Статья:

Мероприятия по выявлению особенностей развития словарного запаса у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Назарова О.В. Мероприятия по выявлению особенностей развития словарного запаса у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Мероприятия по выявлению особенностей развития словарного запаса у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи

Назарова Ольга Владимировна
студент факультета психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, ТГПУ, РФ, г. Тула
Лещенко Светлана Геннадьевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, ТГПУ, РФ, г. Тула

 

В данной статье описаны мероприятия по выявлению особенностей развития словарного запаса у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Выделены уровни развития лексического запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Обоснована необходимость использования разработанного авторами диагностического комплекса, направленного на выявление особенностей и уровней развития лексического запаса у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).

Одним из показателей развития человека и уровня его социализации является словарный запас. В большинстве литературных источников по логопедии слово рассматривается в качестве номинативной единицы языка, которая служит названием не только предмета, но и его признака и действия. Слово отличает от звукового комплекса его лексическое значение, которое позволяет соотнести стабильное звучание с соответствующим понятием. Лексические единицы объединяются в семантические поля, которые представляют собой совокупность сложных структурно-системных отношений. Человек в речевом акте оперирует не словами, а семантическими полями, и уже из них он подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль.

Словарный запас представлен в двух аспектах: различают активный словарь (экспрессивная лексика) – совокупность слов, которыми человек владеет и которые он активно использует в своей речи и пассивный словарь (импрессивная лексика) – совокупность слов, которые знакомы человеку, значения которых ему известны и которые он понимает, воспринимая чужую речь, но в своей собственной не использует или же использует крайне редко. Многие исследователи (Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Л.В. Лопатина и другие) отмечают скачкообразное развитие активного словаря, в то время как пассивный развивается равномерно и с опережением [3]. В онтогенезе речевой деятельности пассивный словарь значительно преобладает над активным и служит пополнению активного словаря за счет актуализации находящихся в его составе слов.

Лексический запас ребенка развивается постепенно в процессе знакомства с окружающим миром и в ходе обоюдного речевого общения с социумом. В процессе неосложненного речевого развития значение слова претерпевает ряд изменений: словарный запас систематизируется и обогащается, лексемы организуются в семантические поля [1].

По данным А.Н. Гвоздева, к старшему дошкольному возрасту у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т.п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной [2].

Однако, уровень развития речи старших дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается; у третьих отмечается неточное употребление многих слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

Именно поэтому встаёт проблема своевременного выявления особенностей словаря у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи.

На основании анализа психолого-педагогической литературы нами был разработан диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей и уровней развития лексического запаса у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В диагностический комплекс вошли методики следующих авторов: Бесонова Т.П., Волкова Г.А., Власенко И.Т., Чиркина Г.В., Грибова О.Е., Иншакова О.Б., Лопатина Л.В., Малярчук А.Я.

Данный комплекс был апробирован на базе учреждения города Тулы МБОУ №142 – детский сад «Улыбка». В исследовании приняли участие дети 5–6 лет с ОНР (III уровень речевого развития).

Для исследования пассивного словаря детям предлагалось узнать предметы по их описанию, распределить картинки в соответствии с тематикой, установить между словами отношения целое-частное, также оценивалось понимание синонимичности слов и предложно-падежных конструкций.

Для обследования активного номинативного словаря детям предлагалось назвать предметы и их детали, детенышей животных, части лица и туловища человека; подобрать синонимы к заданным словам, продолжить ярд слов по предъявленной теме. При обследовании активного предикативного словаря предлагалось назвать действия в соответствии с профессиональной принадлежностью человека, назвать способы передвижения и возможные действия указанного предмета. Оценка развития активного аттрибутивного словаря производилась в процессе подбора антонимов, определений к словам, лексем описательного характера, а также характеристики предметов по признаку принадлежности. Обследование адвербиального словаря проводилось с помощью подбора наречий со значением образа действия к слову, подбора наречий со значением времени к слову.

В зависимости от выявленных особенностей словаря, дети были разбиты на подгруппы в соответствии с уровнем развития лексического запаса.

Первую подгруппу составили дети с низким уровнем лексического запаса. У данной категории детей, активный, и особенно пассивный, словарь состоит в основном из существительных и глаголов. Дети не понимают и не могут показать значения многих слов, не знают оттенков цветов, плохо различают формы предметов. В глагольном словаре таких дошкольников преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. В словаре отсутствуют слова обобщенного, отвлеченного значения, а также слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки. Дети не могут объяснить значения слов, не умеют пользоваться синонимами и антонимами, актуализация словаря вызывают у них большие затруднения. У таких дошкольников отмечается большое количество вербальных парафазий и несформированность семантических полей.

Во вторую подгруппу вошли дошкольники со средним уровнем лексического запаса. У этих детей словарь разнообразен по содержанию, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. Однако их количество невелико. Наряду с бедностью словарного запаса отмечаются и нарушения его использования. Многие слова называют в приблизительном, неточном значении. Наблюдаются нарушения лексической сочетаемости, вербальные парафазии. Дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. В свободных высказываниях дети практически не используют прилагательные и наречия, обозначающие признаки и состояния предметов, способы действий. В словаре мало обобщающих понятий (в основ­ном это игрушки, посуда, одежда), выявляются трудности актуализации некоторых слов.

К третьей подгруппе относятся дети, которые точно подбирают и употребляют слова всех частей речи, легко актуализируют лексику разнообразной тематики. Задания на обобщение, сравнение, классификацию не вызывает у них затруднений. Дети правильно объясняют значения слов, умело пользуются синонимами и антонимами. У таких дошкольников отсутствуют вербальные парафазии. Результаты обследования данной группы дошкольников показывают сформированность у них семантических полей. Высокий уровень лексического не показал никто из обследованных.

Использование описанного диагностического комплекса и анализ полученных данных позволяет выявить особенности отклонений в развитии словаря в каждом конкретном случае и помогает осуществить дифференцированный подход в после­дующей логопедической работе.

Таким образом, результаты исследования позволяют рекомендовать составленный нами диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей словаря у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи к использованию в практической деятельности специалистов, работающих с данной категорией детей.

 

Список литературы:
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331с.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2007. – 358с.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Союз, 2001. – 218с.