Статья:

Психологическое сопровождение кандидатов в замещающие родители

Конференция: XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Заяшникова О.В. Психологическое сопровождение кандидатов в замещающие родители // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(22).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологическое сопровождение кандидатов в замещающие родители

Заяшникова Ольга Викторовна
студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, РФ, г. Нерюнгри
Мамедова Лариса Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, РФ, г. Нерюнгри

 

Сейчас проблема жизнеустройства детей-сирот приобрела новую форму. Если в советское время, основная задача заключалась в развитии сети детских домов, домов ребенка, школ-интернатов, то сейчас в приоритете передача ребенка, оставшегося без попечения на воспитание в семью. В России, как и во всем мире, существуют и развиваются формы замещающих семей, как опека (попечительство), усыновление и патронат. Государством создана и законодательно закреплена целостная система защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Так Окружной администрацией г. Якутска в мае 2019 года утверждено Положение и организована деятельность школы приемных родителей, осуществляющих подготовку лиц желающих принять на воспитание в свою семью ребенка оставшегося без попечения родителей на территории округа «город Якутск». В основные задачи Школы входит подготовка кандидатов в приемные и замещающие родители [1]. На сегодняшний день подготовка кандидатов замещающие родители предусматривает для жителей столицы РС (Я) очную форму и очно-заочную (краткосрочную) форму подготовки для приезжающих из районов [2]. Однако считать проблему жизнеустройства детей-сирот успешно решенной невозможно. Основанием для этого являются статистические данные количества детей, которых возвращают в государственные учреждения приемные родители и зафиксированное количество случаев изъятия детей из приемных семей в ситуации, угрожающей их здоровью и жизни. Согласно данным Министерства образования и науки РФ численность приемных родителей, с которыми досрочно расторгнуты договоры по инициативе органа опеки и попечительства по причине возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей) в 2017 году составило 298 человек, в 2012 году это число было равно 251 человек [2].

В Республике Саха (Якутия) педагогами-психологами Муниципального казенного учреждения «Центр помощи и комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями «Берегиня» проводится просветительская деятельность для кандидатов в замещающие семьи, которые осуществляются в форме лекций, семинаров, бесед, выставок и др.

Основываясь практическим опытом наиболее удачной формой, Центр помощи «Берегиня» считает: организацию групповых занятий и индивидуальных встреч, родительского обучения, работу родительского клуба «Забота», телефона доверия и издание памяток.

В действующий при отделе клуб «Забота» и по телефону доверия кандидаты в замещающие родители чаще всего обращаются с вопросами, касающиеся психологической готовности к приему ребенка в свою семью. Кроме того, кандидатов интересуют вопросы юридического аспекта (обеспечение жильем, социальные гарантии поддержания здоровья и организации досуга, пособие детей и др.) [3].

Сильнейший стресс испытывают дети, которых возвращают замещающие родители в детское учреждение, некоторые из них сталкиваются с подобными возвратами неоднократно. Для сокращения подобного обращения с детьми и нанесением травмы детям, большинство из которых сложные, чаще с тяжелым опытом жизни в родной семье, отягощенной наследственностью, последствиями воспитания в детском учреждении, необходима система психологического сопровождения кандидатов в замещающие родители.

Психологическое сопровождение кандидатов в замещающие родители должно состоять из нескольких этапов заключающихся на тщательном отборе кандидатов в замещающие родители, развитии психолого-педагогической компетентности кандидатов и оказании индивидуально-ориентированной, педагогической, психологической помощи.

Мы предлагаем организацию психологического сопровождения кандидатов в замещающие родители вести в несколько этапов:

  1. Сбор и анализ информации о кандидате в замещающие родители. Первый этап характеризуется составлением общего психологического и социального статуса кандидата, с обследованием жилищно-бытовых условий для этого формируется социально-психологическая карта. В соответствии с законодательством РФ в банк данных вносятся сведения о кандидатах в замещающие родители, подтвердивших документально право быть таковыми. Также при проведении первых бесед с кандидатом важно выявить истинные мотивы и причины, по которым кандидат желает взять ребенка на воспитание.
  2. Диагностика профессиональной и личностной готовности кандидата в замещающие родители к выполнению данной роли и внутрисемейных отношений потенциальных родителей. Ее цель - выявить из общего числа претендентов людей пригодных к выполнению данной роли. При проведении диагностики специалист выделяет специфические проблемы кандидата, требующие особого внимания на следующем этапе;
  3. Обогащение представлений кандидата о замещающей семье. Зачастую кандидаты в замещающие родители имеют поверхностное представление о психологических и социальных особенностях детей. Для этого педагогу-психологу, социальному педагогу необходимо донести достоверную, исчерпывающую информацию по любым вопросам, связанным с замещающей семьей и ее ролью. На данном этапе после полученной информации некоторые кандидаты начинают испытывать сомнения в своей готовности к принятию ребенка. Специалисты в таком случае должны предоставить кандидату время все основательно обдумать, а также возможность отказаться от создания замещающей семьи, если имеют место серьезные сомнения.
  4. Кандидаты чье первоначальное желание стать замещающим родителем не изменилось, проходят дальнейшую консультацию у педагога-психолога связанную с общими сведениями об интернате, его задачах, о том, как попадают в него дети, с какими проблемами сталкиваются сотрудники и что предпринимают для их преодоления. Подготовка замещающих родителей может осуществляться через индивидуальные и групповые формы обучения. К ним можно отнести: лекции, тренинги, семинары-практикумы и консультации. В ходе обучения кандидатов знакомят с основными проблемами, возникающими при проявлении нового члена семьи, при этом специалисты выделяют для каждой семьи, как зоны возможных трудностей, так и ресурсы, позволяющие решать данные проблемы. Эффективнее всего проходят тренинги. В ходе тренинга кандидаты в замещающие родители получают возможность под руководством специалиста самостоятельно найти пути решения проблемы, что способствует формированию компетентного поведения, что в дальнейшем способствует уменьшению роста вторичного социального сиротства. Также занятия формируют навыки семейного общения, преодоления возможных проблемных ситуаций и бесконфликтного общения, умения коррекционно-воспитательной деятельности. Значительное место в повышении социально-психолого-педагогической компетентности кандидатов принадлежит индивидуальным консультациям, совместному анализу реальных ситуаций, вызывающих у них тревогу. Юридическое и психолого-педагогическое обучение являются наиболее полезными и приоритетными для будущих замещающих родителей.

Юридическая подготовка заключается в ознакомлении кандидатов с законодательными основами защиты детей и правовыми аспектами деятельности замещающей семьи. В результате кандидат получает знания о своих правах и обязанностях в качестве замещающего родителя, а также приемного ребенка.

 

Список литературы:
1. Об утверждении Положения и организации деятельности работы школы приемных родителей, осуществляющих подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории городского округа «город Якутск» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/553286765
2. Численность приемных родителей, с которыми досрочно расторгнуты договоры по инициативе органа опеки и попечительства по причине возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), человек / Семейная политика детствосбережения / Семья, материнство и детство / Население /Официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.rosstat.gov.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/#
3. Сопровождение семей // Муниципальное казенное учреждение «Центр помощи и комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями «Берегиня». [Электронный ресурс]. Режим доступа :  http://bereginya.yaguo.ru/сопровождение-семей/