Взаимосвязь ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности студентов
Секция: Психология
XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Взаимосвязь ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности студентов
В статье особое место уделяется проблеме взаимосвязи ценностных ориентаций и социальной идентичности студентов. Представлены результаты эмпирического исследования влияния ценностных ориентаций и социальной идентичности студентов друг на друга.
В настоящее время исследование ценностных ориентаций рассматривается как одно из наиболее важных и актуальных направлений. Изучение ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности современных россиян имеет особое значение, поскольку Россия – поликультурная страна и многочисленные этнические группы, проживающие на ее территории, имеют длительный исторический опыт мирного сосуществования[1]. В связи с этим можно говорить об их культурной близости, сходстве ценностей и компонентов социальной идентичности, анализируя которые, можно четко увидеть перемены, происходящие в обществе. Изменившиеся условия развития человеческого общества, прежде всего вступление России в мировое сообщество, процессы демократизации, интеграции вызвали изменение и целей образования. Психологическая работа становится действенным фактором развития общества. Стремительное изменение условий жизни требует от психологической службы формирования нового подхода, где приоритетом становится личность студента, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении осваиваемой профессии и формирование у студентов профессиональной компетентности [1].
Рассматривая проблемы ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности современных студентов необходимо отметить, что сегодня в сфере образования, наиболее ярко проявляется позиция субъективной значимости человека (ученика, студента, пациента, преподавателя, администратора), суть, которой состоит в раскрытии индивидуального внутреннего потенциала, резервов развития, личностного опыта и активных деятельностных начал [2, 3]. Ценностные ориентации и социальная идентичность являются важнейшими компонентами структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью [2].
Первыми исследователями ценностных ориентаций личности в отечественной науке были А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, Д.Н. Узнадзе и другие. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Иващенко, В.С. Мерлин, В.Н Мясищев и другие.
Целью своей работы мы поставили изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности студентов. Для этого нами был использован метод тестирования с применением комплекса следующих методик: ценностный опросник Ш. Шварца и опросник социальной идентичности.
Базой проведения исследования послужили: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Читинская государственная медицинская академия», Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет». В исследовании принимали участие 100 студентов 1–6 курсов.
Обратимся к результатам, полученным при диагностике исследования ценностных ориентаций. Рассмотрим показатели ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов студентов (см. табл. 1).
Таблица 1.
Показатели ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов студентов
Ценности |
Ценности на уровне нормативных идеалов |
Ценности на уровне индивидуальных приоритетов |
Конформность |
4,68 |
1,91 |
Традиции |
3,83 |
1,44 |
Доброта |
5,10 |
2,63 |
Универсализм |
4,60 |
2,35 |
Самостоятельность |
5,33 |
2,68 |
Стимуляция |
4,14 |
2,34 |
Гедонизм |
4,81 |
2,44 |
Достижения |
4,95 |
2,30 |
Власть |
3,71 |
1,48 |
Безопасность |
4,99 |
2,08 |
Таким образом, в таблице 1 показано, что наиболее значимыми типами ценностей на уровне нормативных идеалов у студентов являются «Самостоятельность» (5,33), «Доброта» (5,10), «Безопасность» (4,99), на уровне индивидуальных приоритетов наиболее значимыми являются ценности «Самостоятельность» (2,68), «Доброта» (2,63), «Гедонизм» (2,44).
Наименее значимыми ценностями у студентов на уровне нормативных идеалов являются ценности «Власть» (3,71), «Традиции» (3,83), «Стимуляция» (4,14), на уровне индивидуальных приоритетов так же наименее значимыми ценностями являются «Власть» (1,48), «Традиции» (1,44), «Конформность» (1,91).
В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждому типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый — имеющему самый низкий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризует их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.
Как видно из представленных выше результатов исследования ценности «гедонизм», «доброта», «безопасность» и «самостоятельность» являются наиболее одобряемыми в современной студенческой среде. Мотивационная цель гедонизма определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью) что в большой мере диссонирует с общей тенденции современного общества к индивидуализации. Тип ценностей «доброта» считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель – сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от потребностей в автономности и независимости.
В целях оценки достоверности полученных эмпирических данных по двум частям ценностного опросника мы провели корреляционный анализ, результат которого составил 0,82. Данный факт позволяет сделать вывод о наличии статистически значимой связи между типами ценностей.
Далее, обратимся к результатам, полученным при диагностике исследования социальной идентичности студентов (см. табл. 2).
Таблица 2.
Результаты, полученные при диагностике исследования социальной идентичности студентов
Социальная идентичность |
|
Профессионал |
5.55 |
Студент |
6.03 |
Мужчина/Женщина |
5.72 |
Сын/Дочь |
4.03 |
Муж/Жена |
6.85 |
Уникальная личность |
5.88 |
Представитель своего народа |
9.39 |
Гражданин своей страны |
8.75 |
Житель данного города |
11.29 |
Отец/Мать |
7.63 |
Представитель молодежи |
10.30 |
Член неформальной группы |
13.07 |
Друг/Подруга |
8.09 |
Последователь своей религии |
11.39 |
Представитель вида Homo sapiens |
8.57 |
Таким образом, в таблице 2 показано, что наиболее значимыми элементами социальной идентичности у студентов являются «Сын/Дочь» (4.03), «Профессионал» (5.55), «Мужчина/Женщина» (5.72). Наименее значимыми элементами социальной идентичности у студентов являются «Член неформальной группы» (13.07), «Последователь своей религии» (11.39), «Житель данного города» (11.29).
На основе полученных данных были составлены корреляционные матрицы, сравнивающие социальную идентичность с ценностями на уровне нормативных идеалов и социальную идентичность с ценностями на уровне индивидуальных приоритетов.
Таблица 3.
Матрица социальной идентичности и ценностей на уровне нормативных идеалов
конф |
трад |
добро |
унив |
самост |
стимул |
гедон |
достиж |
власть |
безоп |
|
профессио |
0,04 |
-0,09 |
0,08 |
-0,11 |
0,00 |
0,09 |
0,06 |
-0,07 |
-0,09 |
0,08 |
студент |
-0,07 |
-0,17 |
0,06 |
-0,13 |
0,11 |
0,14 |
-0,06 |
0,04 |
-0,01 |
0,06 |
М/Ж |
0,10 |
0,06 |
0,15 |
0,18 |
0,13 |
-0,04 |
0,00 |
0,00 |
-0,01 |
0,16 |
сын/дочь |
-0,06 |
0,01 |
0,01 |
0,12 |
0,06 |
0,10 |
0,12 |
0,13 |
0,05 |
0,09 |
муж/жена |
-0,08 |
0,03 |
-0,03 |
0,30** |
0,08 |
0,13 |
0,03 |
-0,05 |
-0,11 |
0,21* |
личность |
-0,01 |
-0,06 |
0,00 |
-0,17 |
-0,22* |
-0,14 |
-0,04 |
-0,18 |
-0,11 |
-0,10 |
народ |
0,14 |
0,08 |
0,02 |
0,12 |
-0,07 |
-0,01 |
0,05 |
-0,08 |
0,11 |
0,05 |
гражданин |
0,15 |
0,08 |
0,04 |
-0,05 |
-0,03 |
-0,02 |
-0,06 |
0,13 |
0,20* |
-0,12 |
город |
0,09 |
0,04 |
0,04 |
-0,05 |
0,05 |
0,03 |
-0,04 |
0,21* |
0,09 |
-0,12 |
отец/мать |
-0,12 |
-0,03 |
-0,02 |
0,23* |
0,04 |
0,05 |
0,08 |
-0,13 |
-0,03 |
0,06 |
молодежь |
-0,06 |
0,03 |
0,00 |
-0,16 |
-0,05 |
-0,15 |
-0,21* |
0,00 |
-0,09 |
-0,17 |
неформал |
-0,06 |
-0,03 |
-0,10 |
-0,10 |
0,00 |
-0,03 |
0,06 |
0,03 |
-0,03 |
-0,10 |
друг |
-0,06 |
0,08 |
-0,01 |
0,10 |
0,09 |
0,07 |
0,03 |
0,03 |
0,04 |
0,02 |
религия |
0,01 |
-0,08 |
-0,04 |
-0,06 |
0,01 |
0,03 |
-0,24** |
-0,14 |
-0,01 |
-0,17 |
Homo sap |
0,07 |
0,01 |
-0,04 |
-0,10 |
-0,16 |
-0,14 |
-0,01 |
0,04 |
-0,10 |
-0,09 |
* – значимые корреляции на уровне p >= 0,05
** – значимые корреляции на уровне p >= 0,01
Используя полученную матрицу, мы можем констатировать некоторое влияние ценностей и социальной идентичности друг на друга. Для данной выборки значимым показателем корреляции будет значение больше 0,197. Ценность – «Универсализм» коррелирует с социальными идентичностями «Муж/жена», «Отец/мать». «Самостоятельность» коррелирует с «Личность». «Гедонизм» в свою очередь имеет корреляции с социальными идентичностями «Последователь своей религии» и «Представитель молодежи». «Достижения» коррелируют с идентичностью «Житель данного города». Ценность «Власть» связана с идентичностью «Гражданин своей страны». «Безопасность» связана с идентичностью «Муж/Жена».
Таблица 4.
Матрица социальной идентичности и ценностей на уровне индивидуальных приоритетов
конф |
тради |
добро |
униве |
самос |
стимул |
гедон |
дости |
власть |
безопас |
|
профессио |
-0,02 |
-0,02 |
0,06 |
-0,04 |
-0,11 |
0,11 |
0,07 |
-0,08 |
0,00 |
0,10 |
студент |
-0,07 |
-0,16 |
-0,10 |
-0,13 |
0,19 |
0,20* |
0,18 |
0,09 |
0,18 |
0,13 |
М/Ж |
0,08 |
0,14 |
0,14 |
0,17 |
0,03 |
-0,11 |
-0,09 |
0,05 |
-0,03 |
0,13 |
сын/дочь |
0,04 |
-0,13 |
0,01 |
0,05 |
0,12 |
-0,02 |
-0,04 |
0,06 |
0,08 |
-0,11 |
муж/жена |
-0,14 |
0,00 |
0,06 |
0,18 |
-0,04 |
-0,18 |
-0,06 |
-0,18 |
-0,11 |
-0,22* |
лич-ть |
0,11 |
-0,07 |
0,02 |
-0,11 |
-0,10 |
-0,10 |
-0,18 |
-0,06 |
-0,04 |
-0,08 |
народ |
-0,08 |
-0,04 |
-0,07 |
-0,04 |
-0,08 |
-0,08 |
-0,15 |
-0,03 |
-0,04 |
-0,18 |
гражданин |
-0,18 |
-0,07 |
-0,13 |
-0,17 |
-0,04 |
-0,07 |
-0,08 |
0,07 |
0,00 |
-0,09 |
город |
-0,04 |
-0,01 |
0,04 |
-0,09 |
0,12 |
0,14 |
0,08 |
0,08 |
-0,03 |
0,02 |
отец/мать |
-0,02 |
0,06 |
0,03 |
0,15 |
-0,15 |
-0,17 |
-0,10 |
-0,12 |
-0,01 |
-0,16 |
молодежь |
0,03 |
0,08 |
-0,09 |
-0,17 |
-0,03 |
0,03 |
-0,03 |
-0,02 |
-0,04 |
-0,02 |
неформал |
0,15 |
0,04 |
0,09 |
-0,01 |
0,04 |
0,08 |
0,14 |
0,02 |
0,06 |
0,22* |
друг |
0,00 |
-0,03 |
-0,01 |
0,05 |
-0,03 |
0,03 |
-0,10 |
-0,06 |
0,00 |
-0,04 |
религия |
-0,19 |
-0,17 |
-0,15 |
-0,06 |
0,00 |
0,06 |
0,06 |
-0,05 |
0,07 |
-0,14 |
Homo sap |
0,17 |
0,11 |
0,07 |
0,10 |
0,09 |
-0,01 |
0,07 |
0,11 |
-0,05 |
0,19 |
Значимые показатели корреляции отраженные в матрице социальной идентичности и ценностей на уровне индивидуальных приоритетов выглядят следующим образом. Ценность «Стимуляция» коррелирует с социальной идентичностью «Студент». «Безопасность» коррелирует с идентичностями «Муж/Жена» и «Член неформальной группы».
В ходе применялись следующие теоретические методы: анализ психолого-педагогических источников, сравнение, обобщение позиций исследователей. В качестве основного эмпирического инструментария применялся ценностный опросник Шварца, а также анкета социальной идентичности. Таким образом, было произведено исследование особенностей ценностных ориентаций и компонентов социальной идентичности студентов. На его основе можно сделать следующие выводы. Ценности «Самостоятельность», «Доброта», «Безопасность» являются наиболее одобряемыми в современной студенческой среде. Самыми распространенными типами социальной идентичности в представленной выборке являются «Сын/Дочь», «Профессионал», «Мужчина/Женщина».
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о взаимосвязи ценностных ориентаций «Универсализм», «Личность», «Гедонизм», «Достижения», «Власть», «Безопасность» с компонентами социальной идентичности «Муж/жена», «Отец/мать», «Личность», «Последователь своей религии», «Представитель молодежи», «Житель данного города», «Гражданин своей страны». Данный факт позволяет нам сделать вывод о том, что ценностные ориентации и компоненты социальной идентичности оказывают взаимное влияние друг на друга в процессе социализации студентов.