Статья:

Влияние гендерного аспекта на уровень конфликтности личности в коллективе

Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Горемыкина М.В. Влияние гендерного аспекта на уровень конфликтности личности в коллективе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(47).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние гендерного аспекта на уровень конфликтности личности в коллективе

Горемыкина Мария Владимировна
магистрант, Волгоградский институт управления - филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, Волгоград
Зиновьева Дина Муратовна
научный руководитель,

 

Аннотация. Статья посвящена конфликтным ситуациям в коллективах на основе гендерных различий. В статье рассматривается возможность влияния гендерных характеристик личности человека на степень конфликта, а также на выбор возможных путей выхода из конфликта.

Abstract. The article discusses conflict situations in the student team related to gender differences. The article discusses the possibility of the influence of the student’s gender characteristics on the degree of conflict, as well as the choice of possible ways out of the conflict.

 

Ключевые слова: гендер, конфликтность, конфликты в коллективах, маскулинность, фемининность

Keywords: conflict, femininity, gender, masculinity.

 

Появление конфликтных ситуаций в коллективах является неизбежным явлением, так как в процесс совместной деятельности вовлечены люди, отличающиеся своими личными качествами, интересами, темпераментом, социальным статусом и жизненным опытом. Нельзя отрицать, что конфликты между членами коллектива могут носить не только негативный окрас, но иногда и конструктивный характер. В связи с этим люди должны иметь возможность выстраивать продуктивные отношения, а также эффективно решать возникающие споры.

Для того чтобы проанализировать сущность понятия «конфликт», необходимо обратиться к  ученым, которые занимались исследованием этой темы.

По мнению профессора К. Боулдинга, конфликт - это ситуация соперничества, в которой стороны осознают несовместимость возможных позиций, и каждая сторона стремится занять положение, несовместимое с тем, которое хочет занять другая.

А. Г. Здравомыслов, автор фундаментального труда по проблемам социологии конфликта, пишет, что «конфликт является важнейшим аспектом взаимодействия людей в обществе, своеобразной ячейкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или фактическими субъектами социальных действий, мотивация которых обусловлена противоположными ценностями и нормами, интересами и потребностями».

Р. Дарендорф, самый известный западный исследователь социальных конфликтов, определяет его как «любые отношения между элементами, которые можно охарактеризовать с помощью объективных («скрытых») или субъективных («очевидных») противоположностей».

На основании этих определений можно сделать вывод, что конфликты являются важным фактором межличностного взаимодействия людей в коллективе. Еще одной особенностью изучения уровня индивидуального конфликта в процессе общения с членами группы является учет гендерных особенностей.

В российской психологии понятие «пол» рассматривается как «социальный пол» и представляет собой совокупность социальных и межличностных характеристик человека, которые последовательно связаны с принадлежностью к мужскому или женскому полу в данных социально-исторических условиях. Таким образом, если «пол» рассматривается через понятия «мужчина» и «женщина», то «гендер» - через такие категории, как «мужественность» и «женственность».

Мужественность (маскулинность от латинского мasculinus - мужской) и женственность (фемининность - от латинского femininus - женский) изучаются как независимые друг от друга личностные характеристики, которые имеют свои разные механизмы формирования [2, с. 32].

Под фемининностью подразумевается  совокупность личностных характеристик, которые традиционно соответствуют стереотипу женственности: мягкость, забота, нежность, тактичность, спокойствие и так далее.

Понятие «мускулинность» представляет собой комплекс характеристик, обычно приписываемых мужчинам, таких как сила, выносливость, агрессивность и прочие черты [3, с. 203].

Многие авторы в своих работах по гендерным вопросам при разрешении конфликтов уравнивают понятия «пол» и «гендер» и считают их синонимами. На самом деле это не так. И их различия имеют принципиальное значение.

В течение довольно длительного времени в науке эти термины считались синонимами понятия «биологический пол» и сводились к набору морфо-физиологических признаков человеческого организма, обусловленных лишь различием в репродуктивном функции мужчин и женщин. Тем не менее, теория половых ролей позволяет отклониться от биологических интерпретаций различий между полами и сделать вывод, что различия в поведении мужчин и женщин обусловлены процессами социализации и социальными ожиданиями [4, с. 5].

Кроме того, в методике С. Бем выделяется еще одна категория, которая носит название «андрогинность» и определяется как сочетание традиционно женских и мужских черт, является важной психологической характеристикой человека, определяющей его способность варьировать поведение в зависимости от ситуации; помогает формировать стрессоустойчивость, способствует достижению успеха в различных сферах жизни. Важность концепции андрогинности заключается в том, что она позволяет реализовать равную привлекательность качеств, традиционно считавшихся женскими и мужскими. Это особенно важно в свете того факта, что мужские качества представляются как более нормативные и желательные.

Целью исследования является анализ влияния гендерного аспекта на уровень конфликтности личности в команде. Для получения результатов исследования было проведено анкетрование. В исследовании приняли участие 100 студентов Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС. Возраст респондентов колебался от 18 до 21 года. Опрос проводился по методу Сандры Бем  для диагностики психологического пола, в результате которого 14% респондентов обладают выраженной фемининностью, 12% - мускулинностью, а 74% - андрогинностью.

 

Рисунок 1. Диагностика психологического пола

 

На основании этих данных можно сделать вывод, что большинство респондентов, умело использующих свои мужские или женские черты в определенных жизненных ситуациях, могут корректировать свое поведение для разрешения конфликтных ситуаций.

Основываясь на характеристиках гендерных показателей, смею предположить, что  мужчины и женщины, имея разные степени выраженности фемининности и маскулинности, в коллективе используют разные стратегии выхода из конфликта. Кроме того, маскулинность и фемининность оказывают влияние на уровень конфликтности личности и, вследствие этого, на частоту конфликтов в группе.

Из вышесказанного стоит отметить, что гендерные различия оказывают непосредственное влияние на уровень индивидуальных конфликтов в команде, и этот фактор необходимо учитывать при приеме сотрудников на работу, что бы в дальнейшем избежать стрессовых ситуаций.

 

Список литературы:
1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: учебник для студентов вузов / А.Г. Здравомыслов. - 2-е изд., Доп. - М.:  АО «Аспект» - Пресс, ЗАО, 2010. - 317 с.
2. Кон, И.С. Пол и гендер: заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. 2014. -  № 1-2. - с. 31-34.
3. Королева Е.В. Управление командой: гендерный аспект // Актуальные проблемы социальных наук: социология, политология, философия, история: Сб. Изобразительное искусство. по матер. XVII стажер научно-практический конф. - Новосибирск: СибАК, 2016. - с. 20-26.
4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины: учебник / Е.П. Ильина. - СПб.: Питер, 2017. - 472 с.
5. Тимохин Я.С. Психология конфликта в обществе // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации, 2017. - № 3. - с. 40-45.
6. Ферару Г.С., Сушкова Ю.Г. Гендерный аспект кадрового конфликта в коллективе // Гуманитарные научные исследования. 2015.  - № 1.-  с. 30-35[Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9270 (дата обращения: 26.03.2009).