Статья:

Психолого-педагогические проблемы работы с одаренными и талантливыми детьми в области образовательной робототехники

Конференция: CXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Панина Я.А., Кихтенко А.Е. Психолого-педагогические проблемы работы с одаренными и талантливыми детьми в области образовательной робототехники // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(129). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(129).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогические проблемы работы с одаренными и талантливыми детьми в области образовательной робототехники

Панина Яна Андреевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Твелова Ирина Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

XXI век, не зря называют технотронным. IT - технологии стали обыденной повседневностью каждого человека. Информационная эра, требует от неофитов, новых приемов и подходов – таких, как способность искать и объективно оценивать информацию, работать с массивами порой очень сложных данных. По статистике объем информации удваивается, каждые 7 лет. Нравится нам это или нет, но информатизация современного общества, это свершившийся факт, который диктует глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности.

Сегодня, в нашем обществе возрастает потребность в  людях нестандартно мыслящих и способных на перспективу решать возникающие задачи и формулировать новые, инновационные идеи.

Тема одарённых и талантливых детей - одна из самых интересных и спорных в современной педагогике и психологии. Существует прямая зависимость между НТР, экономическим потенциалом страны, и возможностью самореализации людей, а также внутренним ресурсом общества. Только интеллектуально развитые ученики, могли бы своевременно получать углубленное образование и составить в технократическую элиту, креативно проявляя себя.

Проблема поиска, развития и воспитания современных ньютонов и платонов, как говорил Ломоносов, имеет исключительное значение для государства. Несомненно, что от уровня квалификации и знаний будущих специалистов зависит инновационный  потенциал страны, а также ее место в системе международного разделения труда.

В российских образовательных программах робототехника играет все большую роль. Учащиеся российских школ вовлечены в проектирование и программирование IT механизмов, с применением LEGO-роботов, промышленных роботов, специализированных дронов для МЧС и ВС Российской федерации. Востребованность технического образования диктует его популярность среди выпускников школ, о чем свидетельствует выбор предметов по ЕГЭ. Создание цифровой экономики,, как задачу правительства, недавно озвучил и президент страны В.В.Путин.

Но при работе с одаренными детьми периодически возникают педагогически трудности, и проблемы психологического порядка. Необходима вариативность процесса подготовки детей, учет типов  одаренности, противоречивостью теоретических подходов. Земля русская богато одарена талантами, да очень мало высококвалифицированных ученых и специалистов, готовых за небольшую зарплату, работать  с креативно мыслящими детьми.

Образовательная робототехника – это новое междисциплинарное направление обучения школьников, соединяющее знания о физике, технологии, мехатронике, математике, и ИКТ. Оно позволяет вовлечь в п инновационное творчество детей разного возраста. Оно направлена на популяризацию НТП и реализацию престижа инженерных профессий среди молодежи, развитие у молодежи навыков практического решения современных IT- задач и работы с современными компьютерами.

Повсеместное внедрение IT-технологий образовательной робототехники в учебный процесс вызвано необходимостью формирования у современных гениев регулятивных, личностных познавательных, коммуникативных и универсальных учебных действий, являющихся важной составляющей ФГОС.

У современной молодежи существует ряд проблем, с которыми она сталкиваются в ходе учебного процесса. Такой ученик, обладает выдающимися способностями, опережает сверстников по уровню IQ, может иметь проблемы, например в общении со сверстниками. Могут возникнуть и разногласия с профессорско-преподавательским составом. Достаточно вспомнить успеваемость А.Эйнштейна в колледже. Взрослый  более опытный, и ему необходимо обладать достаточным тактом в общении с детьми-индиго.

Проблемы теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями ребенка. Вовремя распознать талант ребенка, своевременно развивать его задатки, способен далеко не каждый преподаватель, Великая загадка природы – душа ребенка. Недавние  современные исследования ученых  и педагогов вносят большой вклад в понимание проблем, стоящих перед будущей интеллектуальной элитой России и пытаются решить их [1].

Существует следующая градация данной проблематики:

1. Наличие  стратегий деятельности.

У одаренных детей наблюдается своеобразный личный стиль деятельности, склонность «все делать по-своему» и связанную с  этим собственной системой контроля и регуляции своих действий.

2. Тип обучаемости одаренных детей.

Может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и навыков.

3.Протестное поведение.

Талантливый ребенок иногда выражает протест, если происходит длительное подавление его важных потребностей в самореализации, в демонстрации своих возможностей, лидировании.

4.Увлеченность и одержимость одаренных детей.

У одаренной молодежи часто прослеживается повышенный интерес к определенной сфере деятельности.

5. Проблемы общения.

Талантливые дети очень любят сложные игры, нестандартные ситуации, серьезные увлечения и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники.

6. Познавательная потребность.

У большинства таких детей наблюдается повышенная заинтересованность, которая проявляется в нескончаемой  любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

7.  Внимание взрослых. Талантливые ребята испытывают повышенную потребность во внимании взрослых.

14. Сверхчувствительность.

Возникает у детей в связи с излишней сенсорной восприимчивостью, когда слова и невербальные сигналы воспринимаются очень остро [4].

Изменить внимание  с процесса целенаправленного развития качеств таланта на процесс педагогической поддержки, создать условия для развития и совершенствования одаренного ребенка - вот главное, что должен сделать педагог для решения проблем одаренных детей.

Надо помнить, что проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы детей и взрослых, образовательного учреждения и общества.

Работа учителя с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного характера, глубоких, постоянно обновляемых знаний в области детской психологии, предусматривает тесное сотрудничество с психологами, педагогами, администрацией и с родителями одаренных детей. Эта работа требует постоянного развития, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной [2].

Образовательная робототехника в последнее время развивается со скоростью света, внедряется во все сферы жизни, как компьютеры в 80-е годы прошлого столетия. Сегодня образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Такое понимание робототехники позволяет выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от детей детского сада до студентов [3].

Одной из важной задачей работы с образовательной робототехникой должно стать создание непрерывной системы - робототехника должна работать на развитие технического творчества, воспитание будущего инженера, начиная с детского сада и до момента получения профессии и даже выхода на производство.

 

Список литературы:
1. Образовательная робототехника. - [Электронный ресурс]. -  http://robot.edu54.ru
2. Образовательная робототехника. - [Электронный ресурс]. -
http://wiki.tgl.net.ru/index.php/Образовательная_робототехника 
3. Что такое образовательная робототехника? Мнение экспертов комиссии Совета Федерации. - [Электронный ресурс]. -  https://geektimes.ru/post/268520/