Исследование особенностей патриотизма и национализма студентов, основные признаки патриотизма
Секция: Психология
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Исследование особенностей патриотизма и национализма студентов, основные признаки патриотизма
В данной статье просматриваются теоретические и практические грани патриотизма и национализма. Также раскрывается сущность понятий патриотизм и национализм. Предлагаются элементы национализма и выделяются следующие типы националистических движений. Особое внимание уделяется основным признакам, которые влияют на патриотизм и национализм.
В последнее время в нашем обществе просматривается очень серьезная проблема – проблема состоит в том, что у молодого поколения наблюдается отсутствие стремления к саморазвитию, самоактуализации, нежелание способствовать развитию своей страны. В большей части это связано с тем, что старая система воспитания была cовсем сломана, а новая так и не создана. Из-за такого результата патриотизм стал приниматься, как нечто не мoднoe и совершенно ненужное качество для современного человека [5, с. 94].
Обратимся к определению «патриотизма»: «Патриотизм» – это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Он начинается с любви к родным и близкими не заканчивается на любви к своему народу. Патриот ценит свою историю, предан своей стране и культуре, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны [4, с. 138].
Наc oчень радует то, что сегодня у людей проявляется склонность к возвращению в сердца чувства патриотизма, хoтя eгo ещё нельзя сравнить с уровнем преданности своей стране в советские времена [3, с. 53].
Патриотизм представляется, как система позитивных представлений личности о своей Родине и положительных установок по отношению к ней [2, с. 134].
Включение патриотизма в систему социальных и личностных ценностей молодежи связано с формированием у них чувства долга, ответственности перед социальной группой, к которой они себя относят, вернoсти традициям, социальной зрелости, проявляется посредством личного участия в процессе становления личности на всех уровнях самоидентификации: Я – этнонациональное – Я – гражданско-государственное – Я-планетарное и только тогда - Я-Личность [5, с. 235].
Выделяются следующие более главные признaки патриотизма:
1. Национальная привязанность в индивидуальном самосознании не пересматривается;
2. Принятие негативных эмоций по отношению к своей национальной группе;
3. Нация не возводится в перл сознания, но оценивается со стороны «личной» совести;
4. Поддержка разных взглядов на историю;
5. Отсутствие некритического согласия с национальными авторитетами
Определению национализма Ганс Кон дает следующее толкование, как: состояние ума, акт сознания по мнению большинства какого-либо народa, который уверен, чтo самой высокой ценностью личнoсти является нациoнальное гoсударствo [3, с. 63].
Прежде всего национализм - это идеология, в которую входят следующие элементы:
1. «Существование наций» – человечество законами природы поделено на устойчивые единицы – это независимые и самодостаточные нации, которые уверены в различии явных объективных характеристик;
2. «Суверенное право нации на самоопределение» – это национальные проекты могут реализовываться только в собственном государстве. Нация же имеет право построить своё государство, которое может включать в себя всех членов нации [1, с. 94].
Главным источником всей политической власти рождается первичность нации. Каждый член нации может принять непосредственное участие в политическом процессе. Национализм, вещает верность и преданность своей нации, опирается на национальное чувство, которое родственно с понятием патриотизм.
Народы проявляются в:
1) Большей практичности – выращивают в памяти о прошлом величии;
2) Мифологии – в надежде не пропустить в будущем то, что не удалось воплотить в прошлом;
3) Раздражении – идут к национализму от слабости;
4) Надежде – выражает через национализм свою силу [2, с. 402].
В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений:
1. «Гражданский национализм» – это активное участие его граждан в процессе признания политических решений, т. е., степенью, в которой государство представляет «волю нации;
2. «Этнический национализм» – это нация является фазой развития этноса и противопоставляет себя гражданскому национализму;
3. Крайний национализмчасто сравнивается с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран такой национализм официально признаётся социально опасным явлением;
4. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности, а также культурной и религиозной нетерпимостью [1, с. 76].
Национализм неотъемлемая часть мировой истории. Это часть нашего общего бытия. Также просматривается довольно резкое падение политической активности у молодежи, как по качественным, так и по количественным показателям. Экстремистские проявления в молодежной среде, в особенности, откровенно фашистского и националистического характера, становятся очень большой угрозой социальной и межнациональной стабильности страны.
Известно, что очевидным становится различия между необходимостью создания новой системы патриотического воспитания и отсутствием всестороннего изучения психологического феномена, которым является патриотизм.
Исследованием патриотизма c различных сторон занимались такие ученые как: А.Г. Агаев, Л.Н.Алисова, Э.М.Андреев, О.А.Бельков, Ю.Г.Волков, И.М.Дуранов, Н.Н.Ефимова, В.И.Иванов, В.В.Ильин, В.В.Касьянов, Л.В.Кузнецова, Ю.В.Кузнецов, Э.Г.Кочетов, В.Л.Макаров, О.А. Миллер, М.М.Назаров, Г.В.Осипов, П.М.Рогачев, Р.М.Романов, Л.В.Рябова, Б.Ф.Славин, Л.В.Тихонов, И.Ф.Харламов и д.р.
На этапе основного исследования нами использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которой применялись «Ценностный опросник Шварца», «Методика Инглхарт», «Шкала этнонациональных установок» (Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Ткаченко Н.В.).
Исследование проводилось на базе Забайкальского государственного университета (ЗабГУ). Выборку составили студенты I- IV курсов следующих факультетов: социальная работа; психология образования; педагогическое образование; факультет естественных наук, математики и технологи; психолого-педагогическое образование; начальное образование; факультет технологии, транспорта и связи; исторический факультет, общая психология. В количестве 100 человек в возрасте от 18 до 26 лет, из них 91 девушки и 9 юношей.
Теперь перейдем непосредственно к результатам, полученным при диагностике исследования гражданской и этнической идентичности студентов. Рассмотрим показатели ценностей на уровне нормативных идеалов студентов, с помощью методики «Ценностный опросник Шварца».
Таблица 1.
Результаты методики «Ценностный опросник Шварца»
№ |
Типы ценностей |
Уровень нормативных идеалов (%) |
Уровень идеальных идеалов (%) |
Ранг |
1 |
Конформность |
17 % |
8% |
Высок. |
2 |
Традиции |
18% |
8% |
Высок. |
3 |
Доброта |
21% |
10% |
Высок. |
4 |
Универсализм |
33% |
14% |
Сред. |
5 |
Самостоятельность |
21% |
10% |
Сред. |
6 |
Стимуляция |
11% |
7% |
Сред. |
7 |
Гедонизм |
12% |
7% |
Низк. |
8 |
Достижения |
17% |
9% |
Низк. |
9 |
Власть |
14% |
5% |
Низк. |
10 |
Безопасность |
23% |
11% |
Низк. |
Рисунок 1, 2. Модели соотношения десяти основных человеческих ценностей (нормативных и индивидуальных идеалов)
В результате исследования установлено, что ведущими ценностями являются: Универсализм (33% и 14 %).
Наименее предпочитаемыми ценностями у студентов выступили: Стимуляция (11%) и Власть (5%).
Рассмотрим установки студентов, с помощью методики «Шкала этнонациональных установок».
Таблица 2.
Результаты методики «Шкала этнонациональных установок»
Установки |
Результаты |
Националистические установки |
2,5 % |
Патриотические установки |
10,7 % |
Нейтральные установки |
3 % |
Негативистские установки |
3,2 % |
В результате исследования установлено, что ведущие ценности по следующей установке: патриотические установки (10,7%).
Наименее предпочитаемой установкой у студентов выступила националистическая установка (2,5%).
Таким образом в результате исследования методики «Ценностный опросник Шварца» выявлено, что высокие баллы получились у следующей ценности: универсализм (33% и 14 %).
Наименее предпочитаемыми ценностями у студентов выступили: стимуляция (11%) и власть (5%).
Также был диагносцирован высокий показатель по следующей установке студентов, с помощью методики «Шкала этнонациональных установок» в результате исследования обнаружено, что наивысший результат получили следующие ценности: патриотические установки (10,7 %). Наименее предпочитаемой установкой у студентов выступила националистическая установка (2,5 %).
Таким образом, молодежь на сегодняшний период времени становится свидетелем многочисленных изменений в стране и обществе. Отношение молодых к этим изменениям, к России, ее месту в мире создано не только эффективностью реформ, но и духовными ценностями, которые заложены в период первичной социализации. В свою очередь патриотизм является производной национализма. И как только патриот поймет, что человек для государства, а не государство для человека, то он автоматически станет националистом.
Список литературы: