Статья:

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ СТАЖА РАБОТЫ

Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Иванченко В.Н. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ СТАЖА РАБОТЫ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(61). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(61).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ СТАЖА РАБОТЫ

Иванченко Валентина Николаевна
магистрант, Омская Гуманитарная академия, РФ, г. Омск

 

Аннотация. В данной статье будут рассматриваться особенности эмоционального выгорания педагогов в зависимости от того, как долго они проработали в учебном заведение и насколько степень выгорания зависит от стажа работы педагога.

 

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, педагоги, стаж работы.

 

Существует множество различных исследований, посвящённых педагогической деятельности и всему, что с ней связано. В одном из таких исследований Митина Л.М. пришла к выводу, что профессия педагога является одной из самых эмоционально напряжённых, люди этой профессии подвержены не только сильному влиянию стресса, но также и эмоциональному выгоранию [1]. Причины данного явления достаточно разнообразны, в этот список входят: профессиональные требования к педагогу, особенности педагогической деятельности, требования к системе образования, специфика протекания работы и другие [2].

Профессия педагога предполагает необходимость постоянного взаимодействия и активного общения с человеком, что, ввиду индивидуальных характеристик и особенностей каждого человека, может выливаться в негативную профессиогенность [2]. Всё это становится фактором развития у педагога эмоционального выгорания, которая влияет не только на физическое, но также на психическое и умственное состояние человека.

Исследование Шабановой К.В., посвящённое анализу эмоционального выгорания у педагогов-профессионалов и у будущих педагогов, ныне являющиеся студентами педагогического вуза, направлено на выявление взаимосвязи между стажем работы и уровнем эмоционального выгорания. Результаты показали, что 40% учителей имеют низкий уровень эмоционального выгорания, 47% – средний уровень и 13% – высокий. В то время как у студентов педагогического отделения были следующие результаты: 53% – низкий уровень, 47% – средний и 0% – высокий [3].

Таким образом, она пришла к выводу, что в большей степени синдрому эмоционального выгорания подвержены педагоги-профессионалы, ввиду их стажа работы, однако у будущих педагогов уже наблюдаются предпосылки развития данной проблемы. Так как эмоциональное выгорание способно препятствовать успешному развитию в их профессиональной деятельности у будущих педагогов, а также негативно повлияет на их мотивацию, необходимо проводить психологическую работу и с педагогами-профессионалами, и со студентами будущими педагогами по устранению и профилактике эмоционального выгорания [3].

 Мальцева Н.В. выявила взаимосвязь между стажем работы педагога и его уровнем эмоционального выгорания. Было выявлено, что у педагогов со стажем работы от 3 лет синдром эмоционального выгорания развит на низком уровне, однако, чем выше стаж у педагога, тем больше признаков эмоционального выгорания он проявляет. Так, например, при стаже работы от 3 до 10 лет степень истощения постепенно нарастает, из-за чего педагоги чувствуют себя «загнанными в клетку», это может свидетельствовать уже о среднем уровне эмоционального выгорания [4].  

У педагогов же со стажем работы в 10-20 лет степень СЭВ (синдром эмоционального выгорания) повышается до высокого, ввиду которого им свойственны переживания, психотравмы, низкая самооценка и другие симптомы, вызванные абсолютной поглощённость своей профессией.

Однако, когда отметка стажа превышает 20 лет, выраженность эмоционального выгорания значительно уменьшается [4]. Причиной тому может быть то, что со временем они выработали для стратегии и механизмы для борьбы с истощением, благодаря которым они не только стабилизировали своё эмоциональное и психологическое состояние, но также стали профессионалами в своей деятельности.

Подобную тенденцию можно объяснить тем, что у педагогов со стажем работы более 20 лет наблюдаются достаточно высокие показатели по аспекту осмысленности жизни, которая является одним из главных факторов для преодоления синдрома эмоционального выгорания [5]. Отсюда можно сделать вывод, что степень эмоционального выгорания напрямую зависит от того, насколько осмысленной человек считает свою жизнь. И чем выше уровень СЭВ, тем меньше осмысленности. Однако, как только отметка стажа работы достигает 20 лет, высокий уровень СЭВ идёт в обратную сторону. То есть личность, которая наиболее уверена в смысле своей жизни и обладает определённым стержнем, становится менее восприимчивой к эмоциональному выгоранию, поскольку эта осмысленность мотивирует и даёт ресурсы справиться с истощением.

Шарай Т.П. в своём эмпирическом исследовании пришла к выводу, что у педагогов со стажем работы менее 10 лет эмоциональное выгорание находится на стадии формирования, что свидетельствует об отсутствии симптомов. Однако, чтобы не допустить дальнейшее развитии СЭВ, необходимо направить усилия на формирование позитивного самоотношения и увеличение своей ценности как педагога, поскольку высокая самоценность препятствует самообвинению и развитию выгорания. Педагогам со стажем более 10 лет характерны депрессия, повышенная тревога и переживание психотравмирующих обстоятельств, которые деформируют их личность, в следствие чего развивает выгорание [6].

Профессиональный стаж стоит наряду с другими факторами, вызывающими синдром эмоционального выгорания, как, например, личностные качества педагога (низкая самооценка, интроверсия, трудоголизм и т.д.), переработки, низкий социальный статус, конфликты, личная неудовлетворённость, отсутствие административной поддержки и другие.

В зависимости от стажа работу у педагогов также могут быть разные причины возникновения эмоционального выгорания. Например, для педагогов со стажем работы до 5 лет характерны такие причины, как несоответствие ожиданий. Многие молодые педагоги, обладающие ранее высокой уверенностью в своих знаниях и навыках, часто сталкиваются с реальными сложностями педагогической деятельности, которые зачастую выбивают их из колеи. В случае педагогов со стажем 10-15 лет причинами могут являться такие вещи, как кризис возраста, семейные проблемы, нагрузки на работе, неудовлетворённая самоактуализация. А педагогам со стажем более 20 лет характерны переоценка ценностей и кризис идентичности [2].

Таким образом можно сделать вывод, что степень эмоционального выгорания педагогов действительно зависит от их стажа работы. Чем дольше педагог работает, тем меньше остаётся у него сил и энергии, которые приводят к сильному физическому, эмоциональному и умственному истощению всего организма. Психический дискомфорт, отсутствие желание продолжать свою педагогическую деятельность, переоценка собственных ценностей, неудовлетворённость своей профессией, отсутствие перспектив и дальнейшего смысла в карьере, отсутствие смысла жизни – всё это неизбежные последствия, с которыми сталкивается педагог с эмоциональным выгоранием.

При стаже работы до 20 лет степень выгорания будет с каждым годом лишь усиливаться, однако, когда граница педагогического стажа превышает 20 лет, время, посвящённое работе, не усугубляет, а, наоборот, уменьшает степень развития синдрома эмоционального выгорания. По этой причине необходимо скорректировать психологическую работу, направленную на профилактику СЭВ для педагогов со стажем менее 20 лет. В случае высокого уровня выгорания им необходимо обратиться за психотерапевтической поддержкой к специалистам в данной области.

 

Список литературы:
1. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие / Л. М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 319 с.
2. Измайлова Г.Н. Особенности эмоционального выгорания педагогов с различным стажем работы // Саморазвитие в педагогике и психологии. Сборник статей Международной научно-практической конференции 30 октября 2017 г. – 2017. – С. 96-100. 
3. Шабанова К.В. Сравнительный анализ показателей эмоционального выгорания у будущих педагогов и педагогов-профессионалов / К.В. Шабанова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – С. 117-118.
4. Мальцева Н.В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: дисс. … к. псих. н. / Н.В. Мальцева. – Екатеринбург, 2005. – 212 с.
5. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов / О.И, Бабич, Т.А. Терехова // Сибирский психологический журнал. – 2009. – № 31.
6. Шарай Т.П. Особенности эмоционального выгорания педагогов ДОУ в зависимости от стажа работы // Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности. – 2019. – С. 326-332.