Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС

Конференция: CCLXXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Ерикова И.О. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(281). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(281).pdf (дата обращения: 02.02.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС

Ерикова Ирина Олеговна
студент, ФГБОУ ВО Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Шелиспанская Эллада Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Аннотация. Статья посвящена проблемам развития социально-бытовых навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Отмечаются затруднения в развитии у детей данных навыков, обусловленные особенностями развития и поведения, которые часто сопровождают РАС. В связи с этим проведено исследование, в ходе которого выявлена специфика развития элементарных социально-бытовых навыков у младших школьников с РАС и реализовано коррекционно-развивающее воздействие для повышения уровня навыков. В статье раскрываются полученные результаты исследования, описывается специфика реализованной коррекционно-развивающей программы.

 

Ключевые слова: элементарные социально-бытовые навыки, расстройства аутистического спектра.

 

Дети с расстройствами аутистического спектра мало способны к самообслуживанию, они часто нуждаются в помощи взрослого с выполнением многих действий по приему пищи, использованию одежды, выполнению гигиенических процедур и т.д. В бытовых делах они также овладевают маленьким кругом действий, не следят за чистотой в помещении, не различают чистую и загрязнившуюся одежду, не могут подобрать одежду, подходящую по времени года. Негативными факторами, препятствующими развитию социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра, могут выступать наличие стереотипий поведения, острые реакции на дискомфорт и на изменение внешней обстановки.

Зачастую дети с РАС не осваивают социально-бытовые навыки самостоятельно. Они редко пытаются повторить за взрослым даже простые бытовые действия, действия, связанные с приемом пищи, гигиеной. Если у них что-то не получается, они быстро отказываются выполнять эти действия снова. Однако иногда дети могут освоить некоторые элементарные социально-бытовые навыки. Но перенос освоенного навыка в другие условия часто затруднен, привязан к привычным условиям, постоянной обстановке, предметам и объектам. Но при длительной работе специалистов с ребенком можно развить у него определенный уровень владения социально-бытовыми навыками. Это является прочной основой для того, чтобы ребенок стал более самостоятельным, мог меньше зависеть от помощи взрослого и более успешно социализироваться [1; 2].

Опираясь на важность работы по развитию у детей с РАС социально-бытовых навыков, было организовано и проведено экспериментальное исследование. Базой исследования выступил ГОУ ТО «Тульский областной центр образования №2». Одним из векторов развития образовательного учреждения является повышение уровня доступности образования для детей с ОВЗ, в том числе обучающихся на дому, а также качества образовательного процесса посредством совершенствования педагогических технологий. Деятельность педагогов направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, на обеспечение способностей каждого ребенка к максимальному овладению академическими знаниями, а также на формирование у него жизненных компетенций.

В исследовании принимало участие 10 детей с расстройством аутистического спектра в возрасте 8-9 лет. Проведено наблюдение за тем, как дети выполняют действия, относящиеся к социально-бытовым навыкам. Также проведено анкетирование родителей, поскольку они имеет более полное представление о том, на каком уровне их дети владеют разными навыками, какие действия могут выполнить полностью самостоятельно, в каких действиях нуждаются в помощи, а какие действия не выполняют вовсе. Такие методы наиболее удобны в использовании с детьми с РАС, так как с ними затруднительно провести тестирование из-за сложности установления контакта и привлечения к выполнению заданий.

Диагностическая программа была составлена с опорой на критерии владения детей с РАС социально-бытовыми навыками, которые выделили М.Ю. Веденина и О.Н. Окунева [1]. В нашем исследовании эти критерии выступают как параметры изучения элементарных социально-бытовых навыков детей. Исследовался уровень развития у детей элементарных навыков самообслуживания, организации питания, уборки помещения. Для этого использована методика «Лист жизненных компетенций» (С.А. Морозов) и анкета «Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам» (Б.Л. Бейкер, А.Дж. Брайтман).

Результаты, полученные с помощью методики «Лист жизненных компетенций», показали, что у 80% детей на низком уровне развиты такие элементарные навыки самообслуживания, как навыки приема пищи и навыки одевания и раздевания. У 20% детей выявлен средний уровень их развития. Дети с помощью взрослого способны садиться за стол для приема пищи, но столовыми приборами не пользуются. Они с помощью взрослого могут надеть или снять расстегнутую одежду. Никакие виды застежек не могут застегнуть или расстегнуть, не отличают грязную одежду от чистой одежды.

Также методика показала, что у 60% на низком уровне развиты такие элементарные навыки самообслуживания, как туалетные навыки и гигиенические навыки. У 40% детей выявлен средний уровень данных навыков. Когда взрослый оказывает помощь, дети способны пользоваться туалетом дома. В общественных местах они отказываются от использования туалета. Гигиенические действия тоже выполняют только тогда, когда взрослый им помогает.

Изучение элементарных навыков организации питания показало, что у 80% детей низкий уровень развития навыков организации питания и только у 20% детей – средний уровень. Некоторые дети способны выполнять ограниченный круг действий по уборке со стола и мытью посуды, по обращению с продуктами только с помощью взрослого.

Результаты, полученные с помощью анкеты «Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам», показали, что у всех детей на низком уровне развиты навыки обеспечения порядка в помещении. Некоторые дети могут вешать одежду и убрать со стола, если им в этом помогает взрослый. Большинство действий по уборке они не могут сделать.

Таким образом, в ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что дети с РАС на низком уровне освоили элементарные навыки приема пищи, одевания и раздевания, туалетные и гигиенические навыки, навыки организации питания и обеспечения порядка в помещении. Опираясь на полученные данные, была составлена коррекционно-развивающая программа, в задачи которой входит развитие у детей перечисленных групп социально-бытовых навыков. Целью программы является развитие элементарных социально-бытовых навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра.

Программа включает в себя 18 занятий. Каждое занятие предполагает индивидуальную форму проведения, что является стандартом для работы с детьми с РАС. Продолжительность каждого занятия варьируется в зависимости от скорости и активности включения ребенка в деятельность. Частота проведения занятий составляет два раза в неделю. Согласно рекомендациям С.Г. Лещенко и Н.А. Пешковой, развитие у детей социально-бытовых навыков проводится через обучение в естественном режиме дня, что позволяет ребенку лучше усвоить, в какое время и при каких обстоятельствах выполняются разные действия по приему пищи, организации питания, гигиене, пользованию туалетом и мытью рук, одеванию и раздеванию. Отдельные части занятий повторяются на протяжении нескольких занятий, чтобы ребенок мог овладеть алгоритмом и механизмом выполнения каждого действия и закрепить навык [4].

Согласно рекомендациям Л.М. Шипицыной, в начале каждого занятия проговаривается план предстоящей работы. Некоторые части занятия имеют форму игры, что позволяет с наибольшей вероятностью привлечь внимание ребенка к предлагаемому действию [5]. По рекомендации М.Ю. Ведениной, И.И. Мамайчук, О.Н. Окуневой, в конце занятия предусмотрено положительное подкрепление стараний ребенка в виде печенья. Задания на протяжении программы усложняются постепенно. Это делается для того, чтобы с большей вероятность вызвать у ребенка чувство безопасности во время занятия и снизить возможность негативных реакций [1; 3].

После завершения коррекционно-развивающей работы проведен контрольный этап эксперимента. Он показал, что у некоторых детей с РАС повысился уровень развития элементарных социально-бытовых навыков. Улучшилось владение некоторыми навыками приема пищи, одевания и раздевания, туалетными и гигиеническими навыками, навыками организации питания и обеспечения порядка в помещении. У троих детей выявлен средний уровень владения всеми перечисленными социально-бытовыми навыками. Еще у двоих детей некоторые навыки повысились до среднего уровня. Очень важным результатом является то, что дети стали менее зависимыми от помощи взрослого в процессе выполнения социально-бытовых действий.

Дети с расстройствами аутистического спектра, овладевающие социально-бытовыми навыками, адаптируются к самостоятельной жизни в окружающем пространстве с его предметами и объектами. Они становятся более самостоятельными в выполнении действий по самообслуживанию, гигиене, простых и более сложных бытовых действий. Увеличиваются их возможности социализации, взаимодействия не только с родителями, но и с педагогами, другими детьми, людьми на улице или в общественных местах.

 

Список литературы:
1. Веденина, М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации / М. Ю. Веденина, О. Н. Окунева // Дефектология. – 2022 – №5. – С.22-25.
2. Лютова, Е.К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 136 с.
3. Мамайчук, И.П. Помощь психолога детям с аутизмом / И. П. Мамайчук. – Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 287 с.
4. Пешкова, Н.А. Диагностика и развитие социально-бытовых навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра: учебно-методическое пособие / Пешкова Н. А., С. Г. Лещенко. – Москва: Мир науки, 2020. – 107 с.
5. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 343 с.