Статья:

Поддевки как элемент детской субкультуры и их роль во взаимодействии дошкольников

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Антонян Л.А. Поддевки как элемент детской субкультуры и их роль во взаимодействии дошкольников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(29).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Поддевки как элемент детской субкультуры и их роль во взаимодействии дошкольников

Антонян Люся Альбертовна
студент, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва
Бурлакова Ирина Анатольевна
научный руководитель, канд. психол. наук, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета "Психология образования", профессор, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва

 

В исследовании поддевки рассматриваются как элемент детской субкультуры, и выявляется их роль во взаимодействии дошкольников. Актуальность исследования обусловлена особой ролью детской субкультуры в развитии старшего дошкольника, высокой значимостью социализации ребенка, недостаточными знаниями об элементах детской субкультуры, используемых детьми во взаимодействии со сверстниками.

Часто встречаются дети, у которых есть проблемы в общении со сверстниками. Причинами этих проблем могут быть разные обстоятельства - некоторые дети попадают в группу в середине учебного года и у них могут возникнуть проблемы с “вхождением” в коллектив, индивидуальные особенности ребенка (например, застенчивость) и т.д. Как известно, через общение со сверстником дошкольник познает себя, у него формируется самооценка, поэтому очень важно, чтобы дети взаимодействовали друг с другом, что способствуют гармоничному развитию личности ребенка.

Практика воспитательной работы в детском саду показывает, что отношение детей в группе детского сада не всегда складывается благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают осложнения, которые иногда приводит к "выпадению" ребенка из коллектива.

Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствует нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к появление неуверенности в себе,  недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

В своем социально-психологическом исследовании особенностей взаимоотношений и общения детей дошкольного возраста со сверстниками, Т. А. Репина  поставила задачу установить причины и психологическую природу трудностей общения у дошкольников. Уже первые наблюдения позволили обнаружить детей, в общении которых со сверстниками было не все благополучно. Прежде всего внимание привлекали несдержанные, излишне импульсивные дети, чьё поведение приводило к полной дезорганизации игр, к возникновению острых конфликтов со сверстниками. В то же время можно было наблюдать детей, которые проводят в одиночестве большую часть из выделенного на игры времени. Поскольку в указанных случаев контактирование с детьми была нарушено, подобные трудности стали обозначаться как трудности общения. Однако более глубокое изучение этого явления позволил обнаружить, что как несдержанность поведения, так и замкнутость - очень сложные явления, каждое из которых может обусловливаться разнообразными причинами. [2, С. 67, С. 69, С. 70]

Отношения к другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причем главным пространством рождения таких отношений является сфера общения с равными - со сверстниками. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношений со сверстниками, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и возникновению частых конфликтов с другими детьми. Проблемы и конфликты между детьми порождают тяжелые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость и др.). Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником серьезных межличностных и внутренних проблем взрослого человека.[3, С. 92]

Представленное исследование задумано как поиск в детской субкультуре средств, которые позволят преодолеть трудности дошкольников в общении со сверстниками. С нашей точки зрения, важно дать средство детям, у которых возникают сложности в общении с другими дошкольниками, которое помогло бы им включиться в жизнь группы детского сада и чувствовать себя в ней комфортно. Поддевки, на наш взгляд, являются одним из таких средств. 

Детская субкультура в целом и поддевки в частности были предметом исследований Г.С. Виноградова, Ф.С. Капицы, Т.М. Колядич. В научный оборот такое явление детской субкультуры как поддевки, были введены Г.С. Виноградовым. Его основные работы, которые были посвящены детскому фольклору, включают описание одной из групп  “потешного фольклора” [5, С. 37] - поддевок. Труды Г.С. Виноградова посвящены описанию и классификации поддевок, пониманию сути и роли этого явления детской субкультуры. Ученый провел множество наблюдений, собрал материал, который позволяет изучить поддевки и другие жанры детского фольклора. 

Ф.С. Капица и Т.М. Колядич в своей большой работе “Русский детский фольклор” собрали все труды исследователей детского фольклора. Изучив предшествующие работы, они делают вывод: “Современные дети называют подобное явление “заманкой”, полагая, что завлекают собеседника в словесную игру и насмехаются над ним. Уже четырех-пятилетние дети, вступая в детский коллектив, способны на подобные розыгрыши.” [5, С. 112]

Изучению того, используют ли дошкольники поддевки, когда и какие, в процессе взаимодействия друг с другом, была посвящена первая часть нашего исследования. Результаты организованных наблюдений за старшими дошкольниками в свободной деятельности, опроса воспитателей и родителей показывают, поддевки используются детьми в общении друг с другом - или во время активной беседы (неожиданно просили сказать собеседника какое-либо слово, а затем поддевали его) , или с целью развлечь себя и сверстников. Во всех наблюдаемых случаях , дети использовали поддевки – искусственный диалог. 

Некоторые  дети, которые были поддеты старались вспомнить поддевки и поддеть в ответ. Рядом стоящие, услышавшие стих, вспоминали о поддевках, которые знают и тоже поддевали товарищей и, конечно, это вызывало у всех радость и веселье.

Поддевка, по определению Г.С. Виноградова,  “представляет собою или краткий искусственный диалог, где нужно ожидать возможности быть поддетым, т. е. пойманным на слове, или диалог естественный, в котором человек ловится на слове совершенно неожиданно для себя.”[4, С. 175]  

Функции, которые несет поддевка:

  • педагогическая (обучив ребенка добрым поддевкам, его можно включить в общение со сверстниками),
  • развлекательная (поддевки очень веселят детей даже тех, кто не участвовал в процессе поддевания, во время скуки, когда игры закончились и т.д.),
  • творческая (дети часто придумывают шутливые продолжения к уже существующим поддевкам или новые),
  • речевая (заучивание поддевок предполагает понятное воспроизведение текста, в противном случае, поддеть товарища не удастся),
  • способствуют развитию памяти (заучивание поддевок предполагает точного воспроизведения текста);
  • воспитательная (ребенок отстаивает себя при нападках сверстников в словесной форме, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание).

Исследователями выделяются такие виды поддевок, как: естественный диалог (Показывая на бумажку на земле: “Твой талон?” - Когда ребенок нагнется, чтобы посмотреть, ему кричат: “Спасибо за поклон!”) и искусственный диалог (“Скажи “Тесто”. - “Тесто”. - ”Жених и невеста”); или поддевки-заманки – длинный ряд взаимно встречаемых слов из чего получается небольшой диалог (“Пошли мы в лес”. - “И я тоже”. - “Вырубили корыто”. - “И я тоже”. - “ Налили помои”. - “И я тоже”. - “Свиньи стали есть”. -  “И я тоже”. - “А ты разве свинья?”);  поддевки-загадки (“Что лучше: вишня или слива?” - “Вишня”.- “Пуговица лишня”); поддевки-шутки (“Крикнем дружно все: “УРА!”” - “Ура!” - “Вам на пенсию пора”); поддевки-действия (“Дуб или вяз?” - “Дуб…” - “Тяни до губ!”). 

Данные, полученные в первой части исследования, позволили выдвинуть предположение о том, что поддевки могут быть средством преодоления трудностей в общении старших дошкольников со сверстниками. Для проверки данного предположения была разработана программа, направленная на расширение репертуара поддевок у дошкольников, которые часто испытывают трудности в общении с другими детьми. Основными задачами разработанной программы являлось: 1) познакомить (или актуализировать знание) с “веселыми” короткими стихотворениями, которые можно использовать при общении друг с другом; 2) показать через рассказы о других детях, в каких ситуациях могут использоваться поддевки; 3) научить подбирать рифму к различным словам, сочинять мини-стихотворение, которое может быть похоже на поддевку.

Программа строится на использовании различных деятельностей, которые позволят детям освоить смысл поддевок и приобрести необходимые знания и способы их использования при взаимодействии со сверстниками. Это – слушание и пересказ рассказов (где персонажи используют в различных ситуациях поддевки), сочинение рифм и коротких стихотворений, рисование, взаимодействие с родителями.

Предполагается, что расширенный репертуар поддевок будет использоваться дошкольниками для включения во взаимодействие со сверстниками и преодоления трудностей включения в совместную деятельность. Для оценки эффективности программы предусматривалась ее реализация в подгруппе детей “непопулярных” или “отвергаемых”, которые имеют низкий социальный статус в группе. Ожидаемым результатом программы должно было стать расширение использования поддевок в общении дошкольников и увеличение частоты успешного преодоления ими трудностей во взаимодействии с их помощью.

 

Список литературы:
1. Новицкая М.Ю., Райкова И.Н., Капица Ф.С. Детский Фольклор. Библиотека русского фольклора. М., 2002
2. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. Москва “Педагогика”, 1978
3. Е.О. Смирновой Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Мозаика-Синтез, 2012
4. Виноградов Г. С. Детский фольклор//И з истории русской фольклористики. Д., 1978
5. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. Издательство “Флинта” и “Наука”, 2002