Статья:

Взаимосвязь ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности студентов

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Разноглядова Е.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности студентов // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 20.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности студентов

Разноглядова Екатерина Алексеевна
студент 4 курса, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», РФ, г. Чита
Дагбаева Соелма Батомункуевна
научный руководитель, д-р психол. наук, доц. кафедры психологии образования, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», РФ, г. Чита

 

В статье особое место уделяется проблеме взаимосвязи ценностных ориентаций и социальной идентичности студентов. Представлены результаты эмпирического исследования влияния ценностных ориентаций и социальной идентичности студентов друг на друга.

В настоящее время исследование ценностных ориентаций рассматривается как одно из наиболее важных и актуальных направлений. Изучение ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности современных россиян имеет особое значение, поскольку Россия – поликультурная страна и многочисленные этнические группы, проживающие на ее территории, имеют длительный исторический опыт мирного сосуществования[1]. В связи с этим можно говорить об их культурной близости, сходстве ценностей и компонентов социальной идентичности, анализируя которые, можно четко увидеть перемены, происходящие в обществе. Изменившиеся условия развития человеческого общества, прежде всего вступление России в мировое сообщество, процессы демократизации, интеграции вызвали изменение и целей образования. Психологическая работа становится действенным фактором развития общества. Стремительное изменение условий жизни требует от психологической службы формирования нового подхода, где приоритетом становится личность студента, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении осваиваемой профессии и формирование у студентов профессиональной компетентности [1].

Рассматривая проблемы ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности современных студентов необходимо отметить, что сегодня в сфере образования, наиболее ярко проявляется позиция субъективной значимости человека (ученика, студента, пациента, преподавателя, администратора), суть, которой состоит в раскрытии индивидуального внутреннего потенциала, резервов развития, личностного опыта и активных деятельностных начал [2, 3]. Ценностные ориентации и социальная идентичность являются важнейшими компонентами структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью [2].

Первыми исследователями ценностных ориентаций личности в отечественной науке были А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, Д.Н. Узнадзе и другие. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Иващенко, В.С. Мерлин, В.Н Мясищев и другие.

Целью своей работы мы поставили изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности студентов. Для этого нами был использован метод тестирования с применением комплекса следующих методик: ценностный опросник Ш. Шварца и опросник социальной идентичности.

Базой проведения исследования послужили: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Читинская государственная медицинская академия», Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет». В исследовании принимали участие 100 студентов 1–6 курсов.

Обратимся к результатам, полученным при диагностике исследования ценностных ориентаций. Рассмотрим показатели ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов студентов (см. табл. 1).

Таблица 1.

Показатели ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов студентов

Ценности

Ценности на уровне нормативных идеалов

Ценности на уровне индивидуальных приоритетов

Конформность

4,68

1,91

Традиции

3,83

1,44

Доброта

5,10

2,63

Универсализм

4,60

2,35

Самостоятельность

5,33

2,68

Стимуляция

4,14

2,34

Гедонизм

4,81

2,44

Достижения

4,95

2,30

Власть

3,71

1,48

Безопасность

4,99

2,08

 

Таким образом, в таблице 1 показано, что наиболее значимыми типами ценностей на уровне нормативных идеалов у студентов являются «Самостоятельность» (5,33), «Доброта» (5,10), «Безопасность» (4,99), на уровне индивидуальных приоритетов наиболее значимыми являются ценности «Самостоятельность» (2,68), «Доброта» (2,63), «Гедонизм» (2,44).

Наименее значимыми ценностями у студентов на уровне нормативных идеалов являются ценности «Власть» (3,71), «Традиции» (3,83), «Стимуляция» (4,14), на уровне индивидуальных приоритетов так же наименее значимыми ценностями являются «Власть» (1,48), «Традиции» (1,44), «Конформность» (1,91).

В соответствии со средним баллом по каждому типу цен­ностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждо­му типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низ­кий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответству­ющими типами ценностей, характеризует их высокую зна­чимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.

Как видно из представленных выше результатов исследования ценности «гедонизм», «доброта», «безопасность» и «самостоятельность» являются наиболее одобряемыми в современной студенческой среде. Мотивационная цель гедонизма определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью) что в большой мере диссонирует с общей тенденции современного общества к индивидуализации. Тип ценностей «доброта» считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель – сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от потребностей в автономности и независимости.

В целях оценки достоверности полученных эмпирических данных по двум частям ценностного опросника мы провели корреляционный анализ, результат которого составил 0,82. Данный факт позволяет сделать вывод о наличии статистически значимой связи между типами ценностей.

Далее, обратимся к результатам, полученным при диагностике исследования социальной идентичности студентов (см. табл. 2).

Таблица 2.

Результаты, полученные при диагностике исследования социальной идентичности студентов

Социальная идентичность

Профессионал

5.55

Студент

6.03

Мужчина/Женщина

5.72

Сын/Дочь

4.03

Муж/Жена

6.85

Уникальная личность

5.88

Представитель своего народа

9.39

Гражданин своей страны

8.75

Житель данного города

11.29

Отец/Мать

7.63

Представитель молодежи

10.30

Член неформальной группы

13.07

Друг/Подруга

8.09

Последователь своей религии

11.39

Представитель вида Homo sapiens

8.57

 

Таким образом, в таблице 2 показано, что наиболее значимыми элементами социальной идентичности у студентов являются «Сын/Дочь» (4.03), «Профессионал» (5.55), «Мужчина/Женщина» (5.72). Наименее значимыми элементами социальной идентичности у студентов являются «Член неформальной группы» (13.07), «Последователь своей религии» (11.39), «Житель данного города» (11.29).

На основе полученных данных были составлены корреляционные матрицы, сравнивающие социальную идентичность с ценностями на уровне нормативных идеалов и социальную идентичность с ценностями на уровне индивидуальных приоритетов.

Таблица 3.

Матрица социальной идентичности и ценностей на уровне нормативных идеалов

 

конф

трад

добро

унив

самост

стимул

гедон

достиж

власть

безоп

профессио

0,04

-0,09

0,08

-0,11

0,00

0,09

0,06

-0,07

-0,09

0,08

студент

-0,07

-0,17

0,06

-0,13

0,11

0,14

-0,06

0,04

-0,01

0,06

М/Ж

0,10

0,06

0,15

0,18

0,13

-0,04

0,00

0,00

-0,01

0,16

сын/дочь

-0,06

0,01

0,01

0,12

0,06

0,10

0,12

0,13

0,05

0,09

муж/жена

-0,08

0,03

-0,03

0,30**

0,08

0,13

0,03

-0,05

-0,11

0,21*

личность

-0,01

-0,06

0,00

-0,17

-0,22*

-0,14

-0,04

-0,18

-0,11

-0,10

народ

0,14

0,08

0,02

0,12

-0,07

-0,01

0,05

-0,08

0,11

0,05

гражданин

0,15

0,08

0,04

-0,05

-0,03

-0,02

-0,06

0,13

0,20*

-0,12

город

0,09

0,04

0,04

-0,05

0,05

0,03

-0,04

0,21*

0,09

-0,12

отец/мать

-0,12

-0,03

-0,02

0,23*

0,04

0,05

0,08

-0,13

-0,03

0,06

молодежь

-0,06

0,03

0,00

-0,16

-0,05

-0,15

-0,21*

0,00

-0,09

-0,17

неформал

-0,06

-0,03

-0,10

-0,10

0,00

-0,03

0,06

0,03

-0,03

-0,10

друг

-0,06

0,08

-0,01

0,10

0,09

0,07

0,03

0,03

0,04

0,02

религия

0,01

-0,08

-0,04

-0,06

0,01

0,03

-0,24**

-0,14

-0,01

-0,17

Homo sap

0,07

0,01

-0,04

-0,10

-0,16

-0,14

-0,01

0,04

-0,10

-0,09

 

* – значимые корреляции на уровне p >= 0,05

** – значимые корреляции на уровне p >= 0,01

 

Используя полученную матрицу, мы можем констатировать некоторое влияние ценностей и социальной идентичности друг на друга. Для данной выборки значимым показателем корреляции будет значение больше 0,197. Ценность – «Универсализм» коррелирует с социальными идентичностями «Муж/жена», «Отец/мать». «Самостоятельность» коррелирует с «Личность». «Гедонизм» в свою очередь имеет корреляции с социальными идентичностями «Последователь своей религии» и «Представитель молодежи». «Достижения» коррелируют с идентичностью «Житель данного города». Ценность «Власть» связана с идентичностью «Гражданин своей страны». «Безопасность» связана с идентичностью «Муж/Жена».

Таблица 4.

Матрица социальной идентичности и ценностей на уровне индивидуальных приоритетов

 

конф

тради

добро

униве

самос

стимул

гедон

дости

власть

безопас

профессио

-0,02

-0,02

0,06

-0,04

-0,11

0,11

0,07

-0,08

0,00

0,10

студент

-0,07

-0,16

-0,10

-0,13

0,19

0,20*

0,18

0,09

0,18

0,13

М/Ж

0,08

0,14

0,14

0,17

0,03

-0,11

-0,09

0,05

-0,03

0,13

сын/дочь

0,04

-0,13

0,01

0,05

0,12

-0,02

-0,04

0,06

0,08

-0,11

муж/жена

-0,14

0,00

0,06

0,18

-0,04

-0,18

-0,06

-0,18

-0,11

-0,22*

лич-ть

0,11

-0,07

0,02

-0,11

-0,10

-0,10

-0,18

-0,06

-0,04

-0,08

народ

-0,08

-0,04

-0,07

-0,04

-0,08

-0,08

-0,15

-0,03

-0,04

-0,18

гражданин

-0,18

-0,07

-0,13

-0,17

-0,04

-0,07

-0,08

0,07

0,00

-0,09

город

-0,04

-0,01

0,04

-0,09

0,12

0,14

0,08

0,08

-0,03

0,02

отец/мать

-0,02

0,06

0,03

0,15

-0,15

-0,17

-0,10

-0,12

-0,01

-0,16

молодежь

0,03

0,08

-0,09

-0,17

-0,03

0,03

-0,03

-0,02

-0,04

-0,02

неформал

0,15

0,04

0,09

-0,01

0,04

0,08

0,14

0,02

0,06

0,22*

друг

0,00

-0,03

-0,01

0,05

-0,03

0,03

-0,10

-0,06

0,00

-0,04

религия

-0,19

-0,17

-0,15

-0,06

0,00

0,06

0,06

-0,05

0,07

-0,14

Homo sap

0,17

0,11

0,07

0,10

0,09

-0,01

0,07

0,11

-0,05

0,19

 

Значимые показатели корреляции отраженные в матрице социальной идентичности и ценностей на уровне индивидуальных приоритетов выглядят следующим образом. Ценность «Стимуляция» коррелирует с социальной идентичностью «Студент». «Безопасность» коррелирует с идентичностями «Муж/Жена» и «Член неформальной группы».

В ходе применялись следующие теоретические методы: анализ психолого-педагогических источников, сравнение, обобщение позиций исследователей. В качестве основного эмпирического инструментария применялся ценностный опросник Шварца, а также анкета социальной идентичности. Таким образом, было произведено исследование особенностей ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности студентов. На его основе можно сделать следующие выводы. Ценности «Самостоятельность», «Доброта», «Безопасность» являются наиболее одобряемыми в современной студенческой среде. Самыми распространенными типами социальной идентичности в представленной выборке являются «Сын/Дочь», «Профессионал», «Мужчина/Женщина».

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о взаимосвязи ценностных ориентаций «Универсализм», «Личность», «Гедонизм», «Достижения», «Власть», «Безопасность» с компонентами социальной идентичности «Муж/жена», «Отец/мать», «Личность», «Последователь своей религии», «Представитель молодежи», «Житель данного города», «Гражданин своей страны». Данный факт позволяет нам сделать вывод о том, что ценностные ориентации и компоненты социальной идентичности оказывают взаимное влияние друг на друга в процессе социализации студентов.

 

Список литературы:
1. Васильева Л. А., Ценностные ориентации как фактор формирования профессиональной компетентности студентов колледжа // Тенденции развития педагогической науки: статья межд. заоч. науч.-практ. конф. (23 окт. 2010 г.). – Оренбург, 2010.
2. Дагбаева С.Б., Психолого-педагогическое обеспечение процесса этнической социализации учащихся средней школы – [Электронный ресурс] // Автореф. дис. доктора психологических наук. – К., 2015. URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01005560822.
3. Дружинин В.Н. Современная психология / В. Н. Дружинин. – М.: ИНФРА-М, 2011, 688 с.