Статья:

Подходы к изучению самооценки в отечественной и зарубежной психологии

Конференция: XLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Петрухина И.Н. Подходы к изучению самооценки в отечественной и зарубежной психологии // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/13(43).pdf (дата обращения: 17.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Подходы к изучению самооценки в отечественной и зарубежной психологии

Петрухина Ирина Николаевна
магистрант ФГОУ ВО МГПУ, РФ, г. Москва

 

Личность - результат работы сознания, которое создает, путем отбора и формирования культурных достоинств общества, собственные смыслы жизнедеятельности. Самосознание, благодаря которому человек познает себя, оценивает и отрабатывает определенное отношение к себе, позволяет менять процесс построения личности за счет адаптации жизненных смыслов в собственных особенностях. Одним из важных факторов, который раскрывает многогранность самосознания, является самооценка.

Основу самооценки составляет система личностных образований индивида, принятых им как система ценностей.

Феномен самооценки изучался многими учеными, что привело к формированию различных подходов к ее изучению: 1) личностный подход рассматривает самооценку как важный компонент самосознания личности; 2) структурно-целостный подход изучает самооценку как один из компонентов целостной структуры личности; 3) деятельностный подход предлагает рассматривать самооценку как фактор, влияющий на качество результатов деятельности личности; 4) динамический подход используется при анализе самооценки в процессе возрастных изменений индивида; 5) психопатологический подход рассматривает самооценку как показатель психического здоровья личности; 6) в соответствии с функциональным подходом самооценка рассматривается в качестве одной из ведущих функций личности [8, с. 460-461].

Также и многие ученые рассматривали самооценку по-разному, и по-разному обосновывали трактовку этого понятия. Так, С Куперсмит под самооценкой понимает ощущение собственной ценности, что свойственно индивиду, которое для других людей проявляется в тех или иных его реакциях [1].

По Р. Бернсу, самооценка представляет собой суждения индивида о ценности своей личности, что находит выражение в установках, которые для него характерны. По мнению ученого, самооценка – это эмоционально-ценностная структура, которая является условием и средством формирования "Я" –концепции [2].

По мнению Г. Валицкаса и Ю. Гипенрейтер, самооценка отражает информацию субъекта о самом себе с точки зрения взаимодействия с некоторыми нормами, стандартами и ценностями, она существует как сумма осознаваемого и неосознаваемого, реального и желаемого, общего и частного [1].

Согласно взглядам У. Джемса самооценка может проявляться в виде удовлетворения или неудовлетворения самим собой. Если личность удовлетворена собой, следовательно она имеет высокий уровень самоуважения. Самоуважение - важное условие продуктивной активности личности, которое ведет к реализации ее творческого потенциала (Р. Бернс). Такая позиция не оставляет во внутреннем мире человека места критическому отношению к себе, неудовлетворенностью собой как источником возникновения потребности в самосовершенствовании [4].

Рассмотрение проблемы самооценки в отечественной психологии производится по большей части в границах возрастной психологии. Изучается и анализируется процесс формирования и становления самооценки личности, изменение ее характеристик во время индивидуального развития человека.

По мнению отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, самооценка входит в состав самосознания личности, является результатом ее развития, и на ее формирование оказывает влияние вся жизнедеятельность индивида.

Для характеристики самооценки личности недостаточно знать, как оценивает себя сам человек, - важно выяснить насколько адекватно ориентируется он в оценке себя окружающими. Человек с завышенной самооценкой готов всегда обвинять окружающих в несправедливом отношении, в непонимании его, в предвзятости к действиям, что приводит к агрессивному поведению, проявлению подозрения и злобы, личность отрицает свои явные недостатки и не может принять мнение окружающих. Личности с заниженной самооценкой считают, что к ним почти все относятся несправедливо, что их не понимают, они больше фиксируют внимание на своих неудачах, чем на достижениях, считая свой успех случайностью, а неудачи – роковой предпосылкой. 
 

Список литературы:
1. Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. – М. : МГПУ, 2005. – 180 с.
2. Куницына В.Н. Межличностное общение:  Учебник для вузов  [Текст] / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова,  В.М. Погольша. - СПб.: Питер. - 2001. – С. 544
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г.Маклаков. – СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. – 581 с.
4. Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стереотип. [Текст] /М.Г.Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – с. 254