ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС
Конференция: CCLXXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CCLXXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС
Аннотация. Статья посвящена проблемам развития социально-бытовых навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Отмечаются затруднения в развитии у детей данных навыков, обусловленные особенностями развития и поведения, которые часто сопровождают РАС. В связи с этим проведено исследование, в ходе которого выявлена специфика развития элементарных социально-бытовых навыков у младших школьников с РАС и реализовано коррекционно-развивающее воздействие для повышения уровня навыков. В статье раскрываются полученные результаты исследования, описывается специфика реализованной коррекционно-развивающей программы.
Ключевые слова: элементарные социально-бытовые навыки, расстройства аутистического спектра.
Дети с расстройствами аутистического спектра мало способны к самообслуживанию, они часто нуждаются в помощи взрослого с выполнением многих действий по приему пищи, использованию одежды, выполнению гигиенических процедур и т.д. В бытовых делах они также овладевают маленьким кругом действий, не следят за чистотой в помещении, не различают чистую и загрязнившуюся одежду, не могут подобрать одежду, подходящую по времени года. Негативными факторами, препятствующими развитию социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра, могут выступать наличие стереотипий поведения, острые реакции на дискомфорт и на изменение внешней обстановки.
Зачастую дети с РАС не осваивают социально-бытовые навыки самостоятельно. Они редко пытаются повторить за взрослым даже простые бытовые действия, действия, связанные с приемом пищи, гигиеной. Если у них что-то не получается, они быстро отказываются выполнять эти действия снова. Однако иногда дети могут освоить некоторые элементарные социально-бытовые навыки. Но перенос освоенного навыка в другие условия часто затруднен, привязан к привычным условиям, постоянной обстановке, предметам и объектам. Но при длительной работе специалистов с ребенком можно развить у него определенный уровень владения социально-бытовыми навыками. Это является прочной основой для того, чтобы ребенок стал более самостоятельным, мог меньше зависеть от помощи взрослого и более успешно социализироваться [1; 2].
Опираясь на важность работы по развитию у детей с РАС социально-бытовых навыков, было организовано и проведено экспериментальное исследование. Базой исследования выступил ГОУ ТО «Тульский областной центр образования №2». Одним из векторов развития образовательного учреждения является повышение уровня доступности образования для детей с ОВЗ, в том числе обучающихся на дому, а также качества образовательного процесса посредством совершенствования педагогических технологий. Деятельность педагогов направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, на обеспечение способностей каждого ребенка к максимальному овладению академическими знаниями, а также на формирование у него жизненных компетенций.
В исследовании принимало участие 10 детей с расстройством аутистического спектра в возрасте 8-9 лет. Проведено наблюдение за тем, как дети выполняют действия, относящиеся к социально-бытовым навыкам. Также проведено анкетирование родителей, поскольку они имеет более полное представление о том, на каком уровне их дети владеют разными навыками, какие действия могут выполнить полностью самостоятельно, в каких действиях нуждаются в помощи, а какие действия не выполняют вовсе. Такие методы наиболее удобны в использовании с детьми с РАС, так как с ними затруднительно провести тестирование из-за сложности установления контакта и привлечения к выполнению заданий.
Диагностическая программа была составлена с опорой на критерии владения детей с РАС социально-бытовыми навыками, которые выделили М.Ю. Веденина и О.Н. Окунева [1]. В нашем исследовании эти критерии выступают как параметры изучения элементарных социально-бытовых навыков детей. Исследовался уровень развития у детей элементарных навыков самообслуживания, организации питания, уборки помещения. Для этого использована методика «Лист жизненных компетенций» (С.А. Морозов) и анкета «Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам» (Б.Л. Бейкер, А.Дж. Брайтман).
Результаты, полученные с помощью методики «Лист жизненных компетенций», показали, что у 80% детей на низком уровне развиты такие элементарные навыки самообслуживания, как навыки приема пищи и навыки одевания и раздевания. У 20% детей выявлен средний уровень их развития. Дети с помощью взрослого способны садиться за стол для приема пищи, но столовыми приборами не пользуются. Они с помощью взрослого могут надеть или снять расстегнутую одежду. Никакие виды застежек не могут застегнуть или расстегнуть, не отличают грязную одежду от чистой одежды.
Также методика показала, что у 60% на низком уровне развиты такие элементарные навыки самообслуживания, как туалетные навыки и гигиенические навыки. У 40% детей выявлен средний уровень данных навыков. Когда взрослый оказывает помощь, дети способны пользоваться туалетом дома. В общественных местах они отказываются от использования туалета. Гигиенические действия тоже выполняют только тогда, когда взрослый им помогает.
Изучение элементарных навыков организации питания показало, что у 80% детей низкий уровень развития навыков организации питания и только у 20% детей – средний уровень. Некоторые дети способны выполнять ограниченный круг действий по уборке со стола и мытью посуды, по обращению с продуктами только с помощью взрослого.
Результаты, полученные с помощью анкеты «Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам», показали, что у всех детей на низком уровне развиты навыки обеспечения порядка в помещении. Некоторые дети могут вешать одежду и убрать со стола, если им в этом помогает взрослый. Большинство действий по уборке они не могут сделать.
Таким образом, в ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что дети с РАС на низком уровне освоили элементарные навыки приема пищи, одевания и раздевания, туалетные и гигиенические навыки, навыки организации питания и обеспечения порядка в помещении. Опираясь на полученные данные, была составлена коррекционно-развивающая программа, в задачи которой входит развитие у детей перечисленных групп социально-бытовых навыков. Целью программы является развитие элементарных социально-бытовых навыков у младших школьников с расстройствами аутистического спектра.
Программа включает в себя 18 занятий. Каждое занятие предполагает индивидуальную форму проведения, что является стандартом для работы с детьми с РАС. Продолжительность каждого занятия варьируется в зависимости от скорости и активности включения ребенка в деятельность. Частота проведения занятий составляет два раза в неделю. Согласно рекомендациям С.Г. Лещенко и Н.А. Пешковой, развитие у детей социально-бытовых навыков проводится через обучение в естественном режиме дня, что позволяет ребенку лучше усвоить, в какое время и при каких обстоятельствах выполняются разные действия по приему пищи, организации питания, гигиене, пользованию туалетом и мытью рук, одеванию и раздеванию. Отдельные части занятий повторяются на протяжении нескольких занятий, чтобы ребенок мог овладеть алгоритмом и механизмом выполнения каждого действия и закрепить навык [4].
Согласно рекомендациям Л.М. Шипицыной, в начале каждого занятия проговаривается план предстоящей работы. Некоторые части занятия имеют форму игры, что позволяет с наибольшей вероятностью привлечь внимание ребенка к предлагаемому действию [5]. По рекомендации М.Ю. Ведениной, И.И. Мамайчук, О.Н. Окуневой, в конце занятия предусмотрено положительное подкрепление стараний ребенка в виде печенья. Задания на протяжении программы усложняются постепенно. Это делается для того, чтобы с большей вероятность вызвать у ребенка чувство безопасности во время занятия и снизить возможность негативных реакций [1; 3].
После завершения коррекционно-развивающей работы проведен контрольный этап эксперимента. Он показал, что у некоторых детей с РАС повысился уровень развития элементарных социально-бытовых навыков. Улучшилось владение некоторыми навыками приема пищи, одевания и раздевания, туалетными и гигиеническими навыками, навыками организации питания и обеспечения порядка в помещении. У троих детей выявлен средний уровень владения всеми перечисленными социально-бытовыми навыками. Еще у двоих детей некоторые навыки повысились до среднего уровня. Очень важным результатом является то, что дети стали менее зависимыми от помощи взрослого в процессе выполнения социально-бытовых действий.
Дети с расстройствами аутистического спектра, овладевающие социально-бытовыми навыками, адаптируются к самостоятельной жизни в окружающем пространстве с его предметами и объектами. Они становятся более самостоятельными в выполнении действий по самообслуживанию, гигиене, простых и более сложных бытовых действий. Увеличиваются их возможности социализации, взаимодействия не только с родителями, но и с педагогами, другими детьми, людьми на улице или в общественных местах.