Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВ ВИНЫ И СТЫДА У ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ АЛКОГОЛИКОВ

Конференция: CCLXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Ефимова Ю.Э. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВ ВИНЫ И СТЫДА У ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ АЛКОГОЛИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(280). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(280).pdf (дата обращения: 11.02.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВ ВИНЫ И СТЫДА У ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ АЛКОГОЛИКОВ

Ефимова Юлия Эдуардовна
студент, Челябинского государственного университета, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию специфики проявлений чувств вины и стыда у взрослых детей алкоголиков (ВДА). Рассматриваются причины и последствия формирования этих чувств в условиях дисфункциональной семьи. Анализируются пути психологической поддержки таких людей. Приводятся данные отечественных и зарубежных исследований, подчеркивающие актуальность проблемы и необходимость комплексного подхода к ее решению.

Abstract. The article is dedicated to the study of the specifics of guilt and shame manifestations in adult children of alcoholics (ACOAs). The article examines the causes and consequences of these feelings within dysfunctional family settings and analyzes ways of providing psychological support to such individuals. The paper presents data from both domestic and international research, emphasizing the relevance of the issue and the need for a comprehensive approach to its resolution.

 

Ключевые слова: Взрослые дети алкоголиков, вина, стыд, дисфункциональная семья, психологическая поддержка.

Keywords: Adult children of alcoholics, guilt, shame, dysfunctional family, psychological support.

 

Алкогольная зависимость одного или обоих родителей в семье предъявляет значительные вызовы к безопасной и стабильной обстановке для детей. Такие семейные условия создают повышенные риски эмоциональных и психических травм, что оказывает долговременное влияние на личности детей и их способность адаптироваться ко взрослой жизни. Изучение чувств вины и стыда у ВДА помогает понять механизмы, стоящие за этими эмоциями, и разрабатывать методы терапии, способствующие их эффективной адаптации и социализации.

Согласно работам Михаила Ильича Буянова, семейная среда оказывает огромное влияние на психоэмоциональное развитие детей. На фоне постоянных конфликтов, нестабильности и отсутствия поддержки дети формируют искаженное мировосприятие, внутренний конфликт становится причиной хронического чувства вины и стыда. В.М. Целуйко подчеркивает присутствие скрытых форм неблагополучия, которые могут быть невидимыми для посторонних. Это обостряет воздействие на ребенка, формируя базис недоверия к миру.

Многочисленные исследования подчеркивают уникальные черты ВДА, среди которых:

  • низкая самооценка,
  • трудности в установлении близких отношений,
  • частое ощущение собственной неполноценности.

Как утверждают Байкова и Меринов (2018), Россия сталкивается с ростом числа семей с серьезными дисфункциями, что требует разработки новых психологических подходов. Гриднева и Тащева (2018) также акцентируют внимание на важности комплексного подхода в изучении семейного неблагополучия.

Зарубежные работы, такие как анализ Ярвинена (2015), удовлетворяют необходимость международных исследований проблемы. Lebow, Chambers и Breunlin (2017) подчеркивают универсальность вопроса и потребность в общей платформе обмена знаниями. Работа Lyvers и Hayatbakhsh (2019) сосредоточена на анализе психологических последствий алкогольной зависимости родителей на жизненные стратегии их детей.

Дети в алкоголических семьях нередко подвергаются эмоциональному и физическому насилию, переживают чувство постоянной тревоги и отсутствия стабильности. Это приводит к выработке адаптивных моделей поведения, которые сохраняются у них и во взрослом возрасте. Такие поведенческие паттерны зачастую включают в себя:

  • стремление к контролю над ситуацией,
  • избегание конфликта любой ценой,
  • патологическую боязнь отвержения.

Чувства вины и стыда в значительной степени формируются под влиянием социокультурных норм. Работы Е.П. Ильина подчеркивают, что культурные традиции и стереотипы могут способствовать закреплению таких чувств. Особенно в семьях, где стыд и вина использовались как механизмы контроля и манипуляции. Понимание этих механизмов требует межкультурных исследований и общественного диалога.

Одной из главных задач является разработка и внедрение терапевтических программ, которые смогут эффективно адресовать накопленные ВДА проблемы. Такие программы должны учитывать индивидуальные особенности пациентов, строиться на основе глубокого анализа их жизненного опыта и эмоционального состояния.

Ключевые аспекты разработки и внедрения терапевтических программ для взрослых детей алкоголиков (ВДА):

Индивидуальный подход в терапии. Каждый человек уникален, и терапия должна быть адаптирована в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями пациента. Такой подход требует:

  1. Анализа жизненного опыта: специалист должен тщательно изучить историю жизни ВДА, понять ключевые события, которые могли повлиять на развитие чувства вины и стыда.
  2. Оценки эмоционального состояния: понимание текущего эмоционального состояния помогает определить наиболее острые проблемы, нуждающиеся в проработке.
  3. Постановки целей лечения: совместно с пациентом формулируются реалистичные и достижимые цели, которые будут служить ориентиром в процессе терапии.

Методы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Когнитивно-поведенческая терапия может быть особенно эффективной для ВДА по следующим причинам:

  1. Работа с негативными убеждениями: КПТ помогает выявить и изменить вредные мысли и убеждения, которые подпитывают чувства вины и стыда.
  2. Развитие навыков саморегуляции: пациенты учатся управлять своими эмоциями и реакциями, что способствует снижению стресса и улучшению общего эмоционального состояния.
  3. Фокус на решении проблем: подход КПТ направлен на активную проработку текущих проблем и нахождение эффективных решений.

Групповая терапия. Групповая терапия предоставляет уникальную возможность для ВДА:

  1. Поддержка со стороны группы: общение с людьми, имеющими схожий жизненный опыт, помогает уменьшить чувство изоляции и стыда.
  2. Развитие навыков общения: участие в групповой работе помогает улучшать коммуникативные навыки и развивать доверие к окружающим.
  3. Обмен опытом: члены группы могут делиться стратегиями преодоления трудностей и получать обратную связь о своих действиях и мыслях.

Коррекция семейных дисфункций. Для эффективного разрешения проблем, связанных с семейной историей, необходимо:

  1. Семейная терапия: вовлечение членов семьи в процесс терапии может помочь в разрешении накопленных межличностных конфликтов и в восстановлении отношений.
  2. Обучение конструктивному взаимодействию: пациенты и их семьи обучаются эффективным способам общения и решения конфликтов.
  3. Преодоление наследственных моделей поведения: понимание и разрыв циклов деструктивного поведения помогает предотвратить их передачу будущим поколениям.

Настоящий комплексный подход, методично учитывающий все аспекты жизни и личности ВДА, может значительно улучшить их качество жизни и способствовать эффективной социализации. Каждый из представленных пунктов требует внимания к уникальным аспектам каждой личности, что делает терапию более целенаправленной и действенной.

Таким образом, осознание специфики проявления вины и стыда у взрослых детей алкоголиков подчеркивает важность составления индивидуальных и групповых стратегий психологической помощи. Чувства, сформированные в дисфункциональной семейной среде, могут значимо затруднить социализацию и повседневную жизнь ВДА. Дальнейшие исследования должны углублять понимание природы этих чувств и разрабатывать целенаправленные терапевтические методы для повышения качества жизни и психологического здоровья ВДА.

 

Список литературы:
1. Байкова, М. А. Влияние алкоголизма родителей на суицидологические и личностно-психологические характеристики потомства / М. А. Байкова, А. В. Меринов // Российский медико-биологический вестник имени академика И. П. Павлова. — 2018. — Т. 26, № 4. — С. 547–558.
2. Байкова, М. А. Гетерогенность феномена «взрослых детей алкоголиков» с позиции аутоагрессивности: влияние парентальной аддиктивной фигуры / М. А. Байкова, А. В. Меринов // Суицидология. — 2018. — Т. 9, № 3. — С. 53–63.
3. Ильин, Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2016. — 240 с.
4. Меринов, А. В. Особенности детей, выросших в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью [Электронный ресурс] / А. В. Меринов, А. В. Лукашук // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электрон. науч. журн. — 2014. — № 4 (7). — С. 37-48. — Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=109
5. Яшечкина, Н. Н. Связь наличия алкогольной зависимости у родителей с аддиктивными расстройствами потомства / Н. Н. Яшечкина // Научный форум. Сибирь. — 2017. — Т. 3, № 1. — С. 77-79.