГЭ - это достаточно сложный период для обучающихся 11-х классов как в физическом, так и в психологическом плане. В этот период обучающиеся зачастую не могут думать ни о чем другом, кроме данного события, так как они осознают, что если не получится хорошо сдать экзамены, то это может привести к таким негативным последствиям как невозможность получить высшее образование, разочарование со стороны родителей и педагогов, а для юношей это вероятный уход в армию. И одной из основных проблем становится психоэмоциональное состояние обучающихся одиннадцатых классов, которое может ухудшаться в период подготовки к ЕГЭ.
Цель: исследовать психоэмоциональное состояние старших подростков в период подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
проанализировать теоретические положения по теме исследования;
изучить психоэмоциональное состояние старших подростков в период подготовки к ЕГЭ.
Гипотеза: мы предполагаем, что имеются гендерные различия в психоэмоциональном состоянии старших подростков в период подготовки к ЕГЭ.
Для проведения исследования был использован тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?» Е.П. Шрамко.
Результаты. Исследование проводилось среди обучающихся 11 классов МБОУ «Джалильская СОШ №1», МБОУ «Джалильская СОШ №2» в количестве 51 человек (28 девушек и 23 юношей) в возрасте 16-18 лет.
При проведении теста было выявлено три уровня тревожности: низкий, средний и высокий. Полученные результаты оформлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни экзаменационного стресса
Уровни |
Девушки |
Юноши |
Низкий |
4 (14%) |
6 (26%) |
Средний |
23 (82%) |
12 (52%) |
Высокий |
1 (4%) |
5 (22%) |
По результатам, указанным в таблице 1, видно, что среди девушек преобладает средний уровень экзаменационного стресса, т.е. они по своей природе тревожны, но могут это контролировать. Девушки чаще, чем юноши находятся в настороженном настроении, в ожидании «провала» на пробном экзамене и более восприимчивы и чувствительны к каким-либо стрессовым ситуациям. Низкий уровень наблюдается у четырех девушек, высокий только у одной.
Средний уровень экзаменационного стресса также испытывает половина юношей. Они тревожны от природы и испытывают волнение перед экзаменами. Низкий уровень стресса был выявлен у шестерых юношей. Эти обучающиеся всегда стараются сохранять спокойствие и готовы к любым испытаниям. Высокий уровень наблюдается у пятерых юношей. Они испытывают сильный стресс перед каждым пробным экзаменом и им может казаться, что они все забыли. Их пугает ситуация неопределенности, временные рамки сдачи экзамена.
Сравнительный анализ с помощью критерия Манна-Уитни не показал различий в уровнях экзаменационного стресса между юношами и девушками. Результаты указаны в таблице 2.
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа
|
Уровень экзаменационного стресса |
U эмп. |
3,51 |
U крит. |
2,34 |
Ур. стат. знач-ти |
p≥0,05 |
Вывод |
Различ. не явл. стат. достов. и носят случ. хар. |
Согласно сведениям, указанным в таблице 2, можно сделать вывод, что в данном случае принимается нулевая гипотеза H0, при которой различия не являются статистически значимыми, т.е. между уровнем экзаменационного стресса юношей и девушек существенных различий нет.
Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза о наличии гендерных различий в психоэмоциональном состоянии старших подростков в период подготовки к ЕГЭ не подтвердилась.