Статья:

Исследование особенностей патриотизма и национализма студентов, основные признаки патриотизма

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Шапошникова А.В. Исследование особенностей патриотизма и национализма студентов, основные признаки патриотизма // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование особенностей патриотизма и национализма студентов, основные признаки патриотизма

Шапошникова Алёна Викторовна
студент 4 курса, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
Дагбаева Соелма Батомункуевна
научный руководитель, д-р психол. наук, доц. Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

В данной статье просматриваются теоретические и практические грани патриотизма и национализма. Также раскрывается сущность понятий патриотизм и национализм. Предлагаются элементы национализма и выделяются следующие типы националистических движений. Особое внимание уделяется основным признакам, которые влияют на патриотизм и национализм.

В последнее время в нашем обществе просматривается очень серьезная проблема – проблема состоит в том, что у молодого поколения наблюдается отсутствие стремления к саморазвитию, самоактуализации, нежелание способствовать развитию своей страны. В большей части это связано с тем, что старая система воспитания была cовсем сломана, а новая так и не создана. Из-за такого результата патриотизм стал приниматься, как нечто не мoднoe и совершенно ненужное качество для современного человека [5, с. 94].

Обратимся к определению «патриотизма»: «Патриотизм» – это в первую очередь любовь к своей Родине, своему отечеству. Он начинается с любви к родным и близкими не заканчивается на любви к своему народу. Патриот ценит свою историю, предан своей стране и культуре, готов ради неё к самопожертвованию, всеми силами служить интересам своей страны [4, с. 138].

Наc oчень радует то, что сегодня у людей проявляется склонность к возвращению в сердца чувства патриотизма, хoтя eгo ещё нельзя сравнить с уровнем преданности своей стране в советские времена [3, с. 53].

Патриотизм представляется, как система позитивных представлений личности о своей Родине и положительных установок по отношению к ней [2, с. 134].

Включение патриотизма в систему социальных и личностных ценностей молодежи связано с формированием у них чувства долга, ответственности перед социальной группой, к которой они себя относят, вернoсти традициям, социальной зрелости, проявляется посредством личного участия в процессе становления личности на всех уровнях самоидентификации: Я – этнонациональное – Я – гражданско-государственное – Я-планетарное и только тогда - Я-Личность [5, с. 235].

Выделяются следующие более главные признaки патриотизма:

1.  Национальная привязанность в индивидуальном самосознании не пересматривается;

2.  Принятие негативных эмоций по отношению к своей национальной группе;

3.  Нация не возводится в перл сознания, но оценивается со стороны «личной» совести;

4.  Поддержка разных взглядов на историю;

5.  Отсутствие некритического согласия с национальными авторитетами

Определению национализма Ганс Кон дает следующее толкование, как: состояние ума, акт сознания по мнению большинства какого-либо народa, который уверен, чтo самой высокой ценностью личнoсти является нациoнальное гoсударствo [3, с. 63].

Прежде всего национализм - это идеология, в которую входят следующие элементы:

1.  «Существование наций» – человечество законами природы поделено на устойчивые единицы – это независимые и самодостаточные нации, которые уверены в различии явных объективных характеристик;

2.  «Суверенное право нации на самоопределение» – это национальные проекты могут реализовываться только в собственном государстве. Нация же имеет право построить своё государство, которое может включать в себя всех членов нации [1, с. 94].

Главным источником всей политической власти рождается первичность нации. Каждый член нации может принять непосредственное участие в политическом процессе. Национализм, вещает верность и преданность своей нации, опирается на национальное чувство, которое родственно с понятием патриотизм.

Народы проявляются в:

1)  Большей практичности – выращивают в памяти о прошлом величии;

2)  Мифологии – в надежде не пропустить в будущем то, что не удалось воплотить в прошлом;

3)  Раздражении – идут к национализму от слабости;

4)  Надежде – выражает через национализм свою силу [2, с. 402].

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений:

1.  «Гражданский национализм» – это активное участие его граждан в процессе признания политических решений, т. е., степенью, в которой государство представляет «волю нации;

2.  «Этнический национализм» – это нация является фазой развития этноса и противопоставляет себя гражданскому национализму;

3.  Крайний национализмчасто сравнивается с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран такой национализм официально признаётся социально опасным явлением;

4.  Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности, а также культурной и религиозной нетерпимостью [1, с. 76].

Национализм неотъемлемая часть мировой истории. Это часть нашего общего бытия. Также просматривается довольно резкое падение политической активности у молодежи, как по качественным, так и по количественным показателям. Экстремистские проявления в молодежной среде, в особенности, откровенно фашистского и националистического характера, становятся очень большой угрозой социальной и межнациональной стабильности страны.

Известно, что очевидным становится различия между необходимостью создания новой системы патриотического воспитания и отсутствием всестороннего изучения психологического феномена, которым является патриотизм.

Исследованием патриотизма c различных сторон занимались такие ученые как: А.Г. Агаев, Л.Н.Алисова, Э.М.Андреев, О.А.Бельков, Ю.Г.Волков, И.М.Дуранов, Н.Н.Ефимова, В.И.Иванов, В.В.Ильин, В.В.Касьянов, Л.В.Кузнецова, Ю.В.Кузнецов, Э.Г.Кочетов, В.Л.Макаров, О.А. Миллер, М.М.Назаров, Г.В.Осипов, П.М.Рогачев, Р.М.Романов, Л.В.Рябова, Б.Ф.Славин, Л.В.Тихонов, И.Ф.Харламов и д.р.

На этапе основного исследования нами использовался метод психодиагностического тестирования, в рамках которой применялись «Ценностный опросник Шварца», «Методика Инглхарт», «Шкала этнонациональных установок» (Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Ткаченко Н.В.).

Исследование проводилось на базе Забайкальского государственного университета (ЗабГУ). Выборку составили студенты I- IV курсов следующих факультетов: социальная работа; психология образования; педагогическое образование; факультет естественных наук, математики и технологи; психолого-педагогическое образование; начальное образование; факультет технологии, транспорта и связи; исторический факультет, общая психология. В количестве 100 человек в возрасте от 18 до 26 лет, из них 91 девушки и 9 юношей.

Теперь перейдем непосредственно к результатам, полученным при диагностике исследования гражданской и этнической идентичности студентов. Рассмотрим показатели ценностей на уровне нормативных идеалов студентов, с помощью методики «Ценностный опросник Шварца».

Таблица 1.

Результаты методики «Ценностный опросник Шварца»

 

 

Типы ценностей

Уровень нормативных идеалов (%)

Уровень идеальных идеалов (%)

 

Ранг

1

Конформность

17 %

8%

Высок.

2

Традиции

18%

8%

Высок.

3

Доброта

21%

10%

Высок.

4

Универсализм

33%

14%

Сред.

5

Самостоятельность

21%

10%

Сред.

6

Стимуляция

11%

7%

Сред.

7

Гедонизм

12%

7%

Низк.

8

Достижения

17%

9%

Низк.

9

Власть

14%

5%

Низк.

10

Безопасность

23%

11%

Низк.

 

Рисунок 1, 2. Модели соотношения десяти основных человеческих ценностей (нормативных и индивидуальных идеалов)

 

В результате исследования установлено, что ведущими ценностями являются: Универсализм (33% и 14 %).

Наименее предпочитаемыми ценностями у студентов выступили: Стимуляция (11%) и Власть (5%).

Рассмотрим установки студентов, с помощью методики «Шкала этнонациональных установок».

Таблица 2.

Результаты методики «Шкала этнонациональных установок»

Установки

Результаты

Националистические установки

2,5 %

Патриотические установки

10,7 %

Нейтральные установки

3 %

Негативистские установки

3,2 %

 

В результате исследования установлено, что ведущие ценности по следующей установке: патриотические установки (10,7%).

Наименее предпочитаемой установкой у студентов выступила националистическая установка (2,5%).

Таким образом в результате исследования методики «Ценностный опросник Шварца» выявлено, что высокие баллы получились у следующей ценности: универсализм (33% и 14 %).

Наименее предпочитаемыми ценностями у студентов выступили: стимуляция (11%) и власть (5%).

Также был диагносцирован высокий показатель по следующей установке студентов, с помощью методики «Шкала этнонациональных установок» в результате исследования обнаружено, что наивысший результат получили следующие ценности: патриотические установки (10,7 %). Наименее предпочитаемой установкой у студентов выступила националистическая установка (2,5 %).

Таким образом, молодежь на сегодняшний период времени становится свидетелем многочисленных изменений в стране и обществе. Отношение молодых к этим изменениям, к России, ее месту в мире создано не только эффективностью реформ, но и духовными ценностями, которые заложены в период первичной социализации. В свою очередь патриотизм является производной национализма. И как только патриот поймет, что человек для государства, а не государство для человека, то он автоматически станет националистом.

 

Список литературы:

1. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России Текст: Сб. статей регионал. научно-практич. конференции / Под ред. О.В. Лешер, Л.В. Голиковой. – Магнитогорск: МГТУ, 2015. – 131 с.
2. Здерева Е.В. Патриотизм и его развитие Текст. / Г.В. Здерева. – Тольятти: ТГУ, 2013. – 532 с.
3. Кольцова В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе Текст. / В.А. Кольцова, В.А. Соснин // Психологический журнал. – 2015. – Т,26, № 4. – С. 89–97.
4. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект / О патриотизме и гражданственности: Учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов / Под ред. д.с.н., проф. А.А. Козлова. – СПб. «Элексис Принт», 2014. 228 с.
5. Рубинштейн G.JI. Основы общей психологии Текст. / Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 720 с.
6. http://thedifference.ru.
7. http://www.polemics.ru.
8. http://lomonosov-fund.ru.