Мероприятия по выявлению особенностей развития словарного запаса у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи
Секция: Психология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Мероприятия по выявлению особенностей развития словарного запаса у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи
В данной статье описаны мероприятия по выявлению особенностей развития словарного запаса у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Выделены уровни развития лексического запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Обоснована необходимость использования разработанного авторами диагностического комплекса, направленного на выявление особенностей и уровней развития лексического запаса у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития).
Одним из показателей развития человека и уровня его социализации является словарный запас. В большинстве литературных источников по логопедии слово рассматривается в качестве номинативной единицы языка, которая служит названием не только предмета, но и его признака и действия. Слово отличает от звукового комплекса его лексическое значение, которое позволяет соотнести стабильное звучание с соответствующим понятием. Лексические единицы объединяются в семантические поля, которые представляют собой совокупность сложных структурно-системных отношений. Человек в речевом акте оперирует не словами, а семантическими полями, и уже из них он подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль.
Словарный запас представлен в двух аспектах: различают активный словарь (экспрессивная лексика) – совокупность слов, которыми человек владеет и которые он активно использует в своей речи и пассивный словарь (импрессивная лексика) – совокупность слов, которые знакомы человеку, значения которых ему известны и которые он понимает, воспринимая чужую речь, но в своей собственной не использует или же использует крайне редко. Многие исследователи (Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Л.В. Лопатина и другие) отмечают скачкообразное развитие активного словаря, в то время как пассивный развивается равномерно и с опережением [3]. В онтогенезе речевой деятельности пассивный словарь значительно преобладает над активным и служит пополнению активного словаря за счет актуализации находящихся в его составе слов.
Лексический запас ребенка развивается постепенно в процессе знакомства с окружающим миром и в ходе обоюдного речевого общения с социумом. В процессе неосложненного речевого развития значение слова претерпевает ряд изменений: словарный запас систематизируется и обогащается, лексемы организуются в семантические поля [1].
По данным А.Н. Гвоздева, к старшему дошкольному возрасту у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т.п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной [2].
Однако, уровень развития речи старших дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается; у третьих отмечается неточное употребление многих слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Именно поэтому встаёт проблема своевременного выявления особенностей словаря у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи.
На основании анализа психолого-педагогической литературы нами был разработан диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей и уровней развития лексического запаса у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В диагностический комплекс вошли методики следующих авторов: Бесонова Т.П., Волкова Г.А., Власенко И.Т., Чиркина Г.В., Грибова О.Е., Иншакова О.Б., Лопатина Л.В., Малярчук А.Я.
Данный комплекс был апробирован на базе учреждения города Тулы МБОУ №142 – детский сад «Улыбка». В исследовании приняли участие дети 5–6 лет с ОНР (III уровень речевого развития).
Для исследования пассивного словаря детям предлагалось узнать предметы по их описанию, распределить картинки в соответствии с тематикой, установить между словами отношения целое-частное, также оценивалось понимание синонимичности слов и предложно-падежных конструкций.
Для обследования активного номинативного словаря детям предлагалось назвать предметы и их детали, детенышей животных, части лица и туловища человека; подобрать синонимы к заданным словам, продолжить ярд слов по предъявленной теме. При обследовании активного предикативного словаря предлагалось назвать действия в соответствии с профессиональной принадлежностью человека, назвать способы передвижения и возможные действия указанного предмета. Оценка развития активного аттрибутивного словаря производилась в процессе подбора антонимов, определений к словам, лексем описательного характера, а также характеристики предметов по признаку принадлежности. Обследование адвербиального словаря проводилось с помощью подбора наречий со значением образа действия к слову, подбора наречий со значением времени к слову.
В зависимости от выявленных особенностей словаря, дети были разбиты на подгруппы в соответствии с уровнем развития лексического запаса.
Первую подгруппу составили дети с низким уровнем лексического запаса. У данной категории детей, активный, и особенно пассивный, словарь состоит в основном из существительных и глаголов. Дети не понимают и не могут показать значения многих слов, не знают оттенков цветов, плохо различают формы предметов. В глагольном словаре таких дошкольников преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. В словаре отсутствуют слова обобщенного, отвлеченного значения, а также слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки. Дети не могут объяснить значения слов, не умеют пользоваться синонимами и антонимами, актуализация словаря вызывают у них большие затруднения. У таких дошкольников отмечается большое количество вербальных парафазий и несформированность семантических полей.
Во вторую подгруппу вошли дошкольники со средним уровнем лексического запаса. У этих детей словарь разнообразен по содержанию, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. Однако их количество невелико. Наряду с бедностью словарного запаса отмечаются и нарушения его использования. Многие слова называют в приблизительном, неточном значении. Наблюдаются нарушения лексической сочетаемости, вербальные парафазии. Дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. В свободных высказываниях дети практически не используют прилагательные и наречия, обозначающие признаки и состояния предметов, способы действий. В словаре мало обобщающих понятий (в основном это игрушки, посуда, одежда), выявляются трудности актуализации некоторых слов.
К третьей подгруппе относятся дети, которые точно подбирают и употребляют слова всех частей речи, легко актуализируют лексику разнообразной тематики. Задания на обобщение, сравнение, классификацию не вызывает у них затруднений. Дети правильно объясняют значения слов, умело пользуются синонимами и антонимами. У таких дошкольников отсутствуют вербальные парафазии. Результаты обследования данной группы дошкольников показывают сформированность у них семантических полей. Высокий уровень лексического не показал никто из обследованных.
Использование описанного диагностического комплекса и анализ полученных данных позволяет выявить особенности отклонений в развитии словаря в каждом конкретном случае и помогает осуществить дифференцированный подход в последующей логопедической работе.
Таким образом, результаты исследования позволяют рекомендовать составленный нами диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей словаря у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи к использованию в практической деятельности специалистов, работающих с данной категорией детей.