Психолого-педагогические проблемы работы с одаренными и талантливыми детьми в области образовательной робототехники
Конференция: CXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Психолого-педагогические проблемы работы с одаренными и талантливыми детьми в области образовательной робототехники
XXI век, не зря называют технотронным. IT - технологии стали обыденной повседневностью каждого человека. Информационная эра, требует от неофитов, новых приемов и подходов – таких, как способность искать и объективно оценивать информацию, работать с массивами порой очень сложных данных. По статистике объем информации удваивается, каждые 7 лет. Нравится нам это или нет, но информатизация современного общества, это свершившийся факт, который диктует глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности.
Сегодня, в нашем обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих и способных на перспективу решать возникающие задачи и формулировать новые, инновационные идеи.
Тема одарённых и талантливых детей - одна из самых интересных и спорных в современной педагогике и психологии. Существует прямая зависимость между НТР, экономическим потенциалом страны, и возможностью самореализации людей, а также внутренним ресурсом общества. Только интеллектуально развитые ученики, могли бы своевременно получать углубленное образование и составить в технократическую элиту, креативно проявляя себя.
Проблема поиска, развития и воспитания современных ньютонов и платонов, как говорил Ломоносов, имеет исключительное значение для государства. Несомненно, что от уровня квалификации и знаний будущих специалистов зависит инновационный потенциал страны, а также ее место в системе международного разделения труда.
В российских образовательных программах робототехника играет все большую роль. Учащиеся российских школ вовлечены в проектирование и программирование IT механизмов, с применением LEGO-роботов, промышленных роботов, специализированных дронов для МЧС и ВС Российской федерации. Востребованность технического образования диктует его популярность среди выпускников школ, о чем свидетельствует выбор предметов по ЕГЭ. Создание цифровой экономики,, как задачу правительства, недавно озвучил и президент страны В.В.Путин.
Но при работе с одаренными детьми периодически возникают педагогически трудности, и проблемы психологического порядка. Необходима вариативность процесса подготовки детей, учет типов одаренности, противоречивостью теоретических подходов. Земля русская богато одарена талантами, да очень мало высококвалифицированных ученых и специалистов, готовых за небольшую зарплату, работать с креативно мыслящими детьми.
Образовательная робототехника – это новое междисциплинарное направление обучения школьников, соединяющее знания о физике, технологии, мехатронике, математике, и ИКТ. Оно позволяет вовлечь в п инновационное творчество детей разного возраста. Оно направлена на популяризацию НТП и реализацию престижа инженерных профессий среди молодежи, развитие у молодежи навыков практического решения современных IT- задач и работы с современными компьютерами.
Повсеместное внедрение IT-технологий образовательной робототехники в учебный процесс вызвано необходимостью формирования у современных гениев регулятивных, личностных познавательных, коммуникативных и универсальных учебных действий, являющихся важной составляющей ФГОС.
У современной молодежи существует ряд проблем, с которыми она сталкиваются в ходе учебного процесса. Такой ученик, обладает выдающимися способностями, опережает сверстников по уровню IQ, может иметь проблемы, например в общении со сверстниками. Могут возникнуть и разногласия с профессорско-преподавательским составом. Достаточно вспомнить успеваемость А.Эйнштейна в колледже. Взрослый более опытный, и ему необходимо обладать достаточным тактом в общении с детьми-индиго.
Проблемы теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями ребенка. Вовремя распознать талант ребенка, своевременно развивать его задатки, способен далеко не каждый преподаватель, Великая загадка природы – душа ребенка. Недавние современные исследования ученых и педагогов вносят большой вклад в понимание проблем, стоящих перед будущей интеллектуальной элитой России и пытаются решить их [1].
Существует следующая градация данной проблематики:
1. Наличие стратегий деятельности.
У одаренных детей наблюдается своеобразный личный стиль деятельности, склонность «все делать по-своему» и связанную с этим собственной системой контроля и регуляции своих действий.
2. Тип обучаемости одаренных детей.
Может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и навыков.
3.Протестное поведение.
Талантливый ребенок иногда выражает протест, если происходит длительное подавление его важных потребностей в самореализации, в демонстрации своих возможностей, лидировании.
4.Увлеченность и одержимость одаренных детей.
У одаренной молодежи часто прослеживается повышенный интерес к определенной сфере деятельности.
5. Проблемы общения.
Талантливые дети очень любят сложные игры, нестандартные ситуации, серьезные увлечения и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники.
6. Познавательная потребность.
У большинства таких детей наблюдается повышенная заинтересованность, которая проявляется в нескончаемой любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
7. Внимание взрослых. Талантливые ребята испытывают повышенную потребность во внимании взрослых.
14. Сверхчувствительность.
Возникает у детей в связи с излишней сенсорной восприимчивостью, когда слова и невербальные сигналы воспринимаются очень остро [4].
Изменить внимание с процесса целенаправленного развития качеств таланта на процесс педагогической поддержки, создать условия для развития и совершенствования одаренного ребенка - вот главное, что должен сделать педагог для решения проблем одаренных детей.
Надо помнить, что проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы детей и взрослых, образовательного учреждения и общества.
Работа учителя с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного характера, глубоких, постоянно обновляемых знаний в области детской психологии, предусматривает тесное сотрудничество с психологами, педагогами, администрацией и с родителями одаренных детей. Эта работа требует постоянного развития, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной [2].
Образовательная робототехника в последнее время развивается со скоростью света, внедряется во все сферы жизни, как компьютеры в 80-е годы прошлого столетия. Сегодня образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Такое понимание робототехники позволяет выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от детей детского сада до студентов [3].
Одной из важной задачей работы с образовательной робототехникой должно стать создание непрерывной системы - робототехника должна работать на развитие технического творчества, воспитание будущего инженера, начиная с детского сада и до момента получения профессии и даже выхода на производство.